АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Выборы-2019 Изменение Конституции Европейские игры в Минске Куропаты Беларусь-Россия Убийство Павла Шеремета

Виктор Маргелов: От того, что меня обольют грязью, вопрос не решится

На днях гендиректор "Евроопта" Андрей Зубков заявил о том, что первый вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, бизнесмен Виктор Маргелов, выступая в защиту интересов суверенитета страны, отстаивает прежде всего свои собственную выгоду.

Виктор Маргелов: От того, что меня обольют грязью, вопрос не решится
"Белорусский партизан" попросил Виктора Маргелова прокомментировать слова Зубкова.

"С этого момента выручка магазина Виктора Маргелова стала резко снижаться…"

"Мы получаем два основных обвинения, - заявил Андрей Зубков в интервью tut.by - Первое — мы оказываем давление на отечественных производителей требованиями лучших цен для наших покупателей, не давая им успешно развиваться. А второе — мелким и средним предпринимателям невозможно выдержать конкуренцию с крупными торговыми сетями.

Чтобы понять эту проблему, давайте обратимся к опыту европейских стран, где сети появились 50 лет назад. В развитых странах все уже давно изобретено и отрегулировано. 

Сегодня по сути от имени бизнес-союзов выступают бизнесмены, которые не выдерживают текущую конкуренцию, они требуют для своего бизнеса — преференций и дополнительных административных барьеров — для своих конкурентов.

Возникает также логичный вопрос, почему в роли эксперта по работе торговых сетей от бизнес-союзов постоянно выступает Виктор Маргелов. В нюансах крупного ритейла он не разбирается — владеет лишь двумя небольшими магазинами — и на роль эксперта явно не тянет. 

С другой стороны, он, занимаясь розничной торговлей, является нашим прямым конкурентом, поэтому тоже не имеет права выступать в роли человека, который беспристрастно вникает в проблемы.

Предположу, что гиперактивность Виктора Маргелова связана с его личной заинтересованностью, так как в конце ноября прошлого года "Евроопт" недалеко от его магазина открыл торговые объекты под брендом "Хит! Экспресс". Это небольшие магазины с ограниченным ассортиментом, но с очень приятными ценами.

По нашим данным, с этого момента выручка магазина Виктора Маргелова стала резко снижаться. Получается, ополчаясь на торговые сети, он выражает недовольство результатами обычной конкуренции. И даже если всем понятно его личное беспокойство, то какое отношение оно имеет к сути обсуждаемого вопроса — регулированию работы торговых сетей?"


"Павел Топузидис готов обсуждать, как минимизировать последствия"

- Виктор Егорович, несмотря на то, что интервью Зубкова появилось не вчера, вы его до сих пор никак не прокомментировали. Почему?

- Не хочу опускаться в эту низость, потому что от меня только и ждут, чтобы я продолжил дискуссию и начал оправдываться… Есть ведь и другая правда, которая не понравится "Евроопту"… Но я считаю, нам нужен серьезный, системный разговор. Поэтому не хочу отвечать по принципу "сам дурак". 

- Удивительно, что Зубков не в целом бизнес-союзы обвиняет в наступлении на "Евроопт", а конкретно вас. Хотя вы лишь озвучиваете позицию ведущих объединений предпринимателей.

- Это попытка вывести меня из строя. В данном случае я выступаю не как частное лицо, а как посол, как парламентарий. В старые времена парламентеров и убивали, и дискредитировали… Но от того, что будет какой-то другой парламентер, а не я, позиция делового сообщества по поводу "Евроопта" и других крупных торговых сетей не поменяется. 

Может лишь ужесточиться. Дело в том, что так считает не только наш союз, а шесть ведущих объединений предпринимателей.

- И все-таки: расскажите, что с вашими личными магазинами? Действительно падает выручка, потому что по соседству "Хит! Экспресс"?

- На самом деле магазины "Хит! Экспресс" несут большую опасность. Они разрушают традиционную торговлю и магазины шаговой доступности, в которых люди могут купить продукты, необходимые на каждый день – хлеб, яйца, колбасу, молоко и прочее. Там есть холодильное оборудование, продавцы режут людям колбаску на кусочки. 

