Историк Кравцевич: Изучение истории ВКЛ - прививка против "русского мира" 24

Если бы с первых лет независимости в Украине не пропагандировали национальную историю, то сейчас не только был бы "Крымнаш", но и Харьков с Черниговым, Беларусь же из-за государственной политики забвения национальной истории уже давно находится в "ментальной оккупации".

Историк Кравцевич: Изучение истории ВКЛ - прививка против "русского мира"
Такое мнение высказал "Нашей ниве" историк Александр Кравцевич.

Недавно увидела свет вторая часть его «Истории Великого Княжества Литовского», в которой описываются события от коронации Миндовга до смерти Альгерда. Следующая книга из этой серии выйдет под названием «Кризис власти» и будет посвящена политической борьбе Ягайлы с Витовтом и Кейстутом.

Александр Кравцевич рассказал об исторических параллелях и значении истории ВКЛ для белорусского общества сегодня.

- В общественном сознании Альгерд и Кейстут отступают на второй план, если сравнивать их с Витовтом, насколько заслуженно?


- О Витовте историкам больше известно. Да и слава такая вполне заслуженная: при нем государство вышло на пик могущества. Витовт и в те времена имел огромный авторитет в Европе.

В нашем белорусском контексте существует этакий стереотип о «нехорошем» Ягайле и «хорошем» Витовте. У меня тоже такой стереотип сидит в голове… Но когда я уже буду готовить работу о Витовте, читать документы — там и посмотрим, как было на самом деле.
 
Мы оказались щитом Европы перед Россией

- Можно ВКЛ считать империей? И присутствует ли в таком случае в крови белорусов свой имперский ген?

- Империя — это совершенно особое состояние государства. Возможно, Великое Княжество приближалось к такому состоянию во времена Витовта, но не удержалось на этой позиции. Но если говорить про Русь, то позиция ВКЛ конечно была имперской. Это и расширение влияния на большом пространстве, и распространение «имперского» старобелорусского языка, на котором писали даже в Молдове. Можно скорее сказать, что это империя, которая полностью не состоялась.

- Есть мнение, что Беларусь чем-то напоминает Австрию. Страна-наследница великой в прошлом империи, которая потеряла свой потенциал и попросту устала. Можно сказать, что белорусы свою пассионарность оставили в прошлом?

- Можно сравнить и с Англией, которая также отказалась от империи. Я когда был в Лондоне, то замечал, с какой иронией англичане относятся к своему имперскому прошлому. Но кто скажет, что Англия сегодня не влиятельная страна?

Если говорить о белорусах, то здесь ситуация исключительная в геополитическом плане. Именно мы, а не Польша, оказались щитом Европы перед Россией. Двести лет мы сдерживали эту азиатскую империю и за это поплатились: империя нас поглотила полностью.

То, что Австрия утратила свою империю одной из первых, после Первой мировой войны, было результатом, как ни странно, толерантной политики в отношении входивших в нее народов. Формально все народы в империи были равны…

- Как и в ВКЛ.


- Да, как и в ВКЛ. Австрийцы поддерживали культурную автономию частей империи. Пример той же Галиции, где австрийцы не давили, а, наоборот, поддерживали украинскую идентичность, хорошо известен. Правда, происходило это, чтобы нейтрализовать польское движение, но происходило! В результате такой политики империя не выдержала. В России же, наоборот, — душили все проявления иной идентичности…

Но я бы не стал говорить, что белорусы — это «старый» народ. Наша нация скорее переживает затянувшееся детство.

Ермолович ошибался

- Российские шовинистические ресурсы в интернете в качестве своих врагов в Беларуси называют «литвинов» — почти как бандеровцев в Украине…


- Все, что происходит при Лукашенко, можно обозначить как «тихую оккупацию», либо «ментальную оккупацию». Это и разрушение национальной белорусской идеологии, в том числе через финансирование Россией проектов и сайтов, всяческих «цитаделей» и «империй»…

Примечательно, что Россия поддерживает и региональные проекты — то же «литвинство». Не в смысле, что «литвин» — это белорус, а в смысле, что, мол, мы - литовцы и должны учить литовский язык и соединяться с Литвой. Если коротко, то это выдумка наших врагов, которую поддержали наши дураки.

Со стороны России атака идет на то «литвинство», которое является синонимом белорускости. Потому что в нем, как и в любых упоминаниях о преемственности с ВКЛ, — ментальное и терминологическое отдаление от России. Ведь наш народ принял нынешнее название (белорусы - прим. БП) исключительно под давлением России.

