АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Запрет полетов TUT.by Политзаключенные Санкции Репрессии Конституционная реформа

Скандал: гендиректор "Беларусьфильма" назначил победителей конкурса кинопроектов?

Три месяца назад были подведены итоги открытого национального конкурса на производство фильмов. По странному стечению обстоятельств господдержку получили проекты, к которым имеет непосредственное отношение новый гендиректор "Беларусьфильма" Игорь Поршнев.

Скандал: гендиректор "Беларусьфильма" назначил победителей конкурса кинопроектов?
По фильмам в игровой форме Министерство культуры одобрило две заявки от «Беларусьфильма» и одну от частной компании «Синетехно». 

На одном из одобренных проектов скандально заменили белорусского режиссера на российского Игоря Кончаловского именно после того, как Поршнева назначили гендиректором «Беларусьфильма». По неофициальным данным, сам Поршнев является автором идеи второго "победившего" в конкурсе проекта. И, наконец, победителем третьего проекта стала частная фирма, до этого занимавшаяся сдачей в аренду кинооборудования. При этом режиссером второго проекта и сценаристом третьего является один и тот же человек. Совпадение? Вряд ли... 

Как пишут "Белорусские новости", работа по всем кинопроектам уже ведется, до конца года из бюджета будет выделено 18 млрд рублей. Тем временем в кинематографической среде не утихают споры о «несправедливых результатах». А Комитет госконтроля проводит проверку, как выделялись средства на кино по итогам прошлых конкурсов. 

В январе 2015 года на сайте Министерства культуры появилось объявление об открытом республиканском конкурсе на производство фильмов в рамках социально-творческих заказов. Тогда же были названы приоритетные темы: выдающиеся исторические деятели — уроженцы Беларуси; социальная молодежная проблематика, раскрывающая проблемы наркомании; героическая борьба советского народа против немецко-фашистских захватчиков и деятельность современных защитников Отечества по обеспечению национальной безопасности Беларуси. 

Забегая вперед, заметим, что среди победителей только один фильм соответствует заявленной тематике. Впрочем, в отчете об итогах конкурса темы обозначены более широко: об истории современной жизни в Беларуси и социальных проблемах в стране. 

На поддержку игрового кино в рамках конкурса будет выделено 62 млрд рублей. По нынешнему курсу это чуть больше 3,5 млн долларов. 

Три победителя — три скандала 

По условиям конкурса, участие в нем могут принимать только белорусские кинокомпании, при этом их предыдущие заслуги, техническое обеспечение и штат сотрудников формально не имеют значения. 

В этом году свои заявки направили семь организаций. Самым крупным игроком, конечно, является «Беларусьфильм». Национальная киностудия заявила о девя проектах: мистический триллер «Шляхтич Завальня», антивоенная драма «Стасик», милицейский детектив «Следы на воде», мелодрама о работе монтажников «Держись за облака», драмеди о городских жителях «Окраина», сериал о работе белорусских врачей «Ма-мо-чки-2»; криминальный детектив «Браслав-54», социальная мелодрама «Строптивая женщина» и мистическая драма «Лихарь». 

Перед тем, как подать заявку, на киностудии изучали наиболее перспективные проекты с точки зрения их производства и дальнейшей продажи. Это два детектива о работе милиции в послевоенные годы — «Браслав-54» и «Следы на воде», продолжение рейтингового сериала «Ма-мо-чки» и проект Андрея Кудиненко «Лихарь» о влиянии телевидения на общественное мнение на примере режиссера, который снимает фильм о жизни Ли Харви Освольда в Минске. 

Из двух «перспективных» работ конкурсная комиссия одобрила только одну — «Следы на воде». Поддержку получил также проект «Беларусьфильма» «Держись за облака» — фильм о монтажниках, которые строят белорусскую АЭС. Деньги из госбюджета выделят и частной компании «Синетехно», которая заявила на конкурс сценарий комедийного сериала «Автошкола». Все три проекта в кинематографической среде называют скандальными, хотя работа над сценариями все еще ведется. 

