АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Конституционная реформа Павел Шеремет Эпидемия Белгазпромбанк Беларусь-Россия

Александр Микулин : Новая военизированная спецслужба 1

Следственный комитет приобретает полномочия и функции неконституционного органа


Следственный комитет «является военизированной организацией», финансируется из государственного бюджета и иных источников, что создает благодатную почву для взяточничества и коррупции. К такому выводу пришел витебский правозащитник Александр Микулин, проанализировавший «Положение о Следственном комитете Республики Беларусь».

Государственная служба в Республике Беларусь организована и строится строго на принципах и основах, заложенных Конституцией страны. Именно потому все граждане, кто в той или иной степени соприкасается с основами государственной службы,  обязаны присягнуть на  верность долгу и чести, народу и Конституции! 

«Я,  ФИО, поступая на службу в органы Республики Беларусь, присягаю на верность Республике Беларусь и ее народу. Клянусь свято соблюдать Конституцию и законы Республики Беларусь...»

Даже высшее должностное лицо, - Президент приносит присягу.

«Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь: верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности».
 
Все клянутся верно, служить народу Беларуси и свято соблюдать Конституцию.

А что мы видим в жизни?

Уже пошел четвертый месяц, как в системе правоохранительных органов появился и  действует новый орган  - орган предварительного следствия, так называемый Следственный комитет. Насколько это своевременное и целесообразное решение - время покажет и  все расставит   по местам. Но можно одно сказать, что такого плана решение свидетельствует о коренной реформе в системе правоохранительных органов Беларуси. Хотя в истории государства прошлого столетия уже такой опыт был, когда следственные подразделения были объединены в одно целое, но, правда, положительного эффекта это не дало.  

Хочется рассмотреть некоторые положения Указа Президента Республики Беларусь от 10 ноября 2011 года № 518 «Вопросы  Следственного комитета Республики Беларусь»,  утвердившего «Положение о Следственном комитете Республики Беларусь», и сделать критические замечания по некоторым пунктам Положения.
 
Пункт 1 Положения:  «Следственный комитет Республики Беларусь (далее – Следственный комитет) – государственный правоохранительный орган и орган предварительного следствия, подчиненный Президенту Республики Беларусь и осуществляющий в соответствии с законодательными актами полномочия в сфере досудебного уголовного производства. Следственный комитет является военизированной организацией».  

На мой взгляд, в такой интерпретации Следственный комитет приобретает полномочия и функции неконституционного органа,  противоречащего статьям  Конституции Республики Беларусь. 
 
В пункте 5 статьи 84 Конституции и  статьях 17 и 34 Закона «О Президенте Республики Беларусь» — прав и полномочий по  созданию военизированного  органа прямого президентского управления не предусмотрено. Президенту разрешается для   непосредственного   обеспечения   деятельности Президента,   реализации   его   полномочий   создать Администрацию  Президента, а также  консультативно-совещательные и другие   органы государственного  управления.  В соответствии со статьей 107 Конституции, функция по принятию мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью принадлежит Правительству, которое, по сути, является представителем исполнительной власти в Беларуси. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную  закреплен в шестой статье Конституции и является основополагающим признаком демократичности государства. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Президент  в таком случае осуществляет преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Придание части полномочий правительства непосредственно президенту неизбежно приведет к нарушению баланса сдерживания и ослабления исполнительной власти в государстве.

Однако  если изложить данный пункт в следующей редакции: «Следственный комитет Республики Беларусь (далее - Следственный комитет) - это государственный орган предварительного следствия, входящий в государственную систему правоохранительных органов, созданный решением Президента Республики Беларусь, и  подчиняется  Совету Министров Республики  Беларусь,  в той степени, в которой определил Президент.  Следственный комитет осуществляет в соответствии с законодательными актами полномочия в сфере досудебного уголовного производства», - то можно однозначно констатировать: основной Закон не нарушается. Принцип разделения властей сохранен, демократичность государства восстановлена.

В пункте: «Следственный комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, другими законами, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, настоящим Положением, иными актами законодательства»  - явно просматривается, что пропущены основополагающие правовые акты: Уголовный и Уголовно- процессуальные кодексы.

Источники финансирования Следственного комитета вообще вызывают недоумение и удивление. «Финансирование деятельности Следственного комитета осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников, предусмотренных законодательством». Из этого следует, что Следственный комитет будет на хозрасчете, то есть  сам себя будет содержать? В разделе седьмом Конституции - «Финансово-кредитная система Республики Беларусь»,  довольно конкретно определены источники финансирования государственных органов. У Следственного комитета иных источников финансирования, кроме как из бюджета, не должно быть, дабы избежать помыслов во взяточничестве и  коррупции!

Всех критических замечаний можно было бы избежать, если бы в процессе подготовки данного правового акта со стороны разработчиков  было  обращение к опыту и знаниям гражданского общества Республики Беларусь. 


«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».