В Гомеле разгорается битва легальных таксистов с «бомбилами» из инфосервиса maxim

В Гомеле недавно заработал новый информационный сервис для вызова такси, который совсем не такси, а всего лишь справочная служба.

В Гомеле разгорается битва легальных таксистов с «бомбилами» из инфосервиса maxim
В то же время де-факто «Максим» возит по дешёвым тарифам и предлагает выгодные условия для водителей. Но у легальных таксистов есть претензии: по сути, сервис стал пристанищем для местных «бомбил», которые зачастую осуществляют деятельность по перевозке пассажиров без необходимой регистрации в качестве ИП и соблюдения требований законодательства. В результате таксисты и диспетчерские службы теряют прибыль, пишет Progomel.by

Юридически «Максим» — это сервис для заказа авто, но, по сути, служба такси. Работает через мобильное приложение или по короткому номеру. Компания за комиссию продаёт заказы перевозчикам. У неё нет своего автопарка и водителей в штате, клиентов развозят «партнёры» фирмы, которые установили приложение на свой смартфон или планшет.

За 22 рабочих дня обещают зарплату в 1000 рублей
Зарегистрироваться в качестве водителя и вправду просто. На сайте компании сначала нужно авторизироваться: на мобильный телефон придёт код подтверждения. Заполняешь анкету, где указываешь свои Ф. И. О., электронную почту, марку авто, его год выпуска, цвет и госномер, свои дату рождения, серию и номер водительского удостоверения и дату его выдачи. Также потребуется выслать фото в/у и лицо крупным планом, пишет «Вечерний Гродно».

— У водителя свободный график. 100 процентов выручки забирает себе. Работает с помощью приложения, устанавливается оно бесплатно. Оклеивать автомобиль не надо. Таксометр тоже не нужен. Можно взять в офисе кассовый аппарат. При 22 рабочих днях зарплата — от 1000 рублей, — рассказывает по телефону девушка, которая представилась Юлией. — От водителя требуются только паспорт, документы на машину и права, никаких лицензий не нужно.

— Неужели выгодно так дёшево возить? — интересуюсь у таксиста.

— Сами посудите. С каждого заказа я получаю не меньше 3,50 рубля. Вот вёз клиентов с улицы Титова на «Корону» на Победы. Поездка обошлась в 1,20 рубля. Разницу в 2,30 «Максим» мне доплатит. Чтобы работать легально, взял кассовый аппарат. В месяц платишь всего 100 рублей. А если в день выполняешь не менее 10 заказов и работаешь 22 дня в месяц — платить ничего не надо, — говорит таксист.

Отметим, что в «Лицензионном соглашении» (которое почти никто не читает – прим.) водителей честно предупреждают о том, что все нюансы с законодательством им придётся решать самим, сервис лишь предлагает информационные услуги:

8.1. Принимая условия настоящего положения Сублицензиат осознает, что информация, доступ к которой он получил в рамках исполнения данного порядка, используется им самостоятельно, в своих интересах и под свою ответственность. Сублицензиат уведомлен о том, что в случае использования им информации в предпринимательских целях, он должен самостоятельно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или осуществлять деятельность в форме юридического лица, а также обеспечить соблюдение требований действующего законодательства Республики Беларусь, регулирующего деятельность в сфере перевозок пассажиров и багажа; перевозки (доставки) грузов (товаров); проведения погрузочно-разгрузочных работ, правил и норм техники безопасности и охраны труда и положения иных нормативных правовых актов.

Тем временем таксисты опасаются: если ситуация не изменится, они останутся и без клиентов, и без водителей. Службам такси придётся закрыться.

— Наши водители каждый день проходят механика и врача. Платим за обслуживание таксометра и СКНО по 7,5 рубля. Машины оклеены жёлтыми полосами, с плафонами, дважды в год проходят техосмотр. На автомобили есть специальные страховки. На каждом работает по три водителя. По окончании поездки пассажир получает чек, — говорит директор службы такси Валерий Полуйчик. — А эти водители работают без таксометров, в штат не оформлены. Ездят на машинах 70–90-х годов, а ТО и вовсе не проходят. Захотел, вечером после работы сел и поехал. Режим труда и отдыха не соблюдается. Города не знают.

