Эксперт о потеряшках: Случай вопиющий не из-за ухода детей, а из-за безразличия взрослых

Зимние каникулы заставили изрядно поволноваться и работников системы образования, и родителей.

Эксперт о потеряшках: Случай вопиющий не из-за ухода детей, а из-за безразличия взрослых
То тут, то там случались инциденты с пропадающими-потерянными-сбежавшими детьми. К счастью, с потеряшками и беглецами ничего страшного не произошло. Но ведь могло, согласитесь.

То ли судьба уберегла, то ли люди добрые и ответственные на пути попались, как в случае с 11-летним мальчиком.
Дети терялись и по одиночке, и массово (как на шествии Дедов Морозов), и группой, как в «вопиющем» светлогорском случае. Возраст потеряшек самый разный: начиная с трехлетнего и заканчивая предподростковым 9-летним.

Для взрослых эти ситуации — повод серьезно задуматься о том, что надо делать, чтобы таких случаев было как можно меньше. И вообще: а умеем ли мы… терять детей, чтобы потом эффективно их находить?

Чего греха таить: каждый взрослый, кому на попечение достался ребенок, хоть раз да потерял его. Кто-то — «ну вот не сводя глаз», кто-то «только на минуточку отошел» или «на секунду отвернулась — а его нет!». 

Самые внимательные, самые ответственные и трепетно относящиеся к вопросам воспитания — все теряли детей. Кто-то довольно быстро находил: зареванного или так же спокойно игравшего, испуганного или так ничего и не понявшего. А для кого-то секунды без ребенка казались вечностью, и даже воспоминание о «том случае» заставляет сердце стремительно падать куда-то вниз.


Все последние случаи с потерявшимися-сбежавшими можно объединить временным фактором: каникулы. Суета предпраздничная, нахождение в движущейся толпе, в окружении массы незнакомых людей, в компании утративших бдительность взрослых спровоцировали случаи с ребятишками, потерявшимися на городском шествии Дедов Морозов. 

Кроме наставлений «следить за детьми надо лучше», посоветую всем взрослым, отправляющимся с детьми на подобные тусовки, выполнить небольшой комплекс мероприятий, существенно снижающих риск потери и повышающий эффективность поисков.

Сфотографируйте на мобильник своего ребенка перед походом на массовое гуляние, в любое незнакомое место. Случается, что взрослые, осознав потерю, слова вымолвить не могут, теряют самообладание настолько, что затрудняются связно описать, в чем одет был ребенок, какого он роста, возраста… Это серьезнейший шок, чего удивляться.

Одевайте ребенка во что-то яркое, заметное, броское. Наличие яркого аксессуара (если ребенок, конечно, шапочку яркую сам не потеряет) существенно повысит шансы на его оперативный поиск.

Методично приучайте потеряшку стоять на месте, как только он понял, что остался один. Обычно дети начинают бежать куда глаза глядят, удаляясь от ищущих взрослых. Потому приучайте: не видишь никого знакомого, понял, что потерялся, — стой на месте, как вкопанный. 

Справедливости ради отмечу, что в этом пункте мнения взрослых расходятся: одни за то, чтобы потерявшееся дитя оставалось на месте и ожидало родителей, другие — чтобы шло с помогающим взрослым в ближайший отдел милиции, или к охраннику гипермаркета, или в инфоцентр, чтобы дать объявление по громкой связи. 

Лично я за то, чтобы дитя оставалось на том же месте с одним из помогающих. Просто есть случаи, когда ребенка уводили не те.

Придя на место событий, вместе с ребенком оглядитесь. Рассмотрите, что находится вокруг: вот башня, а вот киоск желтый. Помогите ребенку «привязаться к местности», освоиться. Проговорите вариант, что если потеряетесь в толпе, то дойдя до желтого киоска, нужно остановиться и подождать.

