Методом "от противного"... 05.11.2011

Ещё летом, сразу после того, как были задушены молчаливые акции протеста, мне довелось наблюдать одну сцену.

Я гулял с дочкой, а рядом была компания молодых родителей, которые также гуляли с детьми. Там было 2 мужчин и 2 женщины, и они расположились на соседней скамейке, переговариваясь. Весь разговор я отлично слышал.

Это были самые обычные люди, судя по разговорам, мужчины работают на заводах или что-то вроде этого, и, опять же, по разговорам судя, информацией они владели больше по слухам, либо от кого-то из знакомых, пользующегося Интернетом.

И вот эти люди говорили об абсурдности происходящего. Они говорили о том, как невозможно стало жить на имеющиеся доходы. Но, больше того! Они говорили о демократии и правах человека! О том, что "если не нравится то, что происходит, должна быть какая-то возможность это сказать и показать", а тут, получается, выборов нет, голоса никто не считает, а просто на улицу выйдешь ("и будешь со Стасиком ладушки делать") – на тебя налетают здоровенные быки и тянут в автозак.

Беседа сия меня тогда умилила до чрезвычайности, ибо она, как ничто иное, показывала, что долгие годы единоличного правления Лукашенко, его маниакальное стремление подчинить всё и вся, и, развившийся на этом фоне экономический рак, заставляют даже самых простых людей, даже владеющих информацией по слухам, задавать себе правильные вопросы и находить на них правильные ответы. Вплоть до того, как важны на самом деле фундаментальные права человека, такие как собрания или выборность власти.

Как минимум, об этом задумываются те, у кого есть дети, которым в этой стране дальше жить...

И вот налицо сегодня две тенденции. Первая из них заключается в том, что народу происходящее опостылело, и он, всё глубже задумываясь о сути происходящего, постепенно приходит не только к выводу о том, что власть Лукашенко – это что-то совершенно ненужное в двадцать первом веке. Народ, осознавая степень абсурдности жизни в нищете без права даже "ладушки со Стасиком" сделать, постепенно доходит до самых главных ценностей, которые делают людей из людей, заставляя смотреть на жизнь шире, и понимать её глубже, чем пресловутая парадигма "чарка – шкварка – подержанная иномарка".

С другой стороны, прогрессирующая воинственность Лукашенко, свидетелями которой мы в очередной раз стали на днях (и которая сплела эти мысли воедино, вдохновив на пост), не оставляет людям ни малейшего пространства для манёвра, и вводит власть в непреодолимые противоречия с народными интересами.

Ещё пару лет назад мы спокойно констатировали, что в Беларуси живут с большего советские люди, которые к демократии и гражданским свободам относится презрительно уже хотя бы просто потому, что не понимает их сути и надобности.

Сегодня всё несколько сложнее. До надобности многие уже дошли сами. С сутью уж как-нибудь разберутся. Стимулирует их на это отмороженная позиция властей.

И, положа руку на сердце, я не удивлюсь даже, если в общественном сознании произойдёт переоценка позиции относительно силового вмешательства стран Запада в дела многих диктатур, таких, хотя бы, как Ирак или Ливия – наиболее похожих на нашу по степени отмороженности. Потому что, если ты хочешь жить лучше, пытаешься добиться этого мирными способами, а с тобой поступают как с террористом, бросая на тебя армию (как это сделал Каддафи и как, судя по всему, собирается поступить Лукашенко), то у тебя остаётся совсем немного вариантов: или действовать силой самому, или надеяться на то, что сильный поможет слабому. Если же ты, как белорус сегодня, всё это /пока/ наблюдаешь со стороны, но уже правильно понимаешь суть вещей, то сильного который защищает слабых, ты будешь только уважать...

Всеми своими последними действиями, происходящими на фоне тотального обнищания и недовольства, и направленными, тем не менее, на удержание единоличной власти, режим Лукашенко как бы демонстрирует белорусам, что, в реальности, его интересы с общими совершенно не совпадают.

