АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Референдум Белгазпромбанк Беларусь-Россия Павел Шеремет Экономический кризис Эпидемия
План переходного периода

План переходного периода

Сегодня остро стоит вопрос о том, как выйти из политического кризиса: народ не хочет жить по-старому, а представители системы власти не решаются жить по-новому. Я выношу на общественное обсуждение вариант социально-политического договора с чиновниками, правоохранителями, а также бюджетниками, которых власть использует как административный ресурс. Это мое личное предложение, не связанное с членством в Координационном Совете и должностью председателя Движения «За Свободу». Делитесь своими мыслями, комментариями, предложениями - и, возможно, вместе мы сможем составить План переходного периода для смены власти.

***

Чиновники и силовые структуры могут помочь свергнуть режим Лукашенко в кратчайшие сроки. Но их страх и зависимость от узурпатора затягивают неизбежную смену власти. Цена этой отсрочки — увеличение числа репрессированных и искалеченных граждан Беларуси, усугубление экономических проблем, а также угроза независимости Беларуси.

Нам нужно дать чиновникам и силовикам четкое послание как на сегодняшній момент, так и на переходный период. Пока им слышатся лишь призывы присоединяться к народу либо угрозы наказания трибуналом и люстрацией. Чиновники, правоохранители и бюджетники держатся за Лукашенко, потому что переживают за свою судьбу в новой Беларуси. И не только из-за карьерных перспектив, но и из-за того, останутся ли они на свободе. Однако все зависит в первую очередь от них самих: чем скорее они поймут, что реанимация режима бессмысленна, тем скорее мы сможем добиться перемен.

Подавляющее большинство чиновников, кроме тех, хто замарался преступными приказами, будут в новой Беларуси в безопасности. Они получат выбор — остаться и работать на благо людей в соответствии с законом, заняться бизнесом в условиях экономической свободы или присоединиться к новой оппозиции. Перемены не должны вести к тотальной чистке кадров эпохи Лукашенко. Нет резона делать их крайними и карать всех без разбора.

Но движение к консолидации и примирению должно быть встречным. Госслужащие должны признать проигрыш Лукашенко не на кухне, а публично. Ведь теперь они выполняют приказы и указы человека, который потерял право называться национальным лидером, запачкавшись в крови белорусов ради удержания власти.

Как Лукашенко видит процесс трансформации власти? Он якобы соглашается на новые досрочные выборы после конституционной реформы. Однако это все разукрашивание фасада тюрьмы, стены которой должны рухнуть, лишившись фундамента — народной поддержки.

Альтернативных вариантов смены власти несколько. Первый: уходит Лукашенко, главой государства становится премьер-министр Роман Головченко. Второй: Светлана Тихановская признается президентом. В обоих случаях новые президентские выборы должны состояться в течение трех-шести месяцев. Конечно же, без участия Лукашенко, который пересидел не немного, как он говорит, а уже давным-давно.

Особая роль в этом процессе может принадлежать Палате представителей несмотря на спорность мандатов ее депутатов. Палата представителей должна назначить дату новых президентских и парламентских выборов. Действующие депутаты смогут участвовать в принятии новых демократических законов и сохранят свою зарплату и статус до начала работы нового парламента.

Силовики. Естественно, что весь состав правоохранительных органов не может быть заменен в один момент. И в этом нет смысла. Профессионалы останутся работать. Но будет проведено масштабное расследование преступлений, в том числе по трагическим событиям августа и сентября 2020 года. Сотрудники правоохранительных органов, которые стали свидетелями преступлений, должны немедленно сообщить об этом общественности — лучше для них, если это произойдет до ухода Лукашенко. Так как даст возможность остаться в статусе свидетеля, а не обвиняемого.

Отдельно будут рассмотрены ситуации, когда силовики находились под воздействием психотропных веществ и не знали об этом. Трибунал должен принять во внимание все подобные обстоятельства. К людям в форме, которые просто стояли в оцеплении и не применяли силу против демонстрантов, особых претензий нет. А вот те, кто отдавал преступные приказы, должны быть и будут наказаны!

Суды. Все судьи, которые принимали участие в преследовании граждан по политическим мотивам, будут отстранены от исполнения обязанностей на время расследования. Принимать решения по всем спорным вопросам переходного периода должны лишь те, кто не запятнал судейскую мантию. Тут иного подхода быть не может.

Те зависимые от режима граждане, кто был причастен к фальсификациям результатов выборов и даже подписал фальшивый протокол голосования, могут избежать ответственности, если докажут, что они были вынуждены выполнять преступные приказы под давлением.

Итак: признавайтесь как можно скорее в черных и серых делах, не дожидаясь расследований, сообщайте о фактах давления и о тех начальниках, кто отдавал преступные приказы. Переходите в статус свидетелей - и живите-работайте спокойно, насколько позволит совесть!

Что касается бизнеса, приближенного к власти, то следует объявить и провести амнистию капиталов в том случае, если они получены не криминальным путем и будут работать на благо экономики новой Беларуси.

Путь к консолидации, примирению в обществе — это признания и извинения одних и отказ от тотальной охоты на ведьм другими. Цель перемен — не наказать как можно больше лукашистов, а перевернуть эту печальную страницу в нашей истории и начать строить новую Беларусь прямо сейчас!

11.09.20 10:14
Внимание! Материалы в разделе «Блоги» отражают исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не модерирует и следовательно, не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.

Юрий Губаревич