Кража или диверсия? Мозырский НПЗ доказал свою непричастность к утечке цистерны бензина в Украине

Украинская железная дорога намеревалась взыскать с Мозырского нефтеперерабатывающего завода более миллиона гривен за утечку 40 тонн моторного бензина. Судебная тяжба длилась больше года с переменным успехом и завершилась победой белорусского предприятия.

Кража или диверсия? Мозырский НПЗ доказал свою непричастность к утечке цистерны бензина в Украине
Цистерна принадлежала Белорусской железной дороге, а грузоотправителем значился Мозырский НПЗ. 

Предварительно было установлено, что причиной утечки стал не докрученный клапан [вентиль] нижнего сливного устройства цистерны. Клапан докрутили, что и прекратило утечку бензина.  Всего же в цистерне находилось 51,6 тонны горючего, как позже было установлено из них -- 40,8 тонны ушло в землю.

По выводам украинских железнодорожников, причиной утечки стал не докрученный на 3,5 оборота клапан. Вину за это возложили на грузоотправителя -- ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод», которое также обязано было возместить расходы регионального филиала «Приднепровская железная дорога» ОАО «Украинская железная дорога», связанные с ликвидацией ЧП и его последствий. Ущерб был оценен в размере 1 млн. 60 тыс. гривен (почти 40 тыс. долларов).

Белорусская сторона платить по непонятному счету отказалась. Украинцы с иском обратились в Хозяйственный суд Днепропетровской области и дело проиграли. Истец это решение обжаловал в суде второй инстанции. 


Центральный апелляционный хозяйственный суд в Днепре пришел к выводу, что вентиль не докрутила именно белорусская сторона и иск к Мозырскому НПЗ полностью удовлетворил. Также ответчика обязали возместить судебные расходы на сумму почти 40 тыс. гривен. Более того, суд издал приказ о принудительном исполнении решения.

Очередной этап судебной тяжбы недавно прошел в Киеве, где дело по жалобе Мозырского НПЗ рассматривал Верховный суд в составе коллегии судей Кассационного хозяйственного суда. Высшая судебная инстанция полностью приняла сторону белорусского НПЗ. 

Решение в пользу мозырчан было аргументировано тем, что цистерна от станции отправления в Беларуси без проблем проехала 810 км, находилась в пути 4 суток и была принята без замечаний Украинской железной дорогой, а утечка обнаружилась лишь на станции Диевка. То есть ответственность за сохранность груза в данном случае несла украинская сторона. 

В постановлении ВС Украины отмечается: «Приняв без замечаний вагон №73033300 к перевозке, истец тем самым подтвердил, что этот вагон (цистерна) предназначен для перевозки именно груза - бензина и такой вагон не имеет дефектов, трещин, течи груза и соответствующим образом оборудован и освидетельствований. 

Поэтому суд считает ложными выводы суда апелляционной инстанции, что именно в результате противоправных действий работников ответчика произошла утечка груза».

Постановление вступило в законную силу, является окончательным и обжалованию не подлежит.

Открытым остался вопрос: каким образом вентиль цистерны «открутился» на территории Украины? Все ли 40 тонн бензина ушли в землю между рельсами или, например, были похищены? 

Как следует из акта осмотра цистерны после ЧП, на крышке сливного прибора был обнаружен свежий излом: «Следов старого развития трещин и механического воздействия (ударов) не обнаружено». 

С учетом событий, которые сегодня происходят в Украине, не выглядит фантастической и версия диверсии. Марка бензина, которая находилась в цистерне, применяется в качестве моторного топлива, как для автомобильных, так и авиационных двигателей внутреннего сгорания. 


Правда, поиск ответов на эти вопросы не входит в компетенцию хозяйственных судов. 

Поделиться
Cannot find 'lenta2' template with page ''