Бизнес, ничего личного: репутация Беларуси на экспорт

Беларусь все чаще упоминается в произведениях западной массовой культуры как страна, где балом правит криминал, а приобрести оружие массового поражения не составляет большого труда.

В начале августа в наших кинотеатрах начался показ голливудского боевика «Миссия невыполнима. Племя изгоев». Сценаристы перенесли заглавную сцену кинокартины в Минск, на военный аэродром. По сюжету американский агент Итан Хант (Том Круз) срывает в столице Беларуси планы тайной террористической группировки по переброске партии химического оружия.

Этот факт можно было воспринять как дежурный анекдот, если бы не та периодичность, с которой европейские и американские авторы стараются выставить Беларусь в негативном свете. Примеров тому масса: белорусских фермеров притесняют в 13-й серии 16-го сезона американского мультсериала «Южный парк», в боевике «Пароль «Рыба-меч» герой Джона Траволты хвастается тем, что «в Минске можно со скидкой купить дюжину ядерных боеголовок», и т. п.

Отметились на этом поприще и музыканты. Недавно известный коллектив Hurts выпустил композицию Rolling Stone. В этой песне английские электронщики поют о белорусской девушке, чьи родители ведут асоциальный образ жизни, а сама героиня «танцует go-go для буржуазии».

Не стоит объяснять, что данное культурное явление портит и без того не самую благопристойную репутацию страны, создает негативные стереотипы в умах иностранцев, пишет belmarket.by.

В сказке — ложь.

По мнению кинокритика Антона Сидоренко, к подобным упоминаниям нашей страны в кино лучше всего относиться с юмором, но одновременно стоит и серьезно задуматься. «Имидж страны и связанные с нею стереотипы оказывают влияние на ее восприятие в глобализированном мире. И туризм, и бизнес-контакты напрямую зависят от имиджа».

Образ Беларуси в мировом коммерческом кинематографе предстает невнятным и расплывчатым. Страна «воспринимается как часть нестабильного постсоветского пространства. Как мы выглядим и что у нас происходит на самом деле, зритель западных мультиплексов просто не представляет», — считает собеседник.

Относительно авторского и фестивального кино Антон Сидоренко настроен более оптимистично: «Три года назад в основном конкурсе Каннского фестиваля участвовала белорусская по духу и снятая при активном участии «Беларусьфильма» картина Сергея Лозницы «В тумане» по одноименной повести Василя Быкова. В ней наша страна показана как одна из наиболее пострадавших в годы Второй мировой войны. Это тоже определенный образ и стереотип, в том числе со знаком плюс».

Кинокритик считает, что не стоит тратить огромные средства из государственного бюджета на создание сиропно-карамельного имиджа процветающего государства и пытаться потом протолкнуть его в международный прокат: «В искусстве самое главное — быть максимально открытым и искренним, чего и можно пожелать нашим кинематографистам и чиновникам от культуры. Иностранный зритель эту искренность обязательно оценит».

Бизнес, ничего личного.

«Наша страна действительно экспортирует вооружения, — прокомментировал упоминание Минска в боевике с Томом Крузом общественный и культурный деятель, сценарист Франак Вячорка. — Поэтому нет ничего удивительного в том, что в фильме химическое оружие переправляют из столичного аэропорта в Сирию», — полагает он.

Что касается имиджа Беларуси за рубежом, то тут собеседник призвал разделять понятия «страна» и «государство»: «Я нигде в кино не видел, чтобы белорусов показывали бандитами. На Западе действительно существует множество стереотипов в отношении всех постсоветских стран, и одним кино этот вопрос не решить. Наилучшим пиаром, в том числе и для туризма, могли бы стать демократизация и открытость Беларуси».

Белорусам не стоит огорчаться из-за того, что западные авторы упоминают страну в негативном контексте. Наоборот, тут можно найти повод порадоваться. «Еще 30 лет назад наши родители и представить не могли, что мы будем территориально независимы, у нас будет своя футбольная сборная, свои национальные герои. Хорошо и то, что за рубежом Беларусь больше не считают частью России», — считает собеседник.

По его мнению, следует активнее переводить на английский язык нашу литературу, популяризировать исторические сюжеты, которые будут пробуждать национальную гордость. «Но лучше всего самим снимать кино, которое будет побеждать на фестивалях и выходить в прокат на Западе. Думаю, снимая свои фильмы, Стивен Спилберг или Оливер Стоун думают об имидже страны в последнюю очередь, — рассуждает собеседник. — Если исходить из логики, что кино должно формировать имидж государства, то получается: правильно, что в соседних с нами странах пытаются запрещать фильмы, отражающие непопулярные взгляды на окружающую действительность.

В итоге на поверхности остаются только пафосные псевдопатриотические картины, которые создают иллюзорную реальность прошлого. И тут встает вопрос: чего мы действительно хотим, суровой правды или красивой лжи?»

10:29 18/08/2015
Поделиться





ссылки по теме
Псевдопрезидент и принц Алексей: Как показывают Беларусь в зарубежных сериалах
США готовы помочь в улучшении имиджа Беларуси
Euronews будет продвигать пощитивный имидж Беларуси