Как сделать белорусскую школу «умной»

Сейчас в образовательной системе Республики Беларусь далеко не полностью реализованы интерактивные механизмы обучения с привлечением инновационных технологий, когда и учителя, и ученики получают возможность более эффективно осваивать новые знания, делиться опытом.

Как сделать белорусскую школу «умной»
Американский педагог Марк Пренски назвал детей, родившихся в цифровую эпоху, цифровыми аборигенами. Школьники — цифровые аборигены, а учителя — цифровые иммигранты. Разрыв между взрослыми и «цифровыми аборигенами» огромен, и для того, чтобы его сократить, необходимо приложить колоссальные усилия, пишет "Слово и дело".

Образование должно обеспечивать развитие навыков актуальных сегодня и в ближайшем будущем. Образование, основанное на заучивании, не конкурентоспособно, поскольку объем существующей информации огромен, и запомнить его невозможно, при этом степень доступности информации на сегодняшний день настолько высока, что в запоминании вообще нет никакого смысла. Также не конкурентоспособно образование, направленное на индивидуальные достижения, а не на командную работу, ведь только единицы во взрослой жизни действуют в одиночку.

Существует интересная точка зрения: «Образование должно развивать то, что не сможет делать искусственный интеллект». Так какие же навыки и умения должна развивать школа в современных детях? Прежде всего, это творчество, проектная деятельность, умение принимать решения, командное мышление, способность экспериментировать, изобретать, мыслить критически. К таким навыкам также относятся коммуникативность, планирование, умение расставлять приоритеты, выполнять задачи в сроки, решать межличностные конфликты, справляться с перепадами учебной и рабочей нагрузки, рисковать и рассматривать совершенные ошибки как точки роста.

Вот еще одна интересная точка зрения: «Если не ошибаешься, значит, делаешь то, что уже умеешь. Значит, не учишься ничему новому». Преодоление неудач вырабатывает качества упорности и стойкости. И эти качества необходимы для умения зарабатывать деньги и рационально их расходовать. Школа должна помогать детям развивать лидерские качества, сострадание и человечность, а также уверенность в себе.

Самое же главное, чему, на мой взгляд, должна учить школа – это умение учиться, ориентироваться в большом объеме информации, добывать нужную информацию, структурировать её и определять ее достоверность.

Причем все эти навыки и умения актуальны уже сегодня или в ближайшем будущем. Каким же образом можно предоставить ученику возможность получать все упомянутые навыки прямо сейчас? Как быть готовым к стремительному изменению мира вокруг и соответственному изменению потребностей в образовании?

На мой взгляд, нужно делать ставку на учителя как на наиболее гибкий и адаптивный элемент образовательной системы. Именно учителя достовернее всего знают об интересах, потребностях, способностях и возможностях учеников, именно они внимательно следят за новшествами в своих дисциплинах, профессии в целом, педагогических подходах. Поэтому именно учителям необходимо предоставить достаточную свободу, а также все необходимые механизмы и инструменты для формирования актуальной и востребованной образовательной среды.


Что же, с технической точки зрения, нужно учреждениям образования, чтобы они соответствовали заявленным требованиям?

1.У каждого ученика и учителя для доступа к образовательным ресурсам на рабочем / учебном месте должен быть тонкий клиент и смартфон для мобильного доступа. Почему тонкий клиент? Потому что учитель должен учить, а не устанавливать софт или менять жесткие диски. Серверные мощности при этом расположены в дата-центре оператора, специалисты которого и занимаются технической эксплуатацией и обслуживанием. Оператор гибко предоставляет серверные мощности и необходимое программное обеспечение как услугу. Централизованное обслуживание и эксплуатация становятся средством преодоления кадрового дефицита.

2.Каждый кабинет должен быть оборудован многофункциональной интерактивной панелью для демонстрации и совместной проектной работы. Визуализация – это ключевая составляющая обучения, изображение проще воспринять и понять. Везде, где учат, есть инструмент для отображения – доска, экран, проектор, а интерактивная панель является инструментом современного образовательного процесса.

3.На всей территории школы должен быть доступ к высокоскоростному беспроводному Интернету. Скорость Интернета должна быть достаточной для видеоконференций, дистанционного образования, доступа к внешним медиаресурсам.

4.Должна присутствовать образовательная платформа: электронный дневник, электронный журнал и прочее. Отдельно здесь необходимо остановиться на электронном учебнике: такой учебник должен учитывать индивидуальные особенности ученика, позволять строить индивидуальные траектории обучения, т.е. вариативное изложение материалов.

5.В кабинетах должно быть установлено оборудование для видеозаписи занятий, дистанционного образования. Почему так важно осуществлять видеозаписи занятий? Есть целый ряд причин, обуславливающий такую необходимость:

1) Утрачивается бесценный педагогический опыт. Персональная эффективность педагога должна постоянно повышаться. Сегодня у нас нет инструмента помощи учителям в поиске самых эффективных коллег, у которых можно чему-то учиться. Учителя должны иметь возможность смотреть видео с уроками лучших представителей своей профессии. Должны иметь возможность записывать собственные уроки, а потом анализировать их самостоятельно или вместе с консультантом.

2) Все ученики понимают и воспринимают информацию, а также выполняют домашние задания с разной скоростью. Наличие видеозаписей уроков позволит им заново просмотреть то, что они могли упустить во время урока.

3) Наличие таких видеозаписей еще более актуально в случае отсутствия ученика по болезни, его территориальной отдаленности.

4)Видеозаписи занятий позволяют получать образование в том объеме, на том уровне и с той скоростью, которую ученик определяет сам для себя. Это важно при обучении инвалидов, детей с ограниченными возможностями, одаренных детей. Индивидуализация процесса обучения, учитывающая не только интересы, но и возможности учеников, делает образование доступным всем слоям населения.

Таким образом, внедрение решений для организации «умного» образования играет решающую роль в цифровой трансформации образования, повышения его конкурентоспособности и возможности идти в ногу со временем. Кроме того, такие решения позволяют образованию стать непрерывным на протяжении всей жизни человека. Что же такое «непрерывное образование»? Это преодоление противоречия между стремительными темпами роста количества знаний и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения.


В качестве выводов отмечу следующее:

1.Мир меняется стремительно, только учитель, при определенных условиях, сможет формировать актуальную и востребованную образовательную среду для ученика.

2.Основная цель образования должна заключаться в обеспечении условий для развития человека, возможностей его самореализации, обучения и самообучения на протяжении всей жизни.

3.Открытость образовательных ресурсов снимает пространственно-временные ограничения, позволяя получать необходимую информацию в требуемом объеме в любом месте и в любое время.

09:34 08/01/2018






‡агрузка...



ссылки по теме
12 июня начинают принимать документы в первые классы: «В исполкоме сказали, что будут проверять, проживают ли дети по адресам, относящимся к гимназии»
Карпенко: Выпускные экзамены в белорусских школах будут меняться
Почему из школы бегут даже те, кто мечтал там работать