«РОССИЯ НЕ ЕВРОПА»
«Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно».
Александр Пушкин, “Медный всадник”.
«Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!»
Александр Блок, “Скифы”.
На протяжении столетий Россия никак не могла определиться, к какой цивилизации, европейской или азиатской, римской или византийской ей себя отнести — и вот после торжественной речи В. Путина и победного салюта по случаю возвращения России в Крым наконец определилась. В российских СМИ опубликован текст проекта «Основ государственной культурной политики», подготовленный министерством культуры РФ.
«Россия должна рассматриваться как уникальная и самобытная цивилизация, не сводимая ни к "Западу", ни к "Востоку". Краткой формулировкой данной позиции является тезис "Россия не Европа", подтверждаемый всей историей страны и народа».
Документ направлен на рассмотрение в администрацию президента. «Представляется целесообразным включить в разрабатываемый документ тезис об отказе от принципов мультикультурализма и толерантности”, — говорится в документе.
Авторы проекта считают необходимой защиту традиционных ценностей российского общества: «Никакие ссылки на "свободу творчества" и "национальную самобытность" не могут оправдать поведения, считающегося неприемлемым с точки зрения традиционной для России системы ценностей».
Похоже, в споре Пушкина и Блока прав не тот и не другой, а прав Джозеф Редьярд Киплинг в «Балладе о Востоке и Западе»:
“О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень суд.
Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род,
Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает?”
Беларусь ввязывают в этот спор, потому что она — как бы край земли. И спрашивается: что же на этом краю, танцуя в объятиях России, делать Беларуси, если в Москве не Европа, а в Полоцке — памятный знак, утверждающий, что именно здесь этой самой Европы самый центр? Снести знак — и бульдозерами все заровнять, чтобы знака не осталось? Можно. Но этого мало. Нужно заровнять тогда, чтобы знака не осталось, национальное самосознание, культуру, язык, нашу европейскую, а не какую-то иную, историю. И если, как следует из текста «Основ государственной культурной политики», подобное поведение антинационально, “неприемлемо с точки зрения традиционной для России системы ценностей», то почему точно такое же антинациональное поведение должно быть приемлимо с точки зрения традиционной системы ценностей Беларуси? Ни почему. Поэтому нужно остановить бульдозеры — вот что нужно сделать, пока не поздно, а не сносить знаки, обозначающие нашу самобытность и историческую принадлежность. Нужна продуманная западная политика, ослабляющая слишком уж тесные восточные объятия, чтобы рано или поздно не услышать с той стороны, которая не Европа:
«Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжелых, нежных наших лапах?»