Митрополит Павел "раскрывает карты" о своем гражданстве и личном секретаре

Митрополит Павел "раскрывает карты" о своем гражданстве и личном секретаре

Кроме глобального вопроса - кто же такой новый Экзарх Белорусской Православной Церкви Митрополит Павел (Пономорев), интернет-общественность волновали два вопроса. Во-первых, как будет разруливаться проблема отсутствия у Митрополита Павла белорусского гражданства, кое является по законодательство обязательным требованием к руководителю религиозной организации. А во-вторых, основания невероятно быстрого карьерного роста личного секретаря Митрополита Павла иерея Димитрия Варламова, который в свой 21 год, не закончив семинарию, уже получил в сверх-быстрые сроки священнические награды, которых обычные смертные заслуженные священники ожидают по много лет.

Что касается первого вопроса, то встречаясь сегодня с госсекретарём уже забытого всеми Союзного государства Григорием Рапотой (лично я вообще первый раз в жизни слышу такую фамилию и удивлена, что органы т.наз. Союзного государства функционируют, люди ходят на работу, зарплату получают), Митрополит Павел заявил, что в данный момент является гражданином Российской Федерации, а белорусское гражданство получать только планирует. Таким образом, с точки зрения закона, непонятен статус любых решений, которые будет принимать Митрополит Павел на своем посту в качестве руководителя религиозной организации - в т.ч. легитимность кадровых вопросов (увольнения работников, прием на работу, назначения и т.д.). Также Митрополит Павел заявил, что "я готов, не отказываясь от российского гражданства, принять и белорусское", что опять же, является нонсенсом в отношении Закона Республики Беларусь "О гражданстве", который предусматривает процедуру получения белорусского гражданства, которое, кстати, не принимают себе, а в которое принимают то или иное лицо. Статья 14 данного закона предусматривает, что лицо, обращающееся с заявлением о приеме в гражданство "не имеет гражданства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о прекращении имеющегося у него гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда прекращение гражданства иностранного государства невозможно по независящим от лица причинам". Кроме того, Митрополит Павел безосновательно полагает, что "Учитывая, что Беларусь и Россия — это Союзное государство, сегодня, наверное, острой необходимости нет принимать гражданство Беларуси", хотя гражданство Союзного государства, которое в жизни встречается разве что в очереди на паспортный контроль при пересечении границы, не заменяет гражданства Республики Беларусь, а только лишь дополняет его. Граждане Российской Федерации, как и граждане Республики Беларусь, являются гражданами Союзного государства, но это не делает граждан Российской Федерации гражданами Республики Беларусь, равно как и граждан Республики Беларусь - гражданами Российской Федерации. В результате, снежный ком нелегитимных с точки зрения государственного закона решений будет нарастать, и любой, уволенный Митрополитом Павлом работник Минского епархиального управления сможет обратиться с иском в гражданский суд, и выйграть дело (теоретически, конечно), и чем дальше, тем сложнее будет разгребать эти проблемы, не говоря уже о том, что в любой момент на Митрополита Павла можно будет нажать. И здесь вопрос не столько к самому руководителю Белорусской Православной Церкви, сколько к государственным органам Республики Беларусь, которые почему-то не спешат руководствоваться предписаниями Закона. Добавлю небольшой дисклеймер: я считаю в принципе наличие требования белорусского гражданства для руководителя религиозной организации нарушением прав религиозных общин, поэтому я не требую "принять меры" против организации-нарушителя, Белорусской Православной Церкви, но показываю правовые последствия игнорирования предписаний закона.

Второй вопрос, менее глобальный и скорее, внутрицерковный, касается нарушения (или, скажем так, игнорирования) документа Положения РПЦ "О наградах", которое предусматривает сроки и очередность получения клириками наград, а также практики награждения, принятой в Белорусской Православной Церкви. Это приводит к дисбалансу, когда только что рукоположенный и годящийся в сыновья более заслуженным священнослужителям молодой (не достигший даже канонического возраста к рукоположению) парень имеет награды и занимает, соответственно, более почетное положение, чем эти заслуженные священники. И основания для такого стремительного карьерного роста не очивидны, заслуги студента пятого курса семинарии иерея Димитрия Варламова церковному сообществу неизвестны. Митрополит Павел решил приподнять завесу тайны, и "накидывая на наш роток свой платок", заявил, что "Он работает со мной уже более 6 лет. И то, что ему дано в последнее время, это нормальное явление в нашей жизни". В жизни Рязани, наверное, это нормальное явление, когда 14-летний парень (а именно столько было Димитрию Варламову более 6 лет назад) является сотрудником епископа, но лично для меня является новостью учет детских и подростковых лет служения для последующей карьеры. Встречались мне и трехлетние чумазые мальчуганы, которые прислуживали в церкви, и соответственно, к моменту восемнадцатилетия могли бы сразу становиться протоиереями (как в царской армии - запишем в полк с детства, ко времени идти в армию юноша сможет уже достигнуть офицерского звания). Но вряд ли такой подход поспособствует повышению авторитета нового главы Белорусской Православной Церкви.

update. Я, конечно, понимаю, что все это такие мелочи, по сравнению с происходящим в братской нам Украине.
23.01.14 0:36