Владимир Мацкевич: Социальные сети и революция
Владимир Мацкевич, worwik.livejournal.com
, 08:33 03/05/2012
Несколько замечаний о социальных сетях и коммуникации в интернете.
Господа, нет никаких оснований преувеличивать значение социальных сетей.
О содержании коммуникации в социальных сетях написано много. И то, что содержательность и осмысленность всего, что говорится в социальных сетях ниже всякой критики, ни для кого секретом не является.
Но, откуда-то берется миф об организационном и мобилизационном потенциале социальных сетей.
Мобилизационные и организационные возможности социальных сетей мизерны.
Я проверял это начиная с 2001 года. Начал размышлять об этом году в 1998-99, когда еще не было ни самих сетей, ни этого термина. Но в 2001 году расцвели форумы на ТУТ, и стало возможным ими пользоваться. Первые интренет-движения в Беларуси стали возникать на этих форумах. Была попытка организовать выборы виртуального президента, суд над Лукашенко и т.д. Кое-что об этом писал Виталий Ищенко, который потом эмигрировал в Киев. В 2004 году я развернул на базе форумов тутбая интернет-движение «Рушэньне», просуществовавшее два года. Евгений Липкович пытался организовать подписную кампанию по выдвижению его в депутаты городского совета. Была оборона Лошицкого парка и т.д. В конце концов были молчаливые акции в прошлом году.
Так вот, вся эта богатая эмпирика дает устойчивый коэффициент 1 к 100.
Т.е. если вы хотите интернет активность в сетях перевести в реальный мир, смело можете делить количество участников сетей на 100 и получите приблизительное количество тех, кто будет готов хоть что-то сделать в реальности.
В «Рушаньни» крутилось около 5-6 тысяч юзеров. Когда мы весной 2005 года объявили съезд участников движения, то откликнулись человек 50, а на сам съезд прибыло 20. Причем, только 3-4 человека из прибывших не имели знакомств с остальными прибывшими в реальности.
Липкович собрал 3 (три штуки) подписи за свое выдвижение через интернет. Остальные добирал ножками, обходя жителей своего избирательного округа.
Так и в остальных случаях.
На молчаливые акции в прошлом году ходили участники реальных молодежных групп и тусовок, а не юзеры социальных сетей.
Пожалуйста, имейте это в виду.
Мифы про твитерианские революции в Египте, это мифы. Твитер это не роскошь, но и не «коллективный организатор», это просто средство связи, несколько отличающийся по своим характеристикам от мобильной телефонии.
Вконтакте – обычный досужий треп подростков.
Фейсбук – обмен открытками.
ЖЖ – слегка углубленный эпистолярный жанр.
Чтобы что-то понимать про все эти сети, нужно многое поменять в методах анализа и в понимании современного социума. А здесь – конь не валялся. У меня много эмпирики, но некогда заняться описанием всего этого.
О содержании коммуникации в социальных сетях написано много. И то, что содержательность и осмысленность всего, что говорится в социальных сетях ниже всякой критики, ни для кого секретом не является.
Но, откуда-то берется миф об организационном и мобилизационном потенциале социальных сетей.
Мобилизационные и организационные возможности социальных сетей мизерны.
Я проверял это начиная с 2001 года. Начал размышлять об этом году в 1998-99, когда еще не было ни самих сетей, ни этого термина. Но в 2001 году расцвели форумы на ТУТ, и стало возможным ими пользоваться. Первые интренет-движения в Беларуси стали возникать на этих форумах. Была попытка организовать выборы виртуального президента, суд над Лукашенко и т.д. Кое-что об этом писал Виталий Ищенко, который потом эмигрировал в Киев. В 2004 году я развернул на базе форумов тутбая интернет-движение «Рушэньне», просуществовавшее два года. Евгений Липкович пытался организовать подписную кампанию по выдвижению его в депутаты городского совета. Была оборона Лошицкого парка и т.д. В конце концов были молчаливые акции в прошлом году.
Так вот, вся эта богатая эмпирика дает устойчивый коэффициент 1 к 100.
Т.е. если вы хотите интернет активность в сетях перевести в реальный мир, смело можете делить количество участников сетей на 100 и получите приблизительное количество тех, кто будет готов хоть что-то сделать в реальности.
В «Рушаньни» крутилось около 5-6 тысяч юзеров. Когда мы весной 2005 года объявили съезд участников движения, то откликнулись человек 50, а на сам съезд прибыло 20. Причем, только 3-4 человека из прибывших не имели знакомств с остальными прибывшими в реальности.
Липкович собрал 3 (три штуки) подписи за свое выдвижение через интернет. Остальные добирал ножками, обходя жителей своего избирательного округа.
Так и в остальных случаях.
На молчаливые акции в прошлом году ходили участники реальных молодежных групп и тусовок, а не юзеры социальных сетей.
Пожалуйста, имейте это в виду.
Мифы про твитерианские революции в Египте, это мифы. Твитер это не роскошь, но и не «коллективный организатор», это просто средство связи, несколько отличающийся по своим характеристикам от мобильной телефонии.
Вконтакте – обычный досужий треп подростков.
Фейсбук – обмен открытками.
ЖЖ – слегка углубленный эпистолярный жанр.
Чтобы что-то понимать про все эти сети, нужно многое поменять в методах анализа и в понимании современного социума. А здесь – конь не валялся. У меня много эмпирики, но некогда заняться описанием всего этого.
«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора.
Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».