АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Запрет полетов TUT.by Политзаключенные Санкции Репрессии Конституционная реформа

Алексиевич: Спасение Беларуси - в Европе

Смесь коммунизма, сталинизма и православия, которая наблюдается сегодня в России, гораздо опаснее, чем то, что происходило во времена СССР. В такой ситуации Беларусь может спастись, только повернувшись в сторону Европы.

Алексиевич: Спасение Беларуси - в Европе
Такое мнение в интервью БелаПАН высказала белорусская писательница, автор цикла документальных романов о советской реальности Светлана Алексиевич.

«То, что сейчас возникает, этот коммунизм, перемешанный со сталинизмом, православием, все это такая смесь, к которой мы не готовы, — отметила она. — Эта смесь опасна, она опаснее, чем в советское время… Страх перед этим новым русским миром, который никто не может понять. В 1990-е годы мир думал, что стал единым, а сейчас опять возникают идеи великой России, какого-то особого русского мира». 

По словам Алексиевич, страх перед появлением «зеленых человечков», российских безымянных военных, которые появились на юго-востоке Украины в разгар кризиса, теперь также «присутствует и в белорусском сознании». 

«Думаю, если дать сюда несколько сотен танков, вооружить какую-то часть людей, то даже нашу тихую и маленькую Беларусь можно так раскачать. Какая-то часть захочет в Россию, какая-то — в Польшу, кто-то захочет быть сам по себе. Это будет страшное место, все это может быть», — сказала писательница. 

Она уверена, что «красная идея», присущая советскому времени, «уже выдыхается», но именно сегодня «коммунизм пошел в решительный бой». 

В Беларуси, по словам Алексиевич, время «как бы остановлено». Страна сохранила «очень много социализма», который теперь «перемешан с зачатками капитализма». Однако обществу не хватает разговора о будущем, поскольку оно все время обращено к прошлому. 

То, что белорусские власти и часть общества сегодня идеализируют советское прошлое, отметила Алексиевич, говорит о их «беспомощности в поиске новых идей, о неумении жить будущим, о плохом представлении, что такое будущее». Отсюда проистекает «зацикленность» на победе во Второй мировой войне. 

«Мы совершенно не можем вырваться из круга старых идей», — считает писательница. 

«Казалось бы, все эти люди достаточно много ездят по миру, видят другую жизнь. Она есть, она рядом с нами. Но мы не способны прийти к ней, это наша большая проблема и трагедия», — сказала она. 

Для того чтобы расстаться с прошлым, считает писательница, надо «о нем очень много говорить». Она привела в пример японцев и немцев, которые «так много говорят об опасности фашизма и о Второй мировой войне» и «бесконечно рефлексируют на эту тему». 

«А у нас ведь ничего из прошлого по-настоящему не продумано, не отрефлексировано — ни сталинские лагеря, ни война, ни партизанство. Мы на самом деле практически ничего не знаем. Мы по-прежнему сидим под сталинским колпаком, под его версией войны», — подчеркнула Алексиевич. 

В такой ситуации Беларусь может спастись, только повернувшись в сторону Европы, заявила белорусская писательница. 

«Я человек русской культуры, — сказала писательница. — Я очень люблю ее, люблю русскую литературу. Но сегодня во всем этом главенствует мрак и слепота, в которые погрузился русский народ. Если бы он прозрел, то в этом было бы наше спасение. Если же этого не произойдет, то, думаю, мы можем спастись, только повернувшись в сторону Европы». 

Беда белорусов, по словам писательницы, заключается в том, что нет общей для всего народа идеи. Идея Победы в Великой Отечественной войне показала, что она «не может сегодня объединить людей». «Это символический праздник, его традиции в нашем сознании очень сильны. Но это не та идея, которая может объединить людей, ее время уже прошло», — пояснила Алексиевич. 

При этом писательница считает, что «национальной идеи нынешняя власть боится» и если она ее использует, то «только в последний момент, когда уже будет слишком поздно, если уж дойдет до этого». 

«Сейчас белорусы оказались обществом без идей, — с сожалением отметила Алексиевич. — Сначала идеей у нас было желание обладать автомобилем Mercedes, хорошо покушать и одеться, такая вульгарная идея, материальная. Она и сейчас главенствует, но стало явно, что этого мало. Чисто материальный человек — он ничей, он опасный человек, это уже все поняли». 

Сегодня белорусское общество «пусть тихое и спокойное, но разделено». «Есть какая-то большая русская часть, есть робкая белорусская часть, которая все же выросла за последние 20 лет, а есть люди, которые хотят просто жить, и жаль, что среди таких очень много молодых», — пояснила писательница. 

Молодым людям, по ее словам, кажется, что «они выше всего, что происходит», что они «все время будут заниматься своими идеями у компьютера». Но пока белорусы «живут в достаточно варварское время, когда за свои идеи надо бороться, во всяком случае оказывать сопротивление». 

«Белорусы так устроены, что они обычно тихонечко сидят и ждут, чем все закончится, — считает Алексиевич. — Это опыт истории, потому что через земли наших предков все время катило — на Россию и из России. Это большой исторический опыт выживания». 

Нынешняя власть, по мнению писательницы, сегодня пытается найти какую-то объединяющую идею, а также вектор собственного развития. Так, Алексиевич положительно оценила позицию белорусских властей, которую они заняли по отношению Украины. «Но мы очень маленькие рядом с Россией, и все время существует опасность, что нас затянет в этот водоворот», — подытожила она. 

Поделиться




Загрузка...
‡агрузка...