АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Эпидемия Единый кандидат оппозиции Выборы-2020 Беларусь-Россия Павел Шеремет Экономический кризис

Петер Зашев: в бизнесе паника никогда не помогает

Нынешний кризис экономисты называют беспрецедентным. Привычные экономические связи разрушаются, во многих отраслях стремительно падает спрос.

Петер Зашев: в бизнесе паника никогда не помогает
Высокая доля неопределенности сильно затрудняет принятие решений. О том, как вести бизнес в таких условиях, рассказал Петер Зашев, директор программ корпоративного обучения Hanken& SSE Executive Education (Финляндия), приглашенный преподаватель Бизнес-школы ИПМ

- Что самое важное для бизнеса в условиях нынешнего кризиса?

- Важно не терять спокойствия и боевого духа. Каждый, кто работает в бизнесе, знает, что бывают хорошие времена, бывают похуже. Нужно понимать, что мы можем изменить, что нет. И ни в коем случае не впадать в депрессию и уныние.

Надо настроиться на то, что пробежать придется не спринт, а марафон. Никто не знает, сколько продлится пандемия и насколько велики будут ее экономические последствия. Поэтому нужно настраиваться на то, что в любом случае этот год будет нелегким и нужно продержаться как можно дольше.

В первую очередь -  не спускать глаз с денежного потока, как входящего, так и исходящего. Разработать три сценария – мрачный, радужный и средний - того, что будет происходить с движением денег как к нам, так и от нас. Возможно, такой вариант годится не для всех. Но с расходной частью так или иначенужно поработать каждому.

Многие компании, у которых сегодня все складывается относительно неплохо, думают - зачем сокращать расходы, если у нас пока все спокойно. Это неверный подход, потому что нам предстоит изнурительный марафон. В компании, где яявляюсь членом Совета директоров, мы предложили всем сотрудникам перейти на 3-хдневную рабочую неделю, то естьполучать 60% своей зарплаты. Такое решение было принято не потому, что мы уже сегодня не можем им платить, а потому, что надо создать финансовую подушку на случай грядущих проблем. Ведь мы не можем исключать, что в ближайшие полгода нам придется полностью поменять стратегию.

- Денежные потоки – это единственный момент, с которого не стоит спускать глаз?

- Надо посмотреть, что происходит с ключевыми клиентами. Возможно, не со всеми из них удастся пройти через кризис до конца. Поэтому имеет смысл обратить внимание на то, у кого из них больше шансов добежать до финиша. Нужно обязательно отслеживать, что происходит с конкурентами. Прогнозировать, у кого из них меньше шансов пройти через кризис, и можно ли взять долю рынка тех, кто проиграет. Об этом надо думать уже сейчас.

Также важно проверить, насколько стабильна система поставок компании. И вообще - что происходит с партнерами, поставщиками, сотрудниками. И здесь на первый план выходят человеческие отношения. Если в прошлом руководство компании пыталось ставить на колени поставщиков и гнобить сотрудников, то теперь ей все возвращается. Никто не идет этой компании навстречу в трудную минуту, ни у кого к ней нет теплых чувств.

В компаниях, которые строили честные отношения с сотрудниками, все складывается лучше. Сотрудники принимают идею, что все мы в одной лодке, и вполне лояльно относятся даже к непопулярным решениям. Но если до кризиса руководство не наработало кредит доверия, даже самые обоснованные его решения приведут к конфликтам: люди просто решат, что их в очередной раз хотят обчистить. В краткосрочной перспективе нечестность, возможно, и может давать какие-то плюсы, если не стыдно смотреть на себя в зеркало. Но в долгосрочной перспективе она всегда ведет к проигрышу.

В целом, я считаю, что сейчас лучшее время для того, чтобы подумать, каким будет бизнес-ландшафт после кризиса.

- Возможно ли это спрогнозировать?

- Это очень индивидуально, у каждого своя ситуация. Но мы видим, что многие компании уже сегодня меняют свои подходы и пытаются перепрофилировать свою деятельность с учетом новых трендов. Хорошим примером являются бизнес-школы, которые пытаются переформатироваться на ходу и начали делать вещи, которые совсем недавно казались неприоритетными, а сегодня могут создать доход для многих компаний. Так же, как и рестораны, которые переориентируются на доставку готовой еды на дом. Каждый старается получить дополнительный доход, и делает вещи, которые ранее казались не самыми очевидными.

- Но далеко не все эти попытки приносят плоды, и многие представители бизнеса уже сегодня деморализованы.

- Поэтому нужно помнить о том, что паника никогда не помогает. Условия кризиса делают актуальной такую тему как selfleadership… не знаю, есть ли аналог этого слова в русском языке?

- Разве что лидерство самого себя.

- Да. Нужно стать лидером для себя самого. Даже если вы сидите на самоизоляции в четырех стенах, обязательно соблюдать режим: встать, одеться, иметь повестку и список задач, понимать когда рабочее время, а когда время для себя или своей семьи. Многихсверхэффективных людей, привыкших постоянно быть в движении, перемещаться со встречи на встречу, перепад скорости жизнинесколько деморализовал. Чтобы этого не происходило, необходима самодисциплина.

Очень важно сохранять психику в порядке, а для этого,наверное,надо читать меньше ерунды в интернете. Я постоянно удивляюсь, что вроде бы образованные люди не только читают глупости, но и постят это дальше. И делают это вместо, казалось бы, очевидного решения - определять достоверные источники информации с цифрами и проверенными фактами. Пандемия показала, насколько серьезной проблемой является отсутствие критического мышления. Только оно позволяет принимать адекватные рациональные решения и не поддаваться панике, которая еще никогда никому не помогала.

Оптимальный формат – интересоваться информацией, которая поможет ответить на вопросы, что делать и к чему мы движемся. Отводить на это полчаса утром и полчаса вечером – и это, кстати,  возвращает нас к вопросу самодисциплины.

И конечно, надо постоянно что-то делать для своего бизнеса - общаться с клиентами, поставщиками, партнерами. Я никогда так много не общался с ними, как в последнее время. В такие времена надо стараться быть полезным, уважать друг друга. Для нас всегда очень значимы деньги, а кризис напомнил, насколько важны дружеские доверительные отношения, когда мы друг друга любим и стараемся помочь – это такой невидимый но сверхважный актив, который в данной ситуации может спасти наш бизнес. И это самый хороший урок.



Поделиться




Загрузка...
‡агрузка...





Change privacy settings