Человеческие страхи ( продолжение) 06.12.2012 3

В продолжение самой актуальной для государств с диктаторским режимом правления темы ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СТРАХОВ разберем несколько подробнее СТРАХ СМЕРТИ.  Нужно отметить,  что именно этот страх и породил все религиии, как следствие, ВЕРУ человека. Кто-то верит в Бога, кто-то в нечто иное, но без веры человек жить не может. Все, кто сейчас в оппозиции режиму Лукашенко , а таких, пожалуй, большинство, не теряют ВЕРЫ в то, что этот режим в конце концов, рухнет. Они верят, потому что понимают: Лукашенко не вечен. Но живут с верой и надеждой пережить диктатора. Как выразилась  в разговоре с о мной одна из пожилых женщин:"хочу дожить до хроники". То есть до тех времен, когда даже те, кто верно служит режиму сейчас, начнут из-за страха ответственности за содеянное, как говорят, "пинать мертвого льва". Вспомним: уж как служил Саддаму Хуссейну его министр иностранных дел Тарик Азиз! Уж он-то вкупе с российским визави Е. Примаковым  мог уговорить или, в крайнем случае, "уломать"  Саддама отступить. Ан нет, побоялся. Из-за страха перед своим хозяином, который пересилил страх перед американским вторжением и неизбежностью войны и разрушений. Потом Т.Азиз всячески пытался оправдаться, служить новой власти, но в итоге, как и Саддам, всё равно был повешен.



Пример с Тариком Азизом приводится для того, чтобы еще раз показать, что самые верные слуги правителя из-за страха перед ним идут на всё, вплоть до разрушения собственной страны во имя сохранения власти. Таким был и Адольф Гитлер, и Слободан Милошевич, и  Муамар Каддафи, и Башар Асад... Нет абсолютно никаких сомнений, что защищать свою власть вопреки всему и несмотря ни на что будет и наш правитель. Как он сам выражался, "до последнего патрона" и, как  несложно догадаться, из-за СТРАХА СМЕРТИ. Как он  сам однажды изрек, что его противники в случае прихода к власти могут его "посадить на кол". Поэтому у меня нет иллюзий по поводу кровавого финала нашей диктатуры, если не случится  нечто непредвиденное( т.е. форс-мажор ). В этой связи приходится еще и еще раз напоминать старую истину, что диктаторы уважают только СИЛУ и боятся только СИЛЫ. Даже намек на компромисс они воспринимают как слабость. Поэтому с диктаторами  предметные переговоры невозможны по определению. И пытаться строить какую-либо стратегию на основе переговоров с диктатором -- величайшее заблуждение, за которое приходится платить слишком дорогую цену.



В подтверждение сказанному  сошлюсь на пример из собственного прошлого. Обучаясь в Центре имени Маршалла в Германии в 1998 году мною был сделан, как оказалось, безупречный  анализ поведения  С. Милошевича в тогдашней Югославии и С.Хуссейна в Ираке. Многим лекторам и преподавателям этого Центра, включая военных специалистов , политологов, страноведов и т.д. я говорил о том, что с Милошевичем переговоры бесполезны и то, что подпишут  в Рамбуйе -- это пустое и  лишь затяжка времени.  Придется всё равно подвергнуть бомбардировкам все стратегические объекты Югославии, на которых держится власть югославского диктатора. И  если хлынут в Европу сотни тысяч косовских  беженцев-албанцев, Европа в страхе сама попросит США и NATO применить военную силу в отношении Милошевича. В отношении Саддама Хуссейна мной доводилось до сведения, что в 1991г. во время операции "Буря в пустыне" была совершена стратегическая ошибка  -- Саддама  не добомбили и оставили у власти. И придется со временем эту ошибку исправлять путем новой военной операции. Все произошло именно так, как и мною прогнозировалось. А прогноз строился на основе, как бы поточнее выразится, своеобразного "психоанализа" поведения обоих диктаторов (из доступных источников). А именно: их реакции на то, что происходило на переговорах( в Рамбуйе и др.), как они реагировали на американские предупреждения (вспомним кадры, как Саддам постреливал в воздух из винтовки перед стотысячной демонстрацией в Багдаде в свою поддержку и пр.).



А теперь вернемся к нашим баранам. То есть, к нашей ситуации, дабы меня не обвинили в некорректности некоторых сравнений и параллелей. Посмотрите ещё раз фильм Ю.Хащеватского "Обыкновенный президент", снятый,  как говорится, на "заре диктатуры", во время её зарождения. Имеются ввиду кадры, где наш правитель в военной амуниции строчит из пулемета, где он дает наставления спецназовцам и т.д.  Аналогии поведения и поступков  совершенно очевидны. Мотивом, внутренним двигателем такого поведения правителей служит СТРАХ.  А именно СТРАХ СМЕРТИ. Ибо страх потерять власть означает для диктатора фактически смерть. И этот страх необходимо  как-то развеять. Ну, например, пострелять из винтовки перед народом(С.Хуссейн) или перед военными, журналистами и обслугой на полигоне из пулемета(наш правитель).