Хорошо держать в кармашке детской куртки прикрепленный булавочкой (подшитый) бейджик — имя, фамилия, телефон родителей. Некоторые модели детской верхней одежды уже снабжены такими бейджиками, остается только заполнить линеечки разборчивым почерком. Оставшиеся одни, некоторые дети немеют от страха или говорят что-то несуразное. Для ребенка потеря своего взрослого — конец света. Этикетка должна сработать в подобном случае.

Сообразно возрасту, тренируйте ребенка звать на помощь, сообщать окружающим о том, что остался один и нуждаешься в помощи.

И вот вы, ко всеобщему счастью, встретились, нашлись! Ребенок плачет, или, наоборот, смеется, а что делаете вы? Кто-то из взрослых начинает ругать ребенка: «Я же тебе говорила!», кто-то со слезами обнимает, прижимая дитя к себе, а кто-то в ярости от пережитого трясет ребенка за плечи: «Ты куда побежал?!». 

Хорошо бы не напугать ребенка. Понятно, все пережили тревожные и нелегкие моменты. Но вы же встретились. Значит, действовали правильно, особенно ребенок. Важно проговорить те чувства, которые пришлось пережить. 

Говорите прямо: сначала я испугалась, но потом вспомнила, что ты смелый и понятливый парень. И замечательно, что ты не растерялся, и это помогло нам скорее найтись. Заверьте ребенка в том, что вы всегда найдетесь и всегда встретитесь. Так и будет!


На каждую калитку дежурного не поставишь

Рассмотрим ситуацию с детишками, несанкционированно покинувшими расположение светлогорского садика. Предположу, что и в этом случае каникулярное время, а точнее — каникулярный режим дня также может быть причислен к факторам, пусть косвенно, но поспособствовавшим инциденту. 

Потому как в период каникул занятия не проводятся, больше времени полагается отводить досуговым формам работы, родители в межпраздничные дни чаще настраивают детей на более ранний уход домой (у кого рабочий день укороченный, у кого — свои каникулы или какая-то другая возможность), а значит, устоявшийся стереотип ломается, и его ломка одновременно притупляет бдительность взрослых и снижает внимательность детей. 

И если раньше самостоятельные трехлетки терпеливо ждали, пока воспитательница застегнет все молнии на курточках сверстников, то тут им ждать надоело, они, скорее всего, просто запарились ждать (в прямом смысле слова), и побежали на улицу глотнуть свежего воздуха. А может, им вспомнилось, что мамы говорили, что сегодня пораньше заберут? Вот и рванули ребятишки навстречу мамам…

В каждом дошкольном учреждении есть специалисты, которые свято чтят интересы детей, и те, кто больше уважает собственные удобства. Если бы на улицу собиралась и выходила не одна, а все группы, как это полагается, инцидент бы не случился. 

Но, вероятно, оперативно уволенная воспитательница была в явном меньшинстве: ее коллеги спокойно сидели с воспитанниками в группах со спертым воздухом, а она повела ребят на улицу… Причем одевать малышню ей пришлось в одиночку. Это очень важный фактор на самом деле. Родитель двумя руками одевает одно дитя, а второе уже воет от того, что жарко, потно, и шлейка штанов сползла, и сапог расстегнулся…

А здесь человек десять было! И сделайте скидку на то, что дети трех-четырех лет, значит, с моторикой не ахти, и сами, без помощи взрослого, свои пуговки не застегнут, завязочки не завяжут и колготки, закрученные вокруг своей оси, не поправят! 

На прогулку в первую половину дня детей помогают одевать помощники воспитателей. На одевание самых маленьких делегируются кастелянши и иные вольноопределяющиеся по штатному расписанию, в хороших коллективах — даже музруководитель, несмотря на свою элитарность, подойдет и поможет одеть малышню… 

А здесь «няни работают до 17 часов», и воспитательница одна старалась-одевала-вела на прогулку, чтобы детки не сходили с ума в замкнутом пространстве группы, чтобы подышали воздухом и чтобы родителям удобнее было забрать с участка уже одетое и готовое к возвращению домой чадо. 