Имя Егора Кончаловского поможет продать фильм «Следы на воде»? 

 
«После того, как Поршнева назначили гендиректором «Беларусьфильма», он вызвал меня к себе в кабинет и сказал, мол, мне нужно будет показывать фильм президенту, я боюсь, что ты не справишься, поэтому режиссером должен быть Егор Кончаловский, — рассказал Голубев. — Меня, конечно, это возмутило. Я столько лет работал над этим проектом! Почему меня отстраняют и приглашают российского режиссера, пусть и с громкой фамилией?» 

Над сценарием фильма «Следы на воде» по книге Николая Ильинского Голубев, по его словам, работал восемь лет. 

Он также заявил, что гонорар Кончаловского будет примерно в 20 раз выше, чем его (100 тысяч долларов против 5 тысяч). И что причина замены режиссера — личное знакомство нового гендиректора «Беларусьфильма» Поршнева с именитым российским режиссером. 

«В Министерстве культуры мне заявили, что состоялось заседание комиссии по моему сценарию, где были выявлены недостатки, — заявлял Андрей Голубев. — Раньше вопросов не было, конкурс я выиграл. И вот я получаю письмо от «Беларусьфильма», где мне дают неделю на то, чтобы я все устранил. Любой знающий человек понимает, что, во-первых, это невозможно сделать за такой короткий срок. А во-вторых, министерство и киностудия просто ищут формальные причины, чтобы меня устранить». 

Начальник сценарно-редакционного отдела национальной киностудии Екатерина Пономарева отмечает, что в заявке, которая была отправлена на конкурс, имя Голубева значилось как соавтора сценария и предполагаемого режиссера. 

«Киностудия вправе менять режиссера картины. Такое происходило и по другим проектам, но никаких скандалов тогда не было, — говорит специалист. — Что касается доработки сценария, то это также обычная практика. Андрей Голубев еще до получения официального уведомления знал, что некоторые моменты нужно подкорректировать. И срок, который ему на это был выделен, вполне достаточный». 

В Министерстве культуры подтвердили, что приглашение Кончаловского в качестве режиссера фильма — уже решенный вопрос.

Гендиректор «Беларусьфильма» Игорь Поршнев отказался комментировать конфликт с Голубевым, ссылаясь на то, что у него много работы: «Если я буду каждому отвечать, у меня не будет времени на реальные дела». 

Известно, что Поршнев давно знаком с Кончаловским. И предложил ему ознакомиться с книгой Ильинского, по которой будут снимать фильм, еще до завершения конкурса. «Следы на воде» — первый фильм, который выйдет на «Беларусьфильме» под руководством Поршнева. 

Что касается размера гонораров, то постановлением Совмина установлены минимальные ставки вознаграждения: 396 базовых величин для режиссера-постановщика и 129 базовых величин для режиссера. На сегодня это около 4 тысяч долларов и 1,3 тысячи долларов соответственно. 

Очевидно, что за такие деньги Кончаловский работать не будет. Основная часть его гонорара, вероятно, поступит от средств, которые «Беларусьфильм» сможет привлечь дополнительно. В том числе, благодаря громкому имени режиссера. 

Из бюджета на фильм «Следы на воде» выделят 20 млрд рублей, господдержка составляет 70% от общей стоимости проекта. 

Редакционный совет рассматривал три сценария по книге Ильинского, но до конкурса проект дошел впервые и неслучайно. Действие картины разворачивается в 1947 году на территории Западной Беларуси, где «милиция борется с разрозненными отрядами бандитов, восстанавливает мирную жизнь и правопорядок на разоренной войной земле», отмечают авторы. В 2017 году белорусской милиции исполняется 100 лет. Так что проект «Следы на воде» уже сравнивают с Дожинками, ледовыми дворцами и Национальной библиотекой: это фильм, который просто должен быть. 

Сценарист «Держись за облака» — однокурсник Поршнева по ВГИКу 

Из госбюджета будет поддержан еще один проект «Беларусьфильма» — картина «Держись за облака». Сумма — 20 млрд рублей. 


