А вы видели «Девятый вал» Айвазовского на пасхальных яйцах? Семья из Любанского района рисует шедевры

Семейная пара из Любанского района «обновляет» древние традиции росписи пасхальных яиц.

А вы видели «Девятый вал» Айвазовского  на пасхальных яйцах? Семья из Любанского района рисует шедевры
1 из 9
Денис Маровский из деревни Доросино выбрал для себя совершенно обычное искусство — он рисует картины. Только полотном для его шедевров служит обычное яйцо — куриное, утиное, гусиное и даже перепелиное, пишет mlyn.by
Изобразить на таком «холсте» цветущий сад или райскую птицу для Дениса — дело 20, самое большее 45 минут. В паре с ним работает супруга Екатерина — она тоже рисует на яичной скорлупе, но не ножом, как Денис, а воском. Корреспонденты МЛЫН.BY посетили творческую семью и разузнали, как у них появилось одно хобби на двоих.

Два цвета и полсотни оттенков

Денис может нарисовать, или, вернее нацарапать на яичной скорлупе почти все. Восход солнца, ночное небо, парящие птицы, заснеженный лес — излюбленные сюжеты мастера. Среди его работ можно увидеть и картины, посвященные Святой Пасхе: церкви, лик Иисуса Христа, библейские сюжеты. При желании он мог бы перенести на яичный холст любой мировой шедевр — будь то «Мона Лиза» да Винчи или «Звездная ночь» Ван Гога. И только «Черный квадрат» Малевича ему не по зубам.

— По сути, что рисовать на бумаге или на холсте, что на яичной скорлупе — большой разницы нет. Конечно, когда держишь в руках яйцо, которое может треснуть в любой момент, подсознательно рассчитываешь силы. Но в остальном — техника рисования та же, — уверяет мастер. — Только вместо кисточки — скальпель или канцелярский нож. Еще наши предки украшали яйца таким образом. Брали иглы, ножницы и скребли, драпали по скорлупке, отсюда и название — драпанка. Все просто. Главное, чтобы фантазия хорошо работала. Не нужно бояться сделать что-то не так — испортить рисунок практически невозможно. Не получится нарисовать птицу — всегда можно переделать ее под морские волны. И наоборот.


А вот с квадратом или треугольником так не побалуешь, говорит мастер:

— Правильная фигура: тот же квадрат или треугольник — это симметрия, здесь нужно придерживаться четкой линии. У меня не хватает терпения выводить по миллиметру точные узоры. Проще нарисовать «Девятый вал» Айвазовского, чем нацарапать две абсолютно одинаковые половинки одного целого или провести линию так, чтобы ее концы сомкнулись.

Глядя, как ловко и быстро Денис раскрашивает яйца, превращая их в миниатюрные шедевры, действительно можно подумать: «И я так смогу!» Не смогла… Рука от напряжения устает уже через пять минут, а водить скальпелем по скорлупе нужно очень осторожно, иначе порежешься. Не имея таланта посягать на хрупкое полотно — гиблое дело. А Дениса этот талант наследственный.

— У меня дядька, дед хорошо рисовали, мама была художницей. И мне, по-видимому, этот талант передался. В родном Солигорске окончил художественную школу, долгое время рисовал для своего удовольствия.

Молодой человек признается: переходить с классического холста на яичную скорлупу было непривычно. А теперь ему сложно возвращаться к традиционному искусству. Говорит, не хочет снова загонять себя в рамки.

— Когда художник рисует красками и перед ним палитра из десяти, двадцать, сотни цветов — он все равно не знает, какой выбрать. Сомневается, отвлекается, стирая из памяти тот образ, который держал в голове. Но ведь музыканту хватает семи нот, чтобы создать шедевр… У меня же есть всего два цвета: красный и белый — но игрой теней я могу сделать полсотни оттенков. И при этом не отвлекаюсь каждый раз, чтобы выбрать краску — работаю на одном дыхании и пока не закончу, не встану со стола. И не важно, сколько на это потребуется времени: 10, 40 минут или больше часа.

Эксклюзивный писак

Найдется немного мастеров, которые умеют так же искусно и талантливо «царапать» по яичной скорлупе, как Денис. Но если бы не Катерина, ни о какой «Моне Лизе» и речи быть не могло! Именно Катя «подсадила» супруга на декорирование яиц. Только он больше увлекся драпанкой, а она — писанкой.

— В Старобине, это поселок в Солигорском районе, проходил мастер-класс по росписи пасхальных яиц. Я поехала туда от нашего Доросинского сельского Дома культуры. То, какими способами мастерами украшали яйца, меня шокировало: ножи, иголки, огонь, маркеры, пергаментные фломастеры… Но больше всего впечатлила писанка — роспись яиц воском и красками. Узоры можно рисовать любые, а если знать, как между собой сочетаются и соединяются краски — получаются такие уникальные цвета, которых и в природе пока не существует.

