Инвесторы огласили приговор Tesla

Аналитики обсуждают будущее компании Tesla после отчета о рекордных убытках.

Хотя во втором квартале с конвейера сошло в полтора раза больше электромобилей, чем в первом, Илон Маск отчитался о рекордных убытках — больше 717 миллионов долларов. Финансисты уверены, что Tesla уже не представляет реальной ценности. О шансах сохранить компанию на плаву, пишет РИА Новости.

Вечные убытки

В первом квартале убытки были чуть меньше — 710 миллионов долларов. После публикации того отчета Маск нагрубил аналитикам, спросившим об объемах бронирования Model 3 и потребностях Tesla в капитале. "Я не стану отвечать на ваши идиотские вопросы", — отрезал он, спровоцировав очередной обвал акций компании.

Акционеры Tesla даже пригрозили ему увольнением с поста председателя совета директоров, но затем все же дали еще три месяца для вывода компании на прибыль. Их надежды не оправдались.

Илон Маск объясняет, что убытки в основном связаны с инвестициями в новые модели, и упирает на рост производственных показателей: во втором квартале Tesla выпустила 53 339 автомобилей — на 55% больше, чем в первом.

С конвейера сошли 24 767 Tesla Model X и Model S, а также 28 578 седанов Model 3. Эта модель и стала самой продаваемой — 18 449 реализованных машин.

"Мы ожидаем, что выпустим 50-55 тысяч данных транспортных средств в третьем квартале <…> Прибыль модели должна вырасти приблизительно до 15% в третьем квартале и до 20% в четвертом — главным образом за счет сокращения производственных издержек", — говорится в отчете компании. 

Именно увеличение выпуска ориентированных на массовый рынок седанов Model 3 до запланированных показателей инвесторы и аналитики рассматривают как единственную возможность для компании выполнить "финансовый разворот".


Tesla обречена

Ситуация в Tesla стала критической после того, как план по выпуску "бюджетной" Model (стоимость базовой версии — 49 тысяч долларов) был полностью сорван. Вместо обещанных 20 тысяч к концу 2017-го собрали лишь 1500 седанов.

Это притом что на Model 3 было оформлено почти полмиллиона предзаказов. Компания работала в убыток, тратя деньги с космической скоростью — 480 тысяч долларов в час, или восемь тысяч долларов ежеминутно.

Маск уверял, что исправит ситуацию в "кратчайшие сроки" и во втором квартале доведет выпуск Model 3 до пяти тысяч единиц в неделю (он обещал это сделать е к концу 2017-го). Этому мало кто верил, но за последнюю неделю июня с конвейера Tesla сошло 5031 автомобиль Model 3. 

Хотя на обещанный уровень производства Tesla вышла на полгода позже срока, инвесторы прониклись оптимизмом. К концу торгового дня 1 августа акции Tesla подскочили на 11%.

Главный вопрос: в состоянии ли компания удержать взятый рубеж? "Теперь, когда Tesla достигла отметки в пять тысяч машин, необходимо сохранять эти темпы постоянно и при высоком качестве", — отмечает Мишель Кребс, аналитик Autotrader.

Это непросто — трудности возникнут у поставщиков комплектующих, а сама Tesla столкнется с проблемами в цехах сборки и окраски, считают в авторитетном американском аналитическом агентстве AutoPacific.

"Маск сделал все возможное, чтобы искусственно накачать третий квартал. Думаю, в четвертом его постигнет расплата", — говорит эксперт агентства Дейв Салливан. 

"Tesla не представляет реальной ценности — компания по-прежнему не генерирует денежных потоков, поэтому мы ставим на падение ее акций", — заявил в интервью Bloomberg известный американский трейдер и финансист Стив Айсман. Он указал на серьезные проблемы с управлением, достижением производственных целей и разработкой новых технологий. Маск же, по его словам, "очень умный человек, но совершенно не умеет добиваться поставленных перед ним целей". 

Айсман, предсказавший в свое время крах ипотечного рынка в США, отметил и другой фактор: усиление конкуренции с другими автопроизводителями, неизбежное уже в 2019 году. 

Швейцарский UBS предсказывает 30%-ное падение стоимости Tesla в ближайшие 12 месяцев, поскольку компании не удастся выйти на прибыль и в следующем году. Обвал акций прогнозируют и в Goldman Sachs, советуя продавать бумаги, которые, по их подсчетам, потеряют в цене 33%. 

Учитывая скорость, с которой Tesla cжигает деньги, Маску неизбежно потребуется дополнительное внешнее финансирование. Как подсчитали ранее аналитики рейтингового агентства Moody's, компании нужно как минимум четыре миллиарда долларов "для продолжения текущей деятельности, капитальных затрат и обслуживания долга". "Текущей ликвидности Tesla недостаточно для удовлетворения потребностей в капитале", — констатировали аналитики. 

Маловероятно, что капитал удастся привлечь. Еще в конце апреля Moody’s и S&P присвоили долговым обязательствам Tesla неинвестиционный, "мусорный" рейтинг, охарактеризовав их как высокоспекулятивные.

Если к концу третьего квартала компания не принесет хотя бы доллара прибыли, ее ждет крах. Но до рентабельности Tesla пока далеко, как до Марса, планы колонизации которого недавно озвучил Илон Маск.

Поделиться




Загрузка...