АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Конституционная реформа Павел Шеремет Эпидемия Белгазпромбанк Беларусь-Россия

Светлана Калинкина: Бог молчал 26

Когда Лукашенко сегодня стал цитировать Великого инквизитора из «Братьев Карамазовых», мне стало холодно.

Казалось, споры о природе добра и зла это уже нечто абстрактное, фигура речи.

Казалось немыслимым, что в христианской стране с самой высокой трибуны некто возьмется цитировать литературного героя, известного тем, что он оспаривает правоту Христа, отрицает Бога, признается в служении заветам Дьявола. Но такой человек нашелся.

«Нет для человека ничего невыносимее свободы». Лукашенко решил, что он может похвалить за правоту великого Достоевского. А на самом деле цитировал Великого инквизитора, который говорит Христу: «Я не хочу любви твоей, потому что сам не люблю тебя».

Собственно, Легенда о Великом инквизиторе из «Братьев Карамазовых» -- это монолог. Монолог человека, облаченного всей полнотой власти, который вдруг встретил Иисуса, вернувшегося на землю. Он пламенно доказывает, что те три искушения, которыми дьявол соблазнял его в пустыне (в христианстве это трактуется как борьба сил добра и зла, в которых побеждает добро), и есть истина, закон, по которому надо жить. Что надо было брать дары дьявола, а не отвергать их.

«Мы исправили подвиг твой… И люди обрадовались, что их вновь повели, как стадо…»

«Завтра же я осужу и сожгу тебя на костре, как злейшего из еретиков, и тот самый народ, который сегодня целовал твои ноги, завтра же по одному моему мановению бросится подгребать к твоему костру угли».

«Ты хочешь идти в мир и идешь с голыми руками с каким-то обетом свободы, которого они, в простоте своей и в прирожденном бесчинстве своем не могут и осмыслить, которого боятся они и страшатся, -- ибо ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы».

«Никакая наука не даст им хлеба, пока они будут оставаться свободными, но кончится тем, что они принесут свою свободу к ногам нашим и скажут нам: «Лучше поработите нас, но накормите нас».

«Они порочны и бунтовщики, но под конец они станут и послушными. Они будут дивиться на нас и будут считать нас за богов за то, что мы, став во главе их, согласились выносить свободу и над ними господствовать – так ужасно им станет под конец быть свободными! Но мы скажем, что послушны тебе и господствуем во имя твое. Мы их обманем опять, ибо тебя мы уже не пустим к себе».

"Мы взяли от него (дьявола) Рим и меч кесаря и объявили лишь себя царями земными, царями едиными, хотя и доныне не успели еще привести наше дело к полному окончанию. Но кто виноват? О, дело это до сих пор лишь в начале, но оно началось. Долго еще ждать завершения его, и еще много выстрадает земля, но мы достигнем и будем кесарями и тогда уже помыслим о всемирном счастии людей"…

В общем, про героя, с речами которого согласен Лукашенко, все всё поняли. Но как эта цитата могла появиться в его послании?

Есть три версии.

Первая версия – про двоечников. Один читал стихи Василя Быкова, но никогда не читал Достоевского, тем не менее любит блеснуть эрудицией и считает уместным ссылаться на классиков в своих посланиях.

А послания пишут такие же двоечники, у которых университетский курс литературы закрепился в голове мозаично, вне контекста и персонажей. Такие могут и Библию процитировать как-то так: «В Евангелие от Луки написано: «Поклонишься дьяволу, то все будет твое». А что там было дальше, что на это предложение ответил Христос – они уже и не запомнили…

Вторая версия – конспирологическая. Много людей писали текст послания, много людей читали и согласовывали его. Неглупых людей, с высшим образованием и большими личными библиотеками. Сложно представить, что все они не знакомы с текстом, который Достоевский считал лучшим в своем творчестве, и который составляет всего пару десятков страниц (многие литературоведы так и не поняли, почему текст легенды Достоевский включил внутрь «Братьев Карамазовых», хотя она самодостаточна и достойна быть отдельным произведением). Ее по курсу литературы и изучали как-то отдельно, поэтому сложно не запомнить.

В связи с этим возникла версия, что цитата из Великого инквизитора, которую вставили в текст, -- это был знак. Люди "оттуда" нам, как сумели, дали понять: «Его устами говорит зло. Облаченное высоким саном зло, которое описывал еще Достоевский». Правда, если это был знак из самого сердца президентской Администрации, то что теперь нам с ним делать, как реагировать? Ведь на церковь надежды нет…

И третья версия. Лукашенко ознакомился с теорией Великого инквизитора и полностью с ней согласен. И поверив в комплименты, что он выше Бога, готов убеждать Христа в своей, а не его правоте. В правоте Дьявола. «.. стадо вновь соберется и вновь покорится, и уже раз навсегда. Тогда мы дадим им тихое смиренное счастье, счастье слабосильных существ, коими они и созданы. О, мы убедим их, наконец, не гордиться, ибо ты вознес их и тем научил гордиться; докажем им, что они слабосильны, что они только жалкие дети, но что детское счастье слаще всякого. Они станут смотреть на нас и прижиматься к нам в страхе, как птенцы к наседке. Они будут дивиться и ужасаться на нас и гордиться тем, что мы так могучи и так умны, что могли усмирить такое буйное тысячемиллионное стадо… Да, мы заставим их работать, но в свободные от труда часы мы устроим их жизнь, как детскую игру, с детскими песнями, хором, с невинными плясками… И не будет у них никаких от нас тайн… И они будут нам покоряться с весельем и радостью»…

Не буду, однако, злоупотреблять цитатами. Снимите с полки «Братьев Карамазовых». Часть вторая, книга пятая, глава пятая. (Маленькая !). Просто будто с нас писано. Узнаваемо до жути. И страшно.Потому что главной задумки Достоевского я все-таки понять не могу. Христос на протяжении всей речи инквизитора молчал. А потом поцеловал и ушел. К нам, к людям.

Простил?.. Мучения миллионов людей, которых некто надумал превратить в стадо, простил?..

«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».