Для нейтрализации страха смерти используются различные психотропные вещества,  а для его поддержания применяются физические и психологические пытки. Что применялось в отношении "террористов" Коновалова и Ковалева -- судить не берусь. Но столь разное поведение этих субъектов во время суда, когда один боролся за свою жизнь, а второй был к ней безучастен  говорит о разном подходе во время следствия к этим  "террористам". И если Ковалеву даже рисовать и посылать картинки в письмах матери разрешали, то от Коновалова на этот счет -- ничего. Ноль и полная безучастность к своей судьбе и уготованной участи. Поступок судьи Федорцова, из-за страха перед правителем  приговорившего обоих к расстрелу, будет аукаться и преследовать этого судью всю оставшуюся жизнь. А для тысяч нынешних и будущих преступников такой приговор -- плохой пример того, как нельзя верить следствию, каким бы "добрым" оно ни казалось. Ведь нет сомнений, что Ковалеву обещали жизнь в обмен на признание соучастия в терроризме. Он согласился из-за страха смерти,  возможных пыток и т.п.  И ему разрешали рисовать. Позже, в суде, пришло прозрение, но оказалось уже поздно.



Нормальному человеку с устойчивой психикой не следует бояться смерти. Страх смерти, как  уже отмечалось, иррационален, бесполезен. Не только в обычной жизни, но и , особенно, в экстремальных ситуациях не нужно бояться смерти. Ибо смерть всё равно наступит. И беспокойство по поводу смерти является самым бесполезным из всех.  Приведу советы известного исследователя П. Брэгга. Суть их в следующем. Каждый день нужно стараться проживать как отдельно взятую жизнь. Утром мы просыпаемся, т.е. рождаемся, вечером засыпаем,т.е. умираем. А потом просыпаемся  -- и рождаемся снова. И так будет продолжаться столько, сколько душа пожелает. А она, согласно христианской и другим религиям и воззрениям, никуда не исчезает, и как  энергия, преобразуется и как бы рождается  в новой ипостаси.  Главное --успеть совершить больше хороших поступков и добрых дел за прожитый день. Так как любой день в жизни каждого человека может оказаться последним на этой Земле. А хорошие дела и поступки ( как и плохие тоже) сохраняются в той субстанции, которую именуют душой.



При диктатуре в ее белорусском варианте( назовем его авторитарно-колхозным или полу-тоталитарным) нормальной, размеренной жизни  обывателя в его обыденном сознании  постоянно угрожает СТРАХ БЕДНОСТИ. Он связан с возможной потерей имеющихся доходов и средств к существованию, что, в свою очередь, связано с работой, службой, родом занятий обывателя.  Но об этом-- в одном из следующих размышлений на эту тему. Как верно подметил один из читателей блога, анализ белорусской диктатуры с точки зрения психологии человека -- тема малоисследованная. Как он выразился, непаханная целина. Отсюда и недопонимание ситуации,  истоков и корней существующих страхов в обществе и представления, как с ними бороться, отсутствие стратегии действий, восемнадцатое наступление на те же грабли(по количеству лет, прожитых при диктатуре) и т.д.


Человеческие страхи. 17.11.2012 6

Тема человеческих страхов для нынешнего состояния белорусского  общества приобрела особую актуальнось . Она является основополагающей, ключевой для понимания тех процессов, которые происходят в стране. А стало быть, для выработки правильной стратегии действий всех, кто заинтересован в восстановлении демократии в Беларуси и избежания кровавого финала, связанного с неизбежным падением режима единоличной власти. Эта тема также важна для понимания бессмысленности применения смертной казни в человеческом обществе.
Итак, поговорим о страхах. Согласно знаниям , почерпнутым из разных источников, касающихся поведения человека и человекоподобных существ -- обезьян, а также человеческому образу жизни( Дольник, Брэгг, Шелтон и др.) можно выделить ШЕСТЬ основных страхов человека. Перечислим их: 1) страх СМЕРТИ, 2) страх СТАРОСТИ, 3) страх БОЛЕЗНИ, 4) страх БЕДНОСТИ, 5) страх ОСУЖДЕНИЯ, 6) страх ПОТЕРИ ЛЮБВИ.
Все перечисленные страхи на подсознательном уровне в той или иной степени присутствуют в каждом человеке. Но в зависимости от жизненных ситуаций тот или иной страх может приобретать гипертрофированную форму  -- тогда человек может психически сломаться, стать подлецом(подонком, негодяем и т.п.), совершить поступки, о которых впоследствии будет всю жизнь жалеть и которые будут домокловым мечом его постоянно преследовать и т.д.  Негодяями и подонками становятся в зависимости от жизненных ситуаций те, кто на иррациональном уровне боится первого из перечисленных страхов -- страха СМЕРТИ. Поэтому остановимся на нем чуть подробнее.