Магазины "Хит! Экспресс", как правило, не торгуют ни хлебом, ни молоком, ни колбасой, ни полуфабрикатами. Они работают в зоне, где мало расходов, но много доходов: алкоголь, пиво, дешевый импорт. И туда идут, потому что водка там продается с самой минимальной наценкой – 12 процентов. 

Пиво у них продается на 20 процентов дешевле той цены, по которым завод обычно отпускает для таких магазинов, как мы.


- Но производители ведь идут на сделки с "Хит! Экспрессом", соглашаются им по низким ценам поставлять товары.

- Как кролик в пасть удава! Им нужна реализация, поэтому публично ни один производитель не скажет о них ничего плохого, потому что завтра могут потерять рынок сбыта. Хотя за углом могут и проклинать.

Откровенно говоря, я пока не вижу никакой опасности от крупных торговых сетей. Мы не говорим, что "Евроопт" нужно уничтожить, мы предлагаем лишь сбалансировать условия на рынке, создать равные условия на рынке. А жизнь покажет, кто более успешный.

Роста цен для населения от того, что уравняют условия для игроков рынка, точно не случится. Мелкие коммерсанты формируют рынок, и завтра они не станут "Еврооптами". Просто крупнейшие торговые сети будут меньше зарабатывать. И будут продавать по тем же ценам, что и все остальные. 

- Виктор Егорович, а как на Западе решили эту проблему? Ведь там тоже есть мелкие торговые сети и крупные. Как там нашли баланс?

- В Беларуси среднее потребление на человека - порядка 2500 долларов в год. В Германии – около 40 тысяч. Чувствуете разницу? Малого бизнеса там доля меньше, но в абсолютных цифрах - она намного больше. 

На Западе у людей есть деньги покупать эксклюзивные булочки в кафе за углом дома. А если люди едва сводят концы с концами, живут от зарплаты до зарплаты, то им не до эксклюзивных булочек. Поэтому этот рынок  нашей стране почти отсутствует.

В Польше, кстати, тоже пожалели, что в свое время пошли по пути гипермаркетов, которые задавили местную торговлю. Получили коррупцию, протекционизм иностранных товаров и прочие вещи. Многие годы они потом отыгрывали ситуацию назад.

Должен быть баланс национальных интересов. В нашей стране он простой. Мы уже поняли, что крупную промышленность в силу ряда причин нам не развить. А малый бизнес может развить на местном рынке свое производство. 

Но малый бизнес не стыкуется с крупными сетями. Не может мелкий предприниматель поставлять в крупные сети товары за полцены – он не выживет. Получается, чтобы малому производственному бизнесу обеспечить рынок сбыта, нужны небольшие магазины. 

Кстати, почти все крупные сети запланировали рост 10-15 процентов на этот год. А у них сегодня уже около 80 процентов торговых площадей страны.


- Интересно, какой позиции по этому вопросу придерживается владелец компании "Табак-Инвест" и сети "Корона", член Совета по развитию предпринимательства Павел Топузидис?

- Он присутствовал на первом заседании, где обсуждался этот вопрос, и сказал примерно следующее: мы понимаем, что сегодня своей работой фактически душим малый бизнес в сфере розничной торговли. И мы готовы обсуждать, как минимизировать последствия.

- Ну, молодец. Кстати, основные владельцы "Евроопта", если не ошибаюсь, живут не в Беларуси?

- Да. Один в Монако, второй – в Литве. Но вопрос не в этом. "Евроопту" сегодня дали возможность так работать, создали все условия. И вопрос не в том, кто в этом виноват, а что делать, как исправить ситуацию. От того, что Маргелова обольют грязью, вопрос не решится. 

Вот вы сами подумайте, что может случиться, когда окончательно победят три крупные торговые сети в нашей стране? Промышленности будет некуда поставлять товары, малый бизнес закрылся, массовая безработица, куча недовольных. Неважно, какое правительство и кто правит страной. Какие меры должна принять власть?

- Национализировать?

- Да. И мне кажется, это совершенно не в интересах "Евроопта". Поэтому я и предлагаю организовать серьезный разговор о том, что происходит на рынке…

15:51 31/01/2019
Поделиться




Загрузка...