Что не так с белорусским высшим образованием? Топ-5 фактов от экспертов Болонского комитета

Общественный Болонский комитет 5 февраля представил в «Press Club Belarus» комплексное исследование «Белая книга 2018. Европейские перспективы белорусского высшего образования».

Что не так с белорусским высшим образованием? Топ-5 фактов от экспертов Болонского комитета
Эксперты рассказали, с какими вызовами столкнулась белорусская система образования после вступления в Болонский процесс и каких изменений требует в ближайшее время, пишет Белсат .

С 2011 года общественный Болонский комитет анализирует белорусскую образовательную политику. Эта рабочая группа предложила внести поправки в Кодекс об образовании, которые позволили бы Беларуси не только снять претензии к состоянию академической свободы, университетской автономии и самоуправления вузов, но и занять основную позицию в сфере образования среди европейских стран.

В 2015 году Беларусь официально присоединилась к Болонскому процессу, однако реформы идут медленно и не имеют инновационного характера.

На прошлой неделе Александр Лукашенко заявил, что белорусское образование в реформах не нуждается.

«Реформами мы никогда не занимались в образовании и заниматься не будем. Мы должны совершенствовать то, что имеем сегодня, и то, что получили вчера. Ломать ничего нельзя», – сказал он.

Тем временем эксперты, входящие в общественный Болонский комитет, считают: если реформы и дальше затягивать, не учитывая очевидные деформации и дисбалансы системы, в скором времени белорусское образование станет абсолютно бесполезной вещью.

Количество студентов падает

С 2014 года число студентов сократилось на 36%. При этом на 40% сократилась доля студентов-выпускников сельских школ.

Что касается людей с инвалидностью среди учащихся вузов – их стало на 23% меньше.

По данным Белстата, в 2014 году в Беларуси в вузах обучались более 362 тысяч человек. В этом году эта цифра опустилась до 268 тысяч, а количество учреждений сократилось с 54 до 51.

Государство тратит меньше денег

Сильно сократились расходы бюджета на высшее образование.

«Расходы на одного студента за последние пять лет снизились на 25%, а на финансирование высшего образования в целом – на 44%», – рассказывает член общественного Болонского комитета, бывший проректор ЕГУ Владимир Дунаев.

По словам Дунаева, существуют три критерия оценки эффективности образовательной системы: доступность, затраты и качество. Сейчас отмечается ухудшение ситуации по всем трем пунктам.
Низкое качество образования = рост безработицы
Качество образования оценить довольно сложно, отмечает эксперт, так как не существует единого критерия его определения.

«Оценки на экзаменах далеко не всегда отражают реальное положение вещей. С такой тенденцией сокращения расходов на образование ни о каком росте его качества говорить не приходится. Если проблемы с качеством были пять лет назад, то сегодня, когда денег на образование стали тратить еще меньше, они только усугубились», – говорит Дунаев.

Снижение качества образования косвенно подтверждает и тот факт, что с 2000 по 2017 годы доля безработных среди выпускников вузов увеличилась в два раза. Имея диплом со специальностью, спрос на которую отсутствует на рынке труда, люди просто не смогли устроиться.

Отсутствует обратная связь ВУЗ-работодатель

По словам заведующего кафедрой БГТУ, кандидата физико-математических наук Сергея Ветохина, мотивация студентов «ниже плинтуса», так как из них сделали невостребованных специалистов.

«Они поступают в вузы ради диплома, а не ради знаний. Но работодателю не интересен их диплом, ему нужны компетенции», – утверждает эксперт.

Присоединившись к Болонскому процессу, Беларусь обязалась создать независимое агентство, которое оценивало бы удовлетворенность работодателей уровнем подготовки выпускника. Такое агентство обеспечило бы обратную связь между вузами и рекрутером. В результате этот пункт Беларусь выполнила формально, поручив функцию не независимой структуре, а государственному Департаменту контроля качества образования, который входит в Минобразования.

То есть, государство предсказуемо монополизировало право оценивать качество академической подготовки.

Власти подозрительно относятся к академическим свободам

Для Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) академическая свобода и честность, институциональная автономия и участие студентов в управлении университетами, ответственность общества за высшее образование и ответственность вузов перед обществом являются базовыми ценностями.

«Однако в Беларуси продолжаются академические репрессии и законодательное ограничение академической свободы. Низкий уровень автономии белорусских университетов и недемократические методы управления способны обесценить возможный будущий прогресс в имплементации Болонских инструментов», – утверждают эксперты.

По мнению авторов «Белой книги 2018», принять правильные решения белорусским властям мешает подозрительность в отношении европейских академических императивов и страх потери контроля над обществом в целом.


Члены общественного Болонского комитета резюмируют: Беларусь затянула реформы, которые необходимо было провести еще 20 лет назад. Хотя эксперты и признают, что выполнение обязательств в рамках Болонского процесса не означает автоматическое решение проблем. Если иметь целью длительный положительный эффект, реформы должны быть не шоковыми, а последовательными и комплексными.


Поделиться