АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Выборы-2019 Изменение Конституции Европейские игры в Минске Куропаты Беларусь-Россия Убийство Павла Шеремета
О свободе слова. Предвыборное

О свободе слова. Предвыборное

В конце января я отправил обращение в Управление культуры Мингорисполкома. Поводом для начала переписки со столичными чиновниками от культуры стало объявление о концерте в Минске группы «Дзецюки». Это – те самые любимцы «нацыянальна-свядомай» публики, которые воспевают «хлопцев-балаховцев», «лесных братьев» и исполняют хит со словами: «Когда наши танки приедут в Минск – мы много, кого повесим»

К сожалению, ответ был ожидаемым. Несмотря на откровенно погромные тексты самых известных песен этой группы, концерт отменять никто не собирается. Организаторам выдано концертное удостоверение на проведение мероприятия в формате «18+», была представлена и согласована программа концерта, в заявленных музыкальных произведениях отсутствует ненормативная лексика, пропаганда насилия, наркотиков и алкоголя. Вроде все по закону, все ради свободы слова и творчества, но осадочек, как говорится, остался.

Была на мое обращение в Мингорисполком и другая реакция – в социальных сетях. Помимо поддержки сторонников, мне пришлось прочитать немало критических комментариев в свой адрес. В основном мои критики твердили все про ту же свободу творчества. Мол, ребята творят искусство, тексты постмодернистские, а я просто во всем этом не разбираюсь и не имею права призывать к ограничению их свобод. Согласен, диплома искусствоведа или музыкального критика у меня нет, в постмодерне я разбираюсь слабо. Но я писал как гражданин. И я больше чем уверен: подавляющее большинство аудитории «Дзецюков» составляют вовсе не искусствоведы, а простые граждане, часто довольно маргинальные и асоциальные, как и сами исполнители. И слушая песню про танки, они думают вовсе не об эстетике постмодерна, а, скорее, о том, кого бы повесили лично они.

Возможно, на минском концерте ничего такого не будет. Возможно, выйдя на сцену, они будут петь исключительно про любовь, цветы и бабочек. Но даже в этом случае концерт будет местом сбора радикальных националистов, сам концерт будет представлен как их очередная победа, которых и так в последнее время скопилось непозволительно много, а сама группа получит мощную рекламу в националистических СМИ. И после такой рекламы многие полезут в Интернет, чтобы ознакомиться с их творчеством. А там – не цветочки и бабочки, а балаховцы, лесные братья и массовые повешения в Минске. Думаете, это будет способствовать укреплению мира и согласия в обществе?

Второе письмо, которое я получил за эту неделю – от депутата Елены Анисим, которая также объясняет публикации, воспевающие чеченских террористов в газете «Новы Час» своей приверженностью принципу свободы слова. Правда, почему-то этот принцип вовсе не помешал ей совсем недавно называть своих критиков врагами белорусского государства и почему-то языка, хотя ни о том, ни о другом речи вовсе не шло.

В общем, вся эта переписка – хороший повод высказаться по поводу свободы слова.

Я – сторонник демократической модели государственного устройства и считаю свободу слова благом для общества. Более того, люди моего поколения и старше прекрасно понимают, к чему приводит ее отсутствие. Власть, защищенная от публичной критики, превращается в закрытую касту, перестает быть ответственной перед народом и быстро вырождается. Идеология, объявленная единственно верной и избавленная от конкуренции, превращается в бесплодную догму, в которую перестают верить. И результат – крушение идеалов и люди, отвыкшие думать и анализировать самостоятельно и готовые пойти за любым демагогом. Свобода слова и политическая конкуренция не только делают жизнь человека более комфортной и раскрепощенной, но и приучают самостоятельно думать, анализировать и выбирать, обеспечивая обществу иммунитет от социальных потрясений. Конечно, это в идеале, но к такому идеалу и нужно стремиться.

Вместе с тем, свобода слова – не панацея. Ее нельзя абсолютизировать, доводя до абсурда, злоупотреблять ей. Не может быть общества, построенного на абсолютной свободе. Отсутствие законов и запретов, ограничивающих свободу, попросту приведет к господству самых сильных, богатых и беспринципных. То же самое со свободой слова.

У свободы слова должны быть границы. Какими они должны быть? Понятными, логичными, естественными и едиными для всех. Во-первых – элементарные нормы этики. Нельзя лгать, нельзя оскорблять. Лжец и хам должны отвечать за свои слова. Во-вторых, эти границы должны защищать общество от саморазрушения. Нельзя призывать к насилию, войне, прославлять террористов и военных преступников, разжигать рознь и ненависть, стравливая между собой граждан по признаку национальности, языка, религии, пола и т.д. В-третьих – эти принципы не должны иметь исключений. Не должно быть социальных групп, защищенных от критики, будь то чиновники или национальные и сексуальные меньшинства.

К сожалению, сейчас я не вижу в Беларуси крупных политических сил, выступающих за такую свободу слова. Возможно, ближе всего к этому ЛДПБ и «Справедливый мир». Что касается «демократической» оппозиции – для них свобода слова лишь удобный политический лозунг. Когда нужно устроить травлю политических оппонентов, они о ней не вспоминают.

И раз уж для моей оппонентки, Елены Анисим, недавний скандал стал мотивацией для того, чтобы заявить об участии в президентских выборах, я тоже заявляю сегодня об участии в выборах. Парламентских. И законодательное закрепление в Беларуси именно таких принципов свободы слова будет одним из пунктов моей программы.

10.02.19 14:04

Артем Агафонов