Поисковики достали из болота остатки советского бомбардировщика 1

Могилевские поисковики достали из болота в Кличевском районе остатки советского бомбардировщика Ил-4.

Об этом сообщил БелТА заместитель руководителя областного историко-патриотического поискового клуба "Виккру", историк и писатель.

Историю о падении самолета поисковикам рассказали жители деревни Межное, которые наблюдали за этой трагедией осенним вечером 1943 года. С их слов, советский борт сбил вражеский ночной истребитель. Самолет задымил и резко начал падать на лес. Летчик со штурманом выбросились на парашютах (бортрадист и стрелок к тому времени были уже мертвы), а самолет рухнул в болото.

Утром местные жители вместе с партизанами направились к месту взрыва, где увидели торчащий из болота хвост самолета, а вокруг множество различных элементов бомбардировщика. Среди ветвей большой ели на парашютных стропах был обнаружен и один из летчиков. Раненый, он провел здесь всю ночь и только с помощью местных жителей смог спуститься на землю.
 
Ребята из могилевского поискового отряда "Виккру" очень заинтересовались этой историей. Учитывая прошлогодний успешный опыт поиска и подъема экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2 у Макаренцы Могилевского района, было принято решение самолет поднять и установить имена погибших членов экипажа. Координацию работ взяло на себя главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома и руководство Кличевского райисполкома.

Специалисты Гончанского лесничества Кличевского лесхоза прорубили около 1 км просеки среди болотистого леса, а ПМК-89 "Водстрой" предоставило необходимую технику. И как только установилась морозная погода в конце января, приступили к работе тяжелая техника, поисковики "Виккру" и ребята из кружка "Военная история Беларуси" областного центра творчества. Все работы проводились в тесном взаимодействии со специалистами 52-го специализированного поискового батальона Минобороны, саперно-пиротехнической группы в/ч 5527. Благодаря упорной и самоотверженной двухдневной работе из промерзшей торфяной жижи были подняты номерные детали самолета и костные останки двух погибших летчиков.
 
По номерам двигателей самолета с помощью российских коллег поискового форума "Тризна" был установлен номер самолета (№11013). Таким образом, только через 70 с лишним лет открылись обстоятельства гибели советского бомбардировщика и двух членов его экипажа.

Как выяснилось, 27 октября 1943 года пять экипажей Ил-4 17-го гвардейского бомбардировочного авиаполка авиации дальнего действия вылетели с аэродрома Адуево (северо-восточнее города Медынь Смоленской области - ныне Калужской) с боевым заданием бомбардировки железнодорожного узла Минск. Среди них был и экипаж гвардии младшего лейтенанта Климаченкова. В наградном листе на командира, обнаруженном поисковиками на сайте ОБД "Мемориал", об этом вылете говорится следующее: "27.10.43 г. при налете на ж.д. узел Минск, пройдя линию фронта был атакован немецким истребителем противника, при этом стрелок и радист были убиты, машина сгорела, сам гвардии мл.лейтенант Климаченков со штурманом Гвоздовским спустились на парашютах на территорию, занятую противником. После многих усилий добрался до партизанского отряда, откуда был переброшен через линию фронта. 25.01.1944 г. Климаченков вернулся в часть и снова вошел в строй боевых летчиков…". А подтверждение того, что советский бомбардировщик ДБ-3 (Ил-4) был сбит 27 октября на высоте 4600 м в квадрате Межное, было найдено у немецкого летчика, его группа ночных истребителей осенью 1943 года базировалась в Орше.
 
Благодаря тесному сотрудничеству с российскими исследователями удалось установить подробности трагедии в Кличевском лесу и судьбы летчиков. Все они 20-25-летние ребята служили в 17-м гвардейском бомбардировочном авиаполку. Командир экипажа летчик гвардии младший лейтенант Дмитрий Климаченков (уроженец Калининской области - ныне Тверской) выпрыгнул с парашютом из горящего самолета, попал к партизанам, а затем вернулся в свою часть. Продолжал геройски воевать, совершил 134 боевых вылета, награжден орденами и медалями. После войны жизнь связал с армией, генерал-майор, проживал в Полтаве на Украине. Умер в сентябре 2012 года.
 
Штурман самолета гвардии старшина Алексей Гвоздовский (уроженец Воронежской области) выпрыгнул из горящего самолета вместе с командиром и с помощью партизан возвратился в свой полк. 9 июля 1944 года в составе другого экипажа вторично был сбит и не вернулся с боевого задания.
 
Воздушный стрелок-радист - начальник связи авиаэскадрильи гвардии старшина Вячеслав Хайлов (уроженец Москвы) и воздушный стрелок-радист младший сержант Хаким Музаффаров (уроженец Ташкента) Ил-4 погибли. До 3 февраля 2015 года они числились пропавшими без вести.

Сейчас Могилевский поисковый отряд "Виккру" разыскивает родственников погибших. По согласованию с Кличевским райисполкомом перезахоронение останков Вячеслава Хайлова и Хакима Музаффарова состоится не позднее 9 мая 2015 года.

15:55 13/02/2015






‡агрузка...



ссылки по теме
Дизайнеры визуализировали дурацкие запросы в интернете