Хотелось как лучше, в общем. А получилось? Благими намерениями — на увольнение себе заработала. Жаль. Видно, педагог ответственно относилась к работе. И может, за одного битого не нужно двух небитых давать? Может, лучше пусть битый работает? Все равно на чужих ошибках редко кто учится…


Калитка, за которой для малышни начиналась свобода, оказалась открытой. Это «спасибо» родителям. Столбы и двери детсадов по стране покрыты воззваниями «Уважаемые родители, убедительно просим закрывать…» и далее по тексту. 

Но уважаемые, ухватив свое дитя, так торопятся покинуть детский садик, что калитки остаются настежь распахнутыми. Смею предположить, вряд ли что-то изменится и после этого происшествия. Не коснулось — забылось, пронесло. А на каждую калитку дежурного не поставишь.

Не думаю, что предупреждению подобных ситуаций послужат видеокамеры. Решение красивое и денежное, но проблемы не решит. Что с того, что на видео будет снят самовольный уход ребятни за пределы сада? Просто констатация: камера беглецов не остановит. 

Дело в том, что один взрослый не мог разорваться и одновременно быть с вышедшими на улицу и одеваемыми в раздевалке. Один должен одевать, а второй — на улице принимать одетых и готовых к прогулке детей. Не видеокамеры надо устанавливать, а режим работы помощников воспитателей поменять так, чтобы прогулка во вторую половину дня была обыденной реальностью, штатным мероприятием, а не экстримом. 

И еще вопрос: кого посадим по штатному расписанию за монитор, на котором с видеокамер будут фиксироваться все закутки детсадовского участка?

Случай со светлогорскими беглецами вопиющий не по факту ухода детей за пределы сада — такие случаи были, есть и будут, причем всегда и при любом конституционном строе. Вопиющим этот случай можно назвать с точки зрения абсолютного безразличия окружающих, тех, кто видел троицу без сопровождения взрослых, и не прореагировал. Но это уже совсем другая история.

И среди факторов, обусловивших всеобщее безразличие (если оно на самом деле было) — и темное время суток, когда детей просто было проблематично заметить, и сравнительная безлюдность пересекаемой малышами местности. Бежали, куда глаза глядят… 

К счастью, были остановлены, если не сказать — отловлены. К счастью.

Давайте плотнее притворять двери калиток, давайте внимательнее присматриваться к малым детям, передвигающимся без сопровождения взрослых, давайте донимать их вопросами и предлагать позвонить родителям или позвать на помощь. 

Уж лучше получить гневный упрек от подоспевшей мамы: «Что вам от моего ребенка нужно?!», чем быть косвенно причастным к неприятностям с ребенком, пусть и незнакомым. Дети не прощают взрослым безразличия.

Наталья Поспелова — специалист по семейному неблагополучию и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 28 лет работала в органах охраны детства Беларуси, из них 12 — в Национальном центре усыновления. 

Автор более 100 методических и публицистических работ по проблемам социального сиротства и семейного неблагополучия. Одна из основателей республиканского портала по поиску семей для детей-сирот www.dadomu.by и единственного в СНГ ежемесячного издания для замещающих родителей и специалистов органов опеки и попечительства — газеты «Домой!». 

Референт Белорусского общественного объединения замещающих семей «С надеждой». Профессиональная специализация: альтернативные формы жизнеустройства детей-сирот; споры родителей о воспитании детей; сопровождение семей, желающих принять или уже принявших детей-сирот на воспитание.

12:52 09/01/2018






‡агрузка...



ссылки по теме
Минздрав не разрешает младенцу полететь на лечение в Германию, а реанимобиль даёт только до границы
Забота о детях: годовалому пинчанину реанимобиль дали только до границы
Педофила задержали в Полоцке