Сценарий написал Валентин Залужный, известный по сериалам «Государственная граница» (продолжение), «Иллюзия охоты» и «Тень самурая». Он, как и Поршнев, в 1980 году окончил экономический факультет ВГИКа. Вместе работали на «Беларусьфильме» — в руководстве съемочной группы. 

Предполагаемым режиссером проекта «Держись за облака» на этапе конкурса был заявлен Александр Анисимов, но сейчас режиссером значится Роман Гапанюк. Недавно он снял 8-серийный фильм «В созвездии Стрельца». 

Несколько сотрудников «Беларусьфильма» сообщили, что Игорь Поршнев является автором идеи фильма «Держись за облака». Однако сам гендиректор эту информацию отрицает — заявка на конкурс готовилась предыдущим руководством. Поршнев был назначен на должность 27 августа, в разгар работы конкурсной комиссии. 

Сценарий к сериалу «Автошкола» написал режиссер фильма «Держись за облака» 

Третий проект игрового кино, который был одобрен конкурсной комиссией — сериал «Автошкола». В конкурсе компания «Синетехно» участвовала первый раз. И сразу — победа. На сайте организации нет упоминаний об уже снятых кинофильмах. Складывается впечатление, что основной вид деятельности — сдача в аренду кинооборудования. 

«Сайт давно не обновлялся. Может быть, это наше упущение. В кинопроизводстве ближнего и дальнего зарубежья нашу компанию знают очень хорошо, — говорит продюсер Светлана Городнёва. — С 2009 года мы плотно сотрудничаем с российскими компаниями. Основной наш партнер — продюсерский центр «Фабула», который снимает для телеканала «Россия 1». Также мы работали с Егором Кончаловскими, недавно закончился проект «Домашний арест». Одна из последних картин, которая снималась с нашим участием — «Модель». Мы давно занимаемся кинопроизводством на территории Беларуси». 

Сумма господдержки на фильм «Автошкола» — 22 млрд рублей, это 70% от общего бюджета. Участник конкурса должен вложить и свои средства. 

«Синетехно» не «компания под проект», история нашего бренда Сinema Technologies идет с 1991 года, мы имеем авторитет на рынке кинопроизводства, — говорит продюсер. — Мы располагаем серьезными собственными ресурсами, но в дополнение ведутся переговоры с национальной киностудией «Беларусьфильм»: либо это будут услуги, либо совместное производство, либо и то, и другое». 

В одном из первых интервью на новой должности Игорь Поршнев отмечал, что компания «Синетехно» уже обратилась к «Беларусьфильму» с предложением делать проект вместе. «Коллеги имеют опыт сотрудничества со многими российскими группами, которые приезжают на съемки в Беларусь. Поэтому мы готовы работать совместно, это нормальная практика», — цитирует его БЕЛТА. 

Режиссер Андрей Кудиненко недавно заявил: «К компании «Синетехно», которая будет снимать сериал «Автошкола», имеет отношение нынешний директор киностудии. Это его проект, его заказ». 

Такое же мнение высказало журналисту и несколько сотрудников «Беларусьфильма». 

Продюссер проекта «Автошкола» Светлана Городнёва эту информацию отрицает. «Насчет гендиректора «Беларусьфильма» могу только сказать, что у него есть заинтересованность, чтобы киностудия оказывала услуги по созданию этого проекта. Автор идеи и сценарист — Роман Гапанюк, он сам обратился к нам с идеей, которая нас заинтересовала». 

Роман Гапанюк, напомним, значится как режиссер фильма «Держись за облака». «Это совершенно другой проект, — отметила продюсер «Автошколы». — По нашему фильму он выступает как сценарист». 

Напомним, Игорь Поршнев занимает должность гендиректора «Беларусьфильма» всего третий месяц. И получил он эту должность, похоже, исключительно благодаря дружбе своего папы с нынешним главой белорусского Минкульта Борисом Светловым.
Поделиться




Загрузка...
‡агрузка...