«На церемонии открытия Европейских игр показывали ту Беларусь, которой хочется гордиться»

Журналист «Комсомолки» Сергей Трефилов рассуждает, почему нас, белорусов, так впечатлила церемония

«На церемонии открытия Европейских игр показывали ту Беларусь, которой хочется гордиться»
1 из 5
Мне церемония открытия понравилась. Думаю, это результат того, что большие финансовые возможности не давали в руки белорусов. Иначе началось бы - возьми меня, кума, друга. Просто все ведь варятся в одном котле, всем неудобно отказать.

При этом порадовало, что один из режиссеров Александр Вавилов - наш, не раз себя зарекомендовавший на больших событиях...

Закралась даже мысль, что если отдавать и другие культурные события на откуп бесстрастным варягам, мы, наконец, увидим и масштаб, и заслуживающие реального внимания имена.


Потому что и Иван Кирчук, и Петр Елфимов - это те, кто впечатляет, те, кто реально может представлять страну, когда надо аутентичности или популярно-голосисто. Или оперные певцы Елена Сало, Илья Сильчуков и Маргарита Левчук – последние из тех, чьи имена звучат в медиапространстве благодаря всевозможным телеконкурсам.

Да и выбрать из нескольких коллективов со словом «песняры» в названии именно тех, кто споет "Беловежскую пущу" так, чтобы услышать что-то то самое, - порой у нас это не могут сделать в силу определенных тонкостей отношения к тем или иным персонам из истории этого ансамбля. А тут раз - и те самые лица, «Белорусские Песняры», тот самый голос Валерия Дайнеко. Сразу ясно, кому 50 лет на сцене в этом году и почему именно их мы представляем миру. По крайней мере, Европе.


Жалко только, что из относительно современного упомянули только Владимира Мулявина с «Песнярами», Василя Быкова (причем не как писателя военной тематики, а гуманиста) и балетмейстера Валентина Елизарьева, сделавшего имя Белорусскому балету. А дальше с культурой так сложно? Впрочем, этот вопрос не к шоу и его организаторам, а к нам и нашему отношению к своей культуре. И тому, что из нее и систематически ли видит мир, вкладываемся ли мы в ее раскрутку и что раскручиваем, когда есть деньги. И с каким эффектом.

Ну, а на церемонии открытия показывали ту Беларусь, которой хочется гордиться. Тут не было ощущения, что наша история началась в 1941-м, хотя и события войны упомянули в контексте. Наверное, «упомянули», «вспомнили» - ключевые и те самые слова. Мы помним, но помним и многое другое, не менее важное.

На церемонии оттолкнулись от совсем иных имен и событий: Витовт, Скорина, Сапега, Семенович - золотой век ВКЛ, исток книгопечатания, первая Европейская конституция современного образца, прооснователь учения о ракетостроении. Понятное миру имя Шагала, которое лишний раз застолбили за Беларусью. А еще Бакст с его арт-воплощением гремевш в мире ве азад «Русских сезонов» в Пар .

То есть мы можем сделать недежурную отсылку к нашему прошлому и вроде бы из сочетания известных имен построить некую цепочку гордости за свою страну и предела. И за себя. Кто знает, занимайся проектом исключительно белорусские творческие специалисты по госзаказу, не получили бы мы очередную реконструкцию партизанского лагеря, к примеру. Уж простите за скепсис, но в годы юбилеев освобождения Беларуси или победы обычно так и случается.

Церемония открытия игр - тот случай, когда ставку сделали не на историю войны, а на историю культуры. И она сыграла. Ставка на культуру - всегда верный ход.

С учетом международного статуса события белорусского языка на самой церемонии было до обидного мало. Кроме видеороликов и крутых этно-номеров. А ведь это тоже наш маркер в мире. Да и блок о букве "Ў" мог бы появиться.

Поделиться