Это, в свою очередь, ставит под серьёзные сомнения всю ту шкалу ценностей, которую он старательно прививал белорусам все последние годы.

То, что раньше было очевидно лишь немногим, сейчас становится ясно всё большему количеству людей.

Лукашенко как бы доказывает для народа теорему. Правда, методом "от противного"...

Монополия на добрые дела 03.08.2011

Каждый день читаю много новостей, и каждый день глаза мозолят одни и те же заголовки.

"Лукашенко подписал указ о помощи пострадавшим от теракта в метро".

"Лукашенко подписал указ о повышении пенсий".

"Лукашенко распорядился повысить кому-то там пособия"

И так далее, до бесконечности.

Подобная деятельность Александра Лукашенко, по подписанию от своего имени всех гуманных указов, с последующей пропагандистской волной – не новость. Уже давно напрашивается мысль о том, что в Беларуси существует своеобразная монополия на добрые дела. Со стороны безликого государства – когда дело касается местных дел и проблем, и со стороны лично Лукашенко – когда речь идёт о вещах национального масштаба.

Мы ещё пытаемся переубеждать пенсионеров в том, что пенсии им не Лукашенко "даёт", а они сами их за свою трудовую жизнь заработали. Но каждый день эти самые пенсионеры слышат по ТВ, что "Лукашенко подписал указ". И, при отсутствии навыков мыслить критично, человек принимает это за чистую монету: если бы не подписал, ничего бы и не было.

Уловка нехитрая, но действенная. Но проблема даже не в этом. Проблема в том, что под неё выстроена вся государственная система решения проблем. Делать что-то хорошее разрешено только безликому государству на местном уровне, и лично Александру Лукашенко – на государственном.

Такое положение дел привело к тому, что гражданское участие белорусов может выражаться только тогда, когда кто-то введёт шумную кампанию по сбору средств, например, на операцию. Если же что-то в стране, городе или регионе происходит что-то не так, гражданин это видит, то исправить – лучше и не пытаться.

Но в сутках – только 24 часа, а у Лукашенко много полномочий, но всего лишь две руки, две ноги, и одна, не побоюсь этого слова, голова. Это значит, что потенциал улучшения нашей с вами жизни – крайне ограничен. Есть некая планка, которая упирается в предел возможностей, но этот предел возможностей – не всей нации, а совсем небольшой группы лиц, возглавляемой незаконно удерживающим верховную власть, человеком. Группы лиц, которой жизненно важно выглядеть /хотя бы в собственных глазах/ лучше, умнее, грамотнее и активнее всего белорусского народа. Эдакие пастухи при неразумном стаде.

Вся страна – в заложниках амбиций этой группы лиц. Вся страна обречена всегда жить плохо. Потому, что не имеет права улучшать свою жизнь самостоятельно.

Монополия – это всегда плохо. Монополия на власть, которая существует в Беларуси – это страшно.

Но монополия на добрые дела, в которую выродилась система государственного управления нашей страны – это залог вечной нашей отсталости по всем направлениям.

Её надо разрушать. Последовательно и упорно. Мелкими шажками и локальными победами. Сажать деревья во дворе, помогать, хоть по чуть-чуть, бедным и слабым, рассказывать правду соседям о том, что происходит, и так – до бесконечности. Менять действительность, делать так, чтобы наша жизнь зависела только от нас. Пусть по чуть-чуть – капля камень точит.

Так появится новая реальность. Реальность, в которой не будет монополии малой группы людей на добрые дела. А следом за ней исчезнет даже сама возможность монополии на власть – любой группой. Охотно допускаю, что Лукашенко с его семейством уже не будет. Но только общество, нетерпимое к монополиям, способна противостоять их появлению в будущем.

И только такое, устойчивое, общество – гарантия развития и процветания белорусов в долгосрочной перспективе.

И, да: оно называется ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО.

Страницы: 1
Читать другие новости