Революция солидарности
Сейчас каждый день вспоминают Евромайдан и обсуждают, что стало поворотным моментом в этой истории.
Есть несколько реперных точек Евромайдана, которые сделали Революцию достоинства в Украине необратимой. Таких точек прорыва в первые дни было несколько.
21 ноября в центре Киева на импровизированную акцию протеста вышли журналисты и гражданские активисты. Думали, постоят и разойдутся. Апельсины принесли как символ оранжевой революции, и положили на ступеньках администрации президента как напоминание. Первая ночь стала решающей, когда люди решили не расходиться. Или прорыв машины с динамиками на площадь сквозь кордоны милиции. Если бы машину не пропустили, может людей в ту первую ночь было бы значительно меньше.
Но действительно спусковым крючком Евромайдана можно смело назвать разгон студентов на рассвете 30 ноября.
В 4 утра спецназ атаковал студентов на Майдане и за полчаса полностью зачистил площадь.
Почему власти решили разогнать Майдан именно сейчас? 28-29 ноября в Вильнюсе проходил саммит Восточного партнерства, в котором принимал участие президент Янукович. До этого момента власти не решались разгонять митинг, чтобы не обострять обстановку. 29 саммит закончился, Янукович ничего не подписал и поздно вечером вернулся в Киев. Силовики, по-видимо, решили, что это самый подходящий момент продемонстрировать, кто в стране хозяин.
К тому моменту Майдан простоял неделю и на 1 декабря планировали провести финальный митинг.
После митинга организаторы протеста хотели предложить людям разойтись, потому что смысла мерзнуть дальше не было: договор об ассоциации с ЕС не подписали и никто толком не понимал из оппозиционеров, что делать дальше.
Снисходительное отношение к собственным гражданам сыграл с Януковичем злую шутку. Несогласованность и даже некоторую растерянность среди оппозиции и гражданского общества власть расценила как слабость и пошла в атаку.
В 4 утра 400 бойцов спецназа «Беркут» атаковали лагерь студентов, в котором к утру оставалось несколько сот человек. К 5 утра там все уже было уничтожено. Студентов избили, многих задержали.
Певица Руслана, которая все ночи проводила на Майдане и которая буквально за час до разгона уехала домой подлечить свое больное горло, прибежала уже к руинам.
Группа студентов - поначалу человек 50, не больше, укрылась в Михайловском монастыре, что примерно в километре от площади, на холме.
Избитые, испуганные дети жались друг другу, не зная что делать дальше.
Несколько человек заблокировали ворота в монастырь, опасаясь милицейского штурма.
Ворот в монастыре несколько, на всех людей не хватало. Вы видите, как два смелых паренька дежурят возле одних ворот. В случае опасности они успели бы только что-то громко выкрикнуть, но толку от этого было бы немного.
Избитые, испуганные дети жались друг другу, не зная что делать дальше. Хотя и отступать не собирались.
На фото - студент из Львова, я сейчас не вспомню его имени. Когда он рассказывал, как их били, меня не оставляло ощущение, что передо мной трепыхается воробей. Но боевой воробей)
Но избиение студентов разбудило Киев. С каждым часом в Михайловском монастыре становилось все больше и больше людей. Сюда несли теплые вещи, еду.
Главным мотивом стал призыв «Защитим наших детей!» Важно было просто перебороть страх и вновь собраться. Отцы поддержали своих детей. Сделали то, чего не сделали белорусские отцы в 2006 году, когда ОМОН разогнал лагерь студентов, и не сделали в 2011 году, во время Молчаливой революции. Тогда "старшие товарищи" проигнорировали протест молодежи на улицах белорусских городов. В Киеве 30 ноября все было иначе.
30 ноября к обеду на площади нельзя было свободно пройти из-за наплыва людей, вечером площадь уже была заполнена полностью. Во дворе монастыря разбили лагерь, внутри Михайловского собора уставших людей укладывали спать. Позже, в монастыре устроит госпиталь и огромный пункт питания для Майдана.
Вклад монахов Михайловского монастыря Киевского патриархата в успех этой революции трудно переоценить. Дрогни они тогда, закрой перед студентами ворота, и людям просто некуда было бы бежать. Прояви они черствость и надменность, как священники Русской православной церкви Московского патриархата, и многое бы пошло иначе.
То, что произошло в Украине называют Революцией достоинства. Но я бы назвал это еще и Революцией солидарности, когда чужая беда становится твоей, чужая боль становится для тебя сигналом к действию.
Когда ты сегодня принес термос чая замершим людям, а завтра тебя кто-то прикроет от удара милицейской дубинкой.
И в этой истории политики не играли ключевую роль. Гражданское общество, обычные люди вели себя так, что политикам пришлось подтягиваться за ними.
Это – важный урок для Беларуси, где солидарность почти утрачена, где политики занимаются тараканьими бегами и интригами. Где тебе не нальют даже кипятка в термос жлобы из соседних кафе, как это было во время палаточного лагеря 2006 года.