Гомельские таксисты решили дать отпор
В редакцию Progomel.by обратился подписчик, который, судя по всему, работает таксистом. Гомельчанин сообщил, что «сегодня ночью в 1:05 на площади Восстания таксистами 181 был замечен «Ситроен C5» с подозрительным водителем, в дальнейшем оказалось, что он является водителем такси «Максим», автомобиль не имел ни обклейки, ни шашечек, также в автомобиле отсутствовал таксометр СКНО и прочая атрибутика такси».
 
После беседы с водителем от лица клиентов они вызвали сотрудников правоохранительных органов, которые в свою очередь быстро отреагировали и прибыли на место, где таксисты удерживали водителя, заблокировав его авто своими.

Со слов очевидца, приехавшие на место сотрудники милиции заподозрили, что водитель находится в состоянии опьянения, вызвали ГАИ, однако тест на алкоголь показал ноль промилле в выдыхаемом мужчиной воздухе, в результате чего было принято решение проверить водителя на употребление наркотических средств. Впрочем, результаты освидетельствования таксистам не известны. Поэтому строить предположения пока преждевременно. Презумпцию невиновности никто не отменял.

В результате конфликта «Водитель начал буянить и выкидывать клиентов из авто. На видео слышно, как он говорит, что если хотите чек, вызывайте нормальное такси. Диспетчера на эту ситуацию говорят только одно — мы не можем ничем вам помочь», – пишет гомельчанин.

Нелегальные таксисты нашли способ спрятаться
Броская реклама на билбордах предлагает всем желающим стать таксистами: «Максим». Приглашаем водителей с личным автомобилем». Материалы, рассказывающие о преимуществах работы с «Максимом», периодически публикуются на местных сайтах. Суть их должна зацепить за живое: есть автомобиль — есть источник дополнительного дохода. В интернете можно даже найти калькулятор, с помощью которого рассчитывается возможный от сотрудничества с «Максимом» заработок. Деньги обещаются достаточно солидные. Всё выглядит красиво. На словах. А на деле вместо заработка можно и деньги потерять, и авто лишиться. Такой вывод сделал корреспондент «СБ. Беларусь сегодня», изучивший ситуацию изнутри.

Стать таксистом легко
В очередной раз увидел билборд с завлекающей надписью и решил: а почему в самом деле не попробовать стать таксистом? Зашел на сайт — мне тут же предложили заполнить анкету водителя. В первую очередь прохожу идентификацию — ввожу свой номер телефона и жду код подтверждения, который должен прийти в СМС. Но что–то, наверное, пошло не так. Прошу код раз, второй, третий — не приходит. Что ж, вот и повод отправиться в компанию. Благо находится она в самом центре города — в помещении, где еще не так давно размещался небольшой магазин. В бывшем торговом зале за компьютерами две барышни и парень. Делом занята только одна сотрудница. Потому обращаюсь к той, которая свободна, — я по поводу трудоустройства. Слышу в ответ:

— Ой, это вам к Татьяне. Подождите, пока она освободится.

Ждать приходится недолго. После чего мне скороговоркой выдают: «Максим» перевозчиком не является, лицензию не дает». Затем следует уже неторопливый рассказ о принципе работы. Он незамысловат. Мне на смартфон установят приложение, с помощью которого будут передавать заказы. 90 процентов выручки оставляю себе, 10 отдаю «Максиму». Меня просят предоставить паспорт, водительское удостоверение и техпаспорт на машину. Но при этом подчеркивают: никакого договора со мной подписывать не собираются. Со словами «подумаю» поднимаюсь и иду к выходу. Мне вдогонку Татьяна произносит:

— Обязательно подумайте. С нашей помощью можете получить хороший приработок к основной зарплате.

Что не так?
Очень странные впечатления остались от посещения «Максима». Я не стал до конца исполнять роль соискателя рабочего места и предъявлять требуемые документы. Подумал: а если некто неизвестный распорядится полученными данными? Вдруг на меня банально оформят чей–то кредит, залогом которого станет мой же автомобиль? Маловероятно? Да, но на 100 процентов такой вариант исключить нельзя.

