Две правды и простая истина

Две правды и простая истина

29 октября навсегда совпадать будет в общественном сознании Беларуси с двумя событиями. Одни будут праздновать день рождения ВЛКСМ, другие – отмечать годовщину самого известного из расстрелов в Куропатах, о котором говорят как о «начы расстраляных паэтаў». И праздник со скорбью никак не совместить. Но и Историю не отменить. Трезво мыслящие люди это понимают, потому к оппонентам относятся если не с плохо скрываемым снисхождением, то, во всяком случае, нейтрально. У вас своя свадьба – у нас свои поминки, только не пытайтесь организовать соответствующее мероприятие в непосредственной близости от нашего, а то, боюсь, потом не разберемся, у кого первого сдали нервы. Не история нас разделяет. Разделяет, к сожалению, современность, последние двадцать пять лет. Я не о Лукашенко сейчас. Я о государственной политике, направленной на регулирование исторической памяти. Сказать, что суверенитет начался лишь в 1994 году, или же что сколько-нибудь заметным в нашей истории событием была Вторая Мировая война, могли лишь люди с деформированными историческими представлениями. Если, конечно, они были искренними, а не цинично лгали, подстраиваясь под точку зрения, которая, по их мнению, была бы замечена свыше. Наиболее трезвым оказался непьющий Змицер Дашкевич. Он попытался найти не то, что разделяет, а то, что объединяет – не в прошлом, а в настоящем. Прошлое все равно не переделать. А в настоящем государство решило, наконец, установить мемориал в Куропатах. И БРСМ выслал отряд на уборку урочища (как убирали и почему было принято такое решение – другой вопрос). И национал-радикал, религиозный фанатик, лукафоб и… (список можно продолжать) публично поддержал эти шаги государства?! Вы этого ожидали – только честно? Особенно, зная тюремную биографию Дмитрия Вячеславовича. Дашкевич трезв потому, что он хочет прекращения гражданской войны, которая продлилась большими и малыми репрессиями раннесоветской и позднесоветской эпохи. Спасти от новых Куропат – точно так же, как и от исчезновений оппонентов власти – может только отказ от принципа корпоративной ответственности. Каждый должен отвечать за свое, за то, что сделано им и только им, отвечать по закону, а не потому, что какой-то новой политической силе вдруг захочется свести счеты со всеми, кто был, состоял, работал и… (и этот список можно продолжать). Пока мы не поймем, что нет абсолютной истины, что правды может быть много – гражданская война не закончится. Это не означает, что нет высшей ценности. Высшая ценность – человеческая жизнь. И убийца всегда должен понести наказание. Но конкретный убийца. За конкретный выстрел. Должен понести наказание тот человек, кто отдал ему преступный приказ. Кто обосновывал этот приказ. Кто публично одобрял его. А внуков давайте оставим в покое. Хватит им осознания того, что их покоящийся в гробу дедушка прозвучал в списке тех, кто должен быть осужден в результате процесса – который, как мне кажется, рано или поздно должен произойти в нашей стране. И это процесс общественного покаяния, а вовсе не взаимоуничтожения. Накануне 29 октября в интернете началось бурное обсуждение того, как вести себя по отношению к оппонентам. Кому книжку послать (а то не читали они «Детей Арбата» или «Архипелаг ГУЛАГ»!). Кого люстрировать. Кому морду набить (таких, впрочем, были единицы). Самый простой вариант – не заметить – даже не обсуждался. Хотя напрашивался. Историю все равно не перепишешь. И нервы таким образом щекочешь не оппонентам даже, а самим себе, представляя, как они там… Идея общественного диалога, которую попытался некоторое время назад возродить Иосиф Середич, оказалась невостребованной. Вина, в первую очередь, на власти: тот, кто считает себя сильным, первым протягивает руку оппоненту. Ибо вопросы для обсуждения найдутся всегда. Но сам диалог возможен лишь в том случае, если стороны действительно постараются вникнуть в позицию друг друга. Или, во всяком случае, вдуматься в исторический контекст тех или иных действий. Празднуя 100-летие комсомола, я бы на месте организаторов напомнил собравшимся о том, что из всех руководителей той организации «большой террор» пережил лишь один первый секретарь ЦК ЛКСМБ – да и тот оттрубил в лагерях чуть меньше, что и Владимир Дубовка. Это был бы сильный аргумент в пользу очищения нашей памяти от взаимных обвинений. На месте оппонентов этого празднования, я бы посоветовал празднующим для начала послать памятный венок в Куропаты, где зарыт в безымянной могиле писатель Платон Галавач, тоже первый секретарь ЦК ЛКСМБ, расстрелянный как раз 29 октября, в ту самую «ноч расстраляных паэтаў». Это и есть та самая историческая истина, которая освобождает нас от попыток защитить собственную правду или опорочить правду другого. Если мы не поймем этого, не будем рассматривать Историю во всей ее объективной картине, без умолчаний и подтасовок, думая, что мы стреляем очередной «пулей» в оппонента, мы на самом деле будем стрелять в самих себя. Сколько осталось белорусов, чтобы продолжать гражданскую войну? Уже чуть более девяти миллионов? Не повод ли остановиться и задуматься, кому и зачем выгодна война на взаимоуничтожение элит, кто этим пользуется сейчас и готов воспользоваться уже в недалеком будущем. Мы ведь и выборы – каждые – проводим как военную кампанию, с задействованием спецслужб, информационными войнами, провокациями, разведкой боем. И после каждой такой маленькой «победоносной» войны белорусов становится еще меньше… Не страна – Куропаты. Вернее, так: вся страна – Куропаты. Именем большинства отстреливают политически активное меньшинство. Страшно.
29.10.18 13:02