Дома Екатерина попробовала сама расписать яйцо: глядя, как жена старательно выводит воском разные «закорючки», и Денис решил подключиться. Из того, что рассказывала Катя, ему особенно понравилась драпанка. Так у семьи Маровских появилось одно увлечение на двоих. Как шутят сами супруги, работают они в традиционной, классической манере, но с «модными» вкраплениями.

— Для писанки нужно не так и много — сырые неокрашенные яйца, красители, инструмент для нанесения воска и сам воск, обязательно пчелиный. Прежде чем приступать к работе, нужно тщательно продумать узор — какого цвета будут орнаменты, в какой последовательности наносить краски. Делать эскизы или наметки карандашом бесполезно — все равно закрасятся, — пока беседуем, Катерина готовит воск: растапливает его в небольшом «черпачке». Оказалось, этот оригинальный «писак» придумал и сделал сам Денис. Один экземпляр такого инструмента у него попросил Музей писанки, что на Гродненщине.

Традиционно восковые узоры наносили железной иголкой или шилом: опускали в растопленный воск и выводили орнаменты по скорлупе.

— На самом деле это неудобно, времени много занимает. С модным «писаком» гораздо проще: засыпаю внутрь восковые стружки, подношу к пламени свечи, воск тает — и в жидком виде проступает через небольшое отверстие. Можно рисовать! — несколько движений, и из-под инструмента Катерины выходят веточки вербы, цветы василька, еловые лапки. Узоры простые, незамысловатые, но смотрятся изумительно.

Писанка считается одной из самых сложных техник декорирования. После нанесения первого узора белое яйцо вымачивается в красителе. Делаются новые узоры — и яйцо опускают в следующий цвет. Снова орнамент — и очередной цвет. Делать так можно много раз, главное не напортачить с красками.

— Первый краситель обязательно должен быть желтым, если конечно вы планируете использовать его в писанке. После желтого — только красный или оранжевый, либо их оттенки. Потом синий или зеленый. И последний черный. Не удивляйтесь, такой цвет тоже был очень популярен в росписи яиц, — говорит девушка. — Можно начинать и с синего красителя, но тогда ни красный, ни желтый не возьмутся. С воском тоже приходиться повозиться. Чуть размажешь, испортишь рисунок — и на скорлупе останется жирный след. Это место будет сложно прокрасить. Так что ошибок лучше не допускать. А вот готовое писаное яйцо, когда с него убирают воск, смотрится очень необычно: получается глянцевым, лоснящимся.

Вместо красок — ржавые гвозди и рассол

Супруги Маровские — частые участники праздников-конкурсов «Велікодная пісанка». И если работы Дениса больше привлекают молодежь, то писанка в исполнении Кати не оставляет равнодушными людей старшего возраста. И тому есть объяснение: девушка украшает яйца традиционными народными символами. Часто рисует кресты, символизирующие мироздание или звезды — символ Солнца. Голубь, говорит Катя, олицетворяет душу, точки — плодородие, а женщина с поднятыми руками — Берегиню, хранительницу очага. Цветы считались символом девичества, а ягоды — плодородия и материнства. Девушка мечтает не только символами, но и красками исконно «народными» рисовать, но пока не получается.

— Пищевых красителей, которыми сейчас покрывают яйца, раньше не было: наши предки пользовались природными. К примеру, отвар из ромашки с добавлением куркумы давал желтый цвет. Чтобы получить красный, розовый цвета — кипятили кору или ветки вишни. Отвар из ягод черники окрашивает яйца в синий цвет, а если в этот же отвар добавить порошок куркумы, получится зеленый оттенок, — делится рецептами приготовления красителей мастер. — Больше возни было с черным цветом. Женщины брали кору дуба и ольхи, ржавые гвозди, заливали все это водой. Для кислоты обязательно добавляли квашеную капусту. На месяц или полтора настойку ставили в холодное место, чтобы успела окраситься. По сути, приготовить столько красок сразу несложно, гораздо труднее найти время на все это.


Насчет времени Катерина попала в точку — с Денисом они воспитывают троих ребятишек, самому старшему из которых всего 9 лет. Непросто многодетным родителям находить время для творчества — и все равно как-то умудряются они заниматься любимым делом. Детей к писанке и драпанке пока не подпускают: говорят, не доросли еще. Но средняя дочка уже проявляет интерес к традиционному искусству декорирования яиц. А там, глядишь, и остальные подтянутся.


Фото: Павел Орловский


Поделиться