Немного про "выпячивание"

Немного про "выпячивание"

В подростковом возрасте не выпячивала мое увлечение хэви-металом: не одевалась в черные майки-байки-косухи.

И вы знаете, это было таким тонко одобряемым обществом поведением: "не выпендриваться". Не манифестовать свою любовь к мощным риффам и героическим сюжетам "Арии". Не манифестовать свою индивидуальность, свою инаковость.

Таким образом, я не поучаствовала в проделывании с обществом той бесценной работы, которую проделывали в ту пору разные "неформалы": "металлисты", панки, рэпперы, готы (хиппи я уже не застала), потом ещё эмо. Они, в отличие от меня, "выпячивали" - и своим "выпячиванием" своих музыкальных предпочтений постепенно заставили общество принять разнообразие.


Даже родную нашу Церковь заставили перестать демонизировать субкультуры и заговорить о них с принятием и уважением!

Сейчас же уже не видно так четко, как раньше, очерченных субкультур. И, подозреваю, исчезновение их связано с тем, что они уже выполнили свою задачу. Они сделали постсоветские общества более толерантными.

За свой выбор, за свою борьбу, им приходилось отгребать дерьма. Кому больше, кому меньше; в диапазоне от неодобрительных взглядов до крупных звездюлей. Помню, в нашем белом насквозь Минске у скинов возникла проблема: не было не только чернокожих, но и вообще видимых национальных меньшинств. Ну так они нашли выход: били рэпперов.


Не только "неформалы", конечно, измерили общества - но "неформалы" внесли свой вклад. В то, что сегодня для защиты своей индивидуальности уже не нужно объединяться в группы с дресс-кодом и определенным набором музыки.

Это не значит, что не нужно по-прежнему отстаивать себя - но общества ступили на новый уровень, на котором эта борьба за свой личный выбор выглядит по-другому.

О музыке, о музыкальных направлениях - вообще особая песня. Недаром на стенах во времена перестройки и в 90-е удивительно отсутствовали политические лозунги - зато поверхности были исписаны названиями музыкальных групп. Цой жив, "Ария", "ГрОб"... Музыка была политикой! Неосознанной.


И самые любимые молодежью исполнители - пели о внутренней силе, о решимости идти против сложившихся норм и обстоятельств. Причем характерно, что победы в текстах не было обещано, трагические финалы были общим местом. Герой асфальта и всё такое. В этом тоже, пожалуй, был эмпауэрмент: готовность бороться независимо от результата и тем более в отсутствии его гарантий - уменьшает нашу уязвимость.


Вернёмся к теме "выпячивания", но уже в другом контексте, в контексте одного из современных фронтов борьбы: ЛГБТ+.

Меня забавляет, как люди с гомофобной риторикой начинают вдруг хвалить некоторых геев и лесбиянок - тех, которые "не выпячивают". Не пытаются заставить общество принять инаковость.

Мое богословское отношение к вопросам ЛГБТ ещё не совсем определено. Но что мне в некоторых из них нравится, так это "выпячивание". Потому что манифестация своих личных особенностей, реализации своего права на личный выбор - делает общество более толерантным.

А от этого есть выгода для всех.


25.07.19 14:02

Маргарита Тарайкевич