Итак, страх СМЕРТИ, как и страх СТАРОСТИ иррациональны по своей природе. То есть они сами по себе бессмысленны, ибо и то и другое придет неизбежно. Причем смерть может придти раньше, чем наступит безрадостная пора жизни, именуемая старостью. Стало быть причин бояться смерти быть не должно. Но такова природа человека, что он порой инстинктивно под воздействием внешних и внутренних факторов начинает бояться смерти. И в критических ситуациях может либо свести счеты с жизнью, либо стать негодяем и подонком. Почему одни становятся героями, а другие  -- негодяями? Отчасти ответ на это вопрос может дать теория  о роли генетического и социального факторов в формировании личности человека и его поступков Чезаре Ламброзо. Применительно к обществу в целом можно констатировать также, что и обществу свойственны парадигмы поведения "среднего" человека.

В белорусском обществе значительный генетический потенциал сильных духом людей  был вырублен или эмигрировал во время восстания Кастуся Калиновского и последующих войн. Он не восстановлен до сих пор, поэтому белорусов называют "толерантными("памяркоўнымі") и т.п., готовыми служить любой, даже дъявольской власти.  А пословица "мая хата  з краю -- нічога не знаю" становится жизненным принципом. Ради выживания, порой любой ценой. Еще в школьные годы  при посещении музея войны( не хочу называть ее ни великой, ни отечественной, ибо зло не должно именоваться "Великим и Отечественным", а война  -- самое страшное зло) , меня поразили два факта: 1) до конца 1942 г., т.е. до начала партизанской диверсионной деятельности  немецкие окупанты практически не сожгли ни одной деревни или посёлка в Беларуси, 2) в полиции и других  структурах , созданных вермахтом, служило народу никак не меньше, чем подалось в леса. Выводы каждый волен делать сам. Во время войны в обществе страх смерти особенно силен, а цена человеческой жизни нивелируется.

В нынешнем белорусском обществе, где нет войны, но выстроена система абсолютной власти одного человека, господствует всеобщий страх как совокупность всех шести основных страхов человека. И те, кто борется с этой порочной, обреченной на крах, системой, и те, кто ей служит, подвержены этому всеобщему страху. Особенно силен страх у тех, кто находится на службе у режима и зависим от него. Именно среди чиновников и представителей силовых структур этот страх наиболее силён. У них страх перед диктатором или вышестоящим начальником созданной диктатором системы управления сильнее страха перед законом. Ибо слово правителя, его высказывания и наставления для них и есть закон. При таком господстве страха перед диктатором, а не перед законом, у всех чиновников с низу до верху вести  речь о любых  выборах с участием диктатора -- заранее обречь общество на поражение и неизбежный кровавый финал, связанный с падением диктатуры. Это должно стать во главу угла при разработке стратегии действий всех , кто ждет перемен и хочет избежать кровавого финала диктатуры.

Из-за всеобщего страха и чиновники, и обыватели именуют белорусского правителя Президентом и трепещут перед ним. Автор этих строк, дабы быть политкорректным и юридически безупречным, старался всегда публично называть нашего правителя "асобай, якая займае пасаду Прзідэнта".  А с правовой точки зрения  бывший председатель совхоза  "Городец",  бывший замполит и лектор общества "Знание", бывший зам начальника  комбината стройматериалов  шкловской исправительно-трудовой колонии ( шкловской промзоны) и бывший депутат Верховного Совета 12-го созыва  А.Лукашенко после совершения в ноябре 1996г. государственного конституционного переворота под видом референдума не может именоваться Президентом де-юре. Но поскольку де-факто у него сосредоточена власть и ему, а не Конституции и закону подчинены и служат представители силовых структур, то мы имеем систему власти и управления, которая основана на иррациональном страхе человека, а потому нежизнеспособна и обречена на полный крах. Это понимают или ощущают и те, кто служит этой порочной системе единоличной власти и восхваляет правителя, и те, кто этой системе противостоит.

В одной из следующих публикаций постараюсь продолжить разговор о страхах человека, чтобы приблизиться к  ответу на вопросы: что делать? и как жить в условиях диктатуры? Отчасти ответ был дан А.Солженицыным --жить не по лжи. Но ныне этого недостаточно. Нужны и практические действия, нужно единство действий.
Страницы: 1
Читать другие новости