Выборы в день "революции"



Беларусь - единственная на постсоветском пространстве страна, где 7 ноября остается государственным праздником. С этим можно соглашаться или спорить. В данном случае историческую дату хотелось бы упомянуть в ином ракурсе, а именно: как день выборов в верхнюю палату парламента – Совет Республики.
Насколько это правомерно? Можно ли проводить выборы в праздничный день? Можно ли «развести» выборы в нижнюю и верхнюю палату парламента? И что такое – выборы в Совет Республики? Попробую коротко ответить на поставленные вопросы. В соответствии с Избирательным кодексом (далее – ИК) выборы в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палата предыдущего созыва. В ст.56 ИК указывается на воскресный день. Однако ключевыми словами являются «…не позднее 30 дней до окончания полномочий…». То есть, последний месяц полномочий предыдущих парламентариев отводится на выборы. Уменьшать срок полномочий недопустимо, поскольку это будет нарушением их правового статуса со всеми вытекающими из этот факта последствиями. Отсюда сделаем первый вывод: назначать выборы в Национальное собрание на 10 месяцев раньше плановых сроков незаконно, что ставит под сомнение легитимность выборов. Можно ли выборы палат парламента назначать в разные сроки? По смыслу норм ИК, нельзя. Выборы в обе палаты должны проводиться одновременно, то есть в один день. Во всяком случае, ИК не допускает «разводки» этих сроков. Отсюда следует второй вывод: назначение выборов в Палату представителей и Совет Республики в разные сроки является нарушением избирательного законодательства. Далее, можно ли выборы проводить не в воскресенье, а в другой день недели? Если исходить из сопоставления ст.56 и 97 ИК, то выборы должны проходить именно в воскресенье. Может ли государственный праздник заменить воскресный день? Думаю, что каждый здравомыслящий человек ответит на этот вопрос отрицательно. Праздников может быть сколько угодно, а воскресенье – по расписанию. «Заполнять» праздники разными мероприятиями и обязывать людей на них что-то делать – неправильно. Отсюда еще один вывод: выборы в государственный праздник  следует признать нарушением прав граждан, которым государство «подарило» выходной день, а потом пытается его использовать в своих интересах. И, наконец, вопрос на засыпку: кто выбирает членов Совета Республики и почему избиратели об этом ничего не знают? Мало кто знает, как происходит это действо и кто в нем участвует. Согласно главе 20 ИК (ст.ст.97-101), выдвижение кандидатов в члены Совета Республики принадлежит Советам депутатов базового уровня и соответствующим исполнительным комитетам – районным, городским (городов областного подчинения), а в г.Минске – президиуму Минского городского Совета депутатов и Минскому горисполкому. В совместном заседании этих органов должно участвовать не менее 2/3 от состава соответствующих президиумов Советов депутатов и исполнительных комитетов. Регистрирует кандидатов в члены Совета Республики Центризбирком при наличии соответствующих документов (ст.101). Однако в ИК не прописано, как выдвигает кандидатов в члены Совета Республики Президент Республики Беларусь, какие он оформляет документы и как определяет своих выдвиженцев. И вообще непонятно, на каком основании он выдвигает 8 кандидатов, если происходят якобы выборы. На мой взгляд, выборы в Совет Республики не соответствуют базовым принципам избирательного права. Они носят келейный характер, не являются демократичными, прозрачными, справедливыми. Поэтому они ничтожные по юридическим последствиям.
07.11.19 10:16