ЕАБР предлагает уточнить программу реформ для Беларуси, предупреждает о нарастании системных рисков в экономике

Евразийский банк развития (ЕАБР), который управляет средствами Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), считает необходимым уточнить программу реформ для Беларуси с учетом нарастающих рисков в национальной экономике.

"По итогам консультаций между белорусскими властями и экспертами ЕАБР, проведенных в ходе визита (2-5 октября 2018 года – ИФ), был подготовлен предварительный перечень изменений и дополнений в Программу реформ, поддерживаемую финансовым кредитом ЕФСР, в части седьмого транша. Уточнение мер транша обусловлено сдвигом контрольной даты оценки выполнения условий предоставления транша с 1 января 2018 года на 1 декабря 2018 года", - сказано в распространенном во вторник сообщении ЕАБР.

Уточнение программы реформ касается условий предоставления финального, седьмого транша в размере $200 млн из стабкредита ЕФСР на $2 млрд, который был одобрен в марте 2016 года. Беларусь уже получила шесть траншей на общую сумму $1,8 млрд.

ЕАБР отмечает, что решение о сдвиге даты контрольной оценки и, соответственно, сроков возможного предоставления седьмого транша "отражает необходимость принятия во внимание текущих и прогнозных макроэкономических трендов и выявленных рисков".

В числе выявленных рисков эксперты ЕАБР выделили традиционные для белорусской экономики проблемы – несбалансированный рост зарплат и неустойчивое состояние платежного баланса. "Несбалансированный рост заработных плат в экономике и снижение реальной ставки рефинансирования привели к ускорению роста внутреннего спроса, влияние которого на экономический рост было частично нивелировано импортом потребительских и инвестиционных товаров, что, в том числе, привело к ухудшению счета текущих операций. По итогам семи месяцев, дефицит счета текущих операций расширился до 2,5% ВВП, против 1% ВВП за тот же период 2017 года", - сказано в комментарии ЕАБР относительно складывающихся в белорусской экономике тенденций.

Кроме того, эксперты ЕАБР отмечают  "медленный прогресс в реализации структурных реформ в целом и коммерциализации государственных предприятий в частности". По их мнению, это "снижает потенциал роста белорусской экономики и может спровоцировать дальнейшее ухудшение финансового состояния госпредприятий и увеличение давления на устойчивость госдолга в среднесрочной и долгосрочной перспективе".

В сообщении сказано, что значительная долговая нагрузка госпредприятий остается серьезным фактором риска. Эксперты предупреждают, что в среднесрочной перспективе могут проявиться риски долговой устойчивости. Они связывают это с высокой стоимостью новых заимствований, которые превышают среднесрочные темпы прогнозируемого экономического роста.


Эксперты отмечают, что несмотря на сокращение уровня госдолга - до 36,3% ВВП на августа с 39,3% ВВП в начале 2018 года - в абсолютном выражении госдолг не изменился. Это связано с новым внешним финансированием по линии инвестиционных кредитов, выпуском внутреннего долга и ослаблением курса белорусского рубля.

В ЕАБР также констатируют ускорение инфляции с августа, в сентябре годовая инфляция увеличилась до 5,6% с 5% в августе и 4,1% в июне-июле из-за избыточного потребительского спроса и роста инфляционных ожиданий. Между тем, "вероятность сохранения инфляции по итогам года в пределах 6%-го целевого ориентира Нацбанка высока", сказано в сообщении.

В целом эксперты банка после консультаций с белорусскими властями отмечают, что "несмотря на текущую благоприятную экономическую ситуацию, сохраняются как краткосрочные, так и среднесрочные риски".

Как сообщалось, в августе-сентябре предоставление Беларуси шестого транша финкредита ЕФСР обсуждалось на высшем государственном уровне по инициативе президента страны Александра Лукашенко. ЕАБР 12 октября перечислил Минску шестой транш в объеме $200 млн. Банк напомнил, что условиями предоставления шестого транша предусматривалось выполнение 25 показателей, из которых на контрольную дату оценки (1 октября 2017 года) не были выполнены пять, включая три контрольных.

Соглашение о предоставлении финансового кредита из средств ЕФСР Минфин Беларуси и ЕАБР подписали 25 марта 2016 года. Соглашение предполагает выделение $2 млрд на поддержку мер экономической политики и структурных преобразований правительства и Национального банка Беларуси на 2016-2018 годы.


17:18 16/10/2018
Поделитесь нашей новостью с друзьями







ссылки по теме
Ограблен дом председателя правления Евразийского банка развития. Теперь понятно, почему банку не хватает денег на проекты
ЕАБР: нацвалюты ЕАЭС девальвируются из-за антироссийских санкций
Глава ЕАБР мечтает о региональном рубле