АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Конституционная реформа Павел Шеремет Эпидемия Белгазпромбанк Беларусь-Россия

Наталья Слиж - о браках, изменах и гомосексуализме в ВКЛ

Гродненский историк Наталья Слиж рассказала, как женились и любили в Великом Княжестве Литовском, какое наказание было за супружескую измену и кто был главным донжуаном в ВКЛ.

Наталья Слиж - о браках, изменах и гомосексуализме в ВКЛ

В Гродно представили книгу Натальи Слиж "Брачные и внебрачные отношения шляхты Великого Княжества Литовского в XVI-XVII вв.". Исследование сделано на основании законодательства и традиций, которые существовали в ВКЛ.

"В первую очередь книга посвящена брачным отношениям шляхты Великого Княжества Литовского в XVI-XVIІ вв., а также регулированию сексуальных отношений в браке и вне брака. Формирование института брака рассматривается в трех аспектах: законодательство, религия, традиции и обычаи", - отметила во время презентации автор книги.

В шляхетской традиции, особенно со второй половины XVI века, стремились вступать в равный брак, чтобы человек соответствовал по родовой принадлежности. Были случаи, когда к разрыву в отношениях приводила разница в статусах. В ВКЛ католики без проблем могли жениться с православными или униатами. А по закону вступать в брак можно было уже с 15 лет.

О браке, изменах и сексуальной свободе во времена ВКЛ Наталья Слиж рассказала в интервью "Белорусскому партизану".

- Какие браки были во времена ВКЛ и какое место занимала религия?

- Религия была основным моментом, без нее никуда: с ней рождались, женились и умирали. Окончательно венчанные браки установились на территории ВКЛ в 16 веке. Я разделяю браки на три типа: законный брак, в который вступают согласно законодательству, с разрешением родителей, с согласия девушки, с приданным и со свадьбой по всем традициям и обрядам; полузаконный, частично запрещенный (например, брак без венчания) и запрещенный брак (например, бигамия, если во второй брак вступали без расторжения первого, или брак между родственниками). Я изучала эту тему именно с такой точки зрения, основываясь на различных документах. Сложно оценить число незаконных браков, потому что не сохранилось метричных и духовных книжек, чтобы мы могли сказать какие-то процентные соотношения.

- Каким был статус мужчины и женщины в семье?

- Феодальное общество характеризуется тем, что в нем четко обозначены гендерные роли мужчины и женщины. Мужчина – это защитник, несущий ответственность за свою семью, он ее защищает и обеспечивает. Женщина – рожает и воспитывает детей. Но общество позволяло женщине участвовать, когда это было необходимо, в политической жизни. У нее был высокий статус, связанный с экономической независимостью. Она имела право самостоятельно распоряжаться своей собственностью, что априори повышало все ее права.

- Какое наказание было за супружескую измену?

- Все зависило от статуса шляхетной семьи. Если в то время любовников ловили "на горячем", их ждала смертная казнь "на горло" (т.е. шляхтичу отрубали голову, а представителя низшего сословия ждала виселица). Если муж убивал кого-то из любовников, то он за это не наказывался. Но случаи и судебные прецеденты были разные: бывала переквалификация дел на «воровство» - все зависило от ситуации. Чтобы не показывать перед судом, что была измена (а это было пятно на чести рода), обвиняли любовников в воровстве и судили. Часто измены не афишировались и заканчивались просто разводом.

- А за изнасилование?

- С изнасилованиями сложная ситуация: есть заявления, но не всегда есть судебное решение. Но это было преступление и за него по закону грозила смертная казнь. Не могу сказать, что явление было распространенным, но прецеденты случались. Больше это явление было распространено во время войны: как военные ВКЛ могли насиловать, так и военные врагов. Война в этом плане была очень опасной для женщин.

- Какова была судьба внебрачных детей?

- Иногда они могли получить статус посредством короля, но это была целая проблема – эти дети по закону не имели права на наследство.

- Среди шляхты встречались люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией?

- Это было абсолютно непопулярным явлением. От таких отношений не было потомков, а для шляхты были важны потомки, поэтому такое не могли популяризировать и принимать. Если у кого-то и были склонности, то их прятали. Господствовали традиционные патриархальные отношения. Рождение детей было самым главным, самое страшное для шляхетного рода – этот род прервать. Гомосексуалистов можно было найти среди военных и монахов.

- Насколько были распространены так называемые "гражданские браки"?

- В первой половине и в середине 16 века гражданские браки были очень распространены, и к этому нормально относились. В то время нравы были вполне свободными. Особенно этому способствовал Ренессанс. Конечно, на это пеняло духовенство, потому что оно не контролировало, когда люди повенчаны, их контролируют. Если не повенчаны – нет контроля, а это уже проблема.

- Можно ли сказать, что в ВКЛ была сексуальна свобода?

- Нельзя сказать, что у нас была абсолютна вседозволенность. Снова - это зависело от среды, эпохи. Но и сказать, что все жили в браке – тоже было бы неправдой. Тогда как и теперь – всегда было место и для семейных подвигов, были люди и со свободными отношениями. Но общепринятая мораль к этому относилась негативно, особенно во время контрреформации. А так жизнь, в том числе и сексуальная, всегда была разнообразной. К мужчинам было меньше требований, и они этим пользовались. Существовали и публичные дома. Правда, с XVII века на территории ВКЛ распространяется культ целомудрия.

- Есть ли среди шляхы знаменитые донжуаны?

- Самая знаменитая личноть в этом плане – Богуслав Радзивилл, которы очень долго не женился, имел огромный добрачный опыт, очень часто бывал при французском дворе и был падок на женщин.

- Вы изучали отношения шляхты, а в других сословиях как было?

- Это уже совсем другая история. Общество было очень сословным, и каждое сословие судилось в своем суде. Для изучения других сословий нужно поднимать другие источники.

Поделиться




Загрузка...
‡агрузка...