Но даже если оставить возможное мошенничество за скобками, сотрудничество с «Максимом» выглядит весьма рискованным. Ведь чтобы заниматься пассажирскими перевозками, надо быть частным предпринимателем. Иначе автоматически становишься правонарушителем, занимающимся незаконной предпринимательской деятельностью. Мои опасения подтвердил заместитель начальника налоговой инспекции по Ленинскому району Могилева Виталий Семченко:

— В июне (прошлого года – прим.) мы уже выявили четырех граждан, которые получали заказы на перевозку пассажиров при помощи приложения «Максим». Они не являлись ИП. Потому были предупреждены об ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации. Плюс каждому пришлось уплатить доначисленный единый налог — по 129 рублей. Если кто–то из них попадется ещё раз, то будет платить налог уже в пятикратном размере. И его дело будет рассматривать экономический суд. Возможный штраф — до 100 базовых величин. При этом не исключена вероятность конфискации автомобиля.

Это совсем не страшилка. Представитель экономического суда Могилевской области Ян Клюев рассказал, что в прошлом году на нелегального таксиста, которого до этого уже дважды штрафовали, было наложено взыскание — штраф в 25 базовых величин. Таксовал нелегал на чужой машине. Поэтому автомобиль отбирать у хозяина не стали. Но у нарушителя конфисковали — есть и такая норма в законе — стоимость автомобиля, на котором он развозил пассажиров. В этом году еще один нелегал отвечал перед судом. Правда, отделался относительно легко — выплатил штраф в 5 базовых величин.

Дёшево, но сердито
Сегодня «Максим» демпингует на рынке. Двери подъездов, столбы пестрят рекламными объявлениями, обещающими «поездки от 1 рубля». Но что стоит за этой дешевизной? Элементарный риск для пассажира. Давайте разберемся. Когда я «нанимался» в «Максим», никто не потребовал от меня сведений о техосмотре моего автомобиля. И справка о состоянии здоровья была не нужна. О ежедневном медосмотре перед выездом на линию, как это положено у легальных перевозчиков, и речи не идет. Иными словами, получается, что «Максима» волнуют только те 10 процентов, которые он должен получать с каждого заказа.

Лет 5 – 7 назад шла активная борьба с «бордюрщиками» — таксистами–нелегалами. Тогда людей предостерегали от возможных поездок на неизвестно каких машинах с непонятно какими водителями. Сегодня ситуация повторяется — на более технологически высоком уровне. По сути, «Максим» стал крышей для нелегалов, которым теперь нет нужды ловить клиентов, к примеру, на вокзале. Можно и дома сидеть в ожидании заказа.

А что думают по этому поводу эксперты? Многие сходятся во мнении, что «Максим» должен или исчезнуть, или начать работать по правилам, учитывая все законодательные нюансы.


Кстати, если судить по сайту «Максим», служба, кроме Гомеля, работает в Могилёве, Бресте, Витебске, Гродно и Барановичах.

А как в России?
«Максим» позиционирует себя электронным диспетчером — службой заказа такси без собственного автопарка. Был основан в 2003 году Максимом Белоноговым как такси «Шадринск» в Шадринске Курганской области. В 2004 году служба вышла на областной уровень и была переименована в «Максим». С деятельностью оператора в России связано множество скандалов. В ряде городов России деятельность службы была приостановлена решениями судов. Например, в Белгороде областной суд решил, что «компания фактически организовала работу службы пассажирских перевозок без необходимых разрешений. 

Суд признал факт осуществления незаконной деятельности такси доказанной». Октябрьский суд Иркутска признал, что деятельность компании может быть опасной для потребителей — на основании проверки городской прокуратуры. Которая показала: «Фирма выпускает на линии автомобили без техосмотра, водители не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей и не имеют подтверждающих документов о том, что они прошли медосмотр. Услуги перевозки оказывает «неопределенный круг лиц». Все это может привести к ДТП с тяжкими последствиями и к другим непредвиденным ситуациям».


Поделиться