- Изучение и популяризация истории ВКЛ может быть прививкой от «русского мира»?

- Думаю, это очень сильная прививка, поскольку она формирует историческое сознание и национальную идеологию, значительной частью которой является историческая память. Это опора на традицию государственности прошлых лет.

Недавно на исторической конференции в Минске один русскоязычный украинец из Киева отметил: «Этническая история Украины привела к гражданской войне…» Я запротестовал, потому что, если бы не было преподавания национальной истории в течение 25 лет, то был бы не только «Крымнаш», но и Харьков, и Чернигов.

Украинцам за это время привили мощный заряд национальной истории — иногда даже с преувеличениями, с Казачьим государством вплоть до Минска, — но привили! И это в данное время важный фактор в сохранении украинского государства. Но исторические мифы следует конструировать профессионально, чтобы потом не пришлось переделывать, как миф Ермаловича о ВКЛ.

- А в чем был неточен Ермолович?

- Во всем. Неправильно локализовал Литву. Неправильно выводил причину создания ВКЛ — войну… Я его очень ценю лично, как «будителя» памяти, но выходить с его работами на международную арену — это только позор. Как и с работами Анатолия Тараса.

Для белорусов — только по-белорусски

- Популяризировать историю ВКЛ и Беларуси можно только по-белорусски или же стоило бы и по-русски?

- Я считаю, что на территории Беларуси — только по-белорусски. Свои книги я отказываюсь издавать по-русски, хотя мне говорили: «они пойдут в Россию» — еще неизвестно… Для Литвы следует издать историю ВКЛ по-литовски, также как они издали свое видение по-белорусски. Для украинцев — по-украински, для поляков — по-польски, для белорусов — по-белорусски.

Ведь люди, которые не в состоянии прочитать исторический текст по-белорусски, живя в Беларуси, вообще историей не интересуются. На них нечего тратить время. А вот детей этих людей в школе надо бы научить.

- Книжки о ВКЛ Анатолия Тараса или даже Витовта Чаропки, изданные по-русски, можно увидеть в магазинах — это что ерунда, по вашему?

- Это конъюнктура, чисто финансовые дела, рынок. Я вижу своей задачей просвещать публику, а люди, которых вы перечислили, — хотят заработать.

Писать как Тарасов

- А могут ли издатели белорусскоязычной исторической литературы заполнить полки магазинов альтернативным продуктом?

- Пока что мы не успеваем, но это реально в условиях стимуляции. Не обязательно со стороны государства. Такие вещи можно было бы делать на конкурсной основе, отбирать лучшие работы и издавать нормальными тиражами — несколько книг в год. А историков у нас, слава Богу, хватает.

Наша большая беда в том, что в Беларуси отсутствует координация в деле исторического просвещения. Что такое система исторической науки? Это же дерево. Корни — это фундаментальная наука, ствол — это система исторического образования, крона — популяризация. И все связано. Если плохие корни — значит, будет слабый ствол. Мало листьев — значит, воздуха не хватает, и все остальное загибается.

- У наших соседей выходит большое количество фейковой исторической литературы с целью поддержания мифа о национальном величии. Россияне пишут о славянских корнях древних римлян, украинцы — об украинском характере Трипольской культуры… Придет ли время подобных фейков от белорусских историков?

- Я против таких вещей. Хватает подлинных исторических фактов, на основе которых можно писать популярные книги и даже художественную литературу. Я против профанации истории, поскольку обманывать несведущего читателя — это как обманывать ребенка, и разрушать уважение к науке.

Должен быть сильный и талантливый автор, как например Константин Тарасов светлой памяти. Читаешь его «Погоню на Грюнвальд» — и научно, и популярно. Нужно стараться популяризировать на профессиональном уровне. Можно же придумать белоруса-героя, например, Грюнвальдской битвы. Но чтобы он был одет как тогда. Чтобы он был в хоругви, которая реально сражалась под Грюнвальдом. Чтобы он махал мечом начала XV в. И чтобы рисовал это, например, Павел Татарников. Это будет лучше всяких фейков!

Справка. Алесь Кравцевич - доктор исторических наук, профессор. Изучает средневековую историю Беларуси. Живет в Гродно.
13:51 30/03/2015






‡агрузка...



ссылки по теме
Самой интересной эпохой в истории Беларуси молодежь считает ВКЛ
Белорусы начали проедать рублевые депозиты
Первые в мире мобильники делали в… Молодечно!