АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Референдум Белгазпромбанк Выборы-2020 Беларусь-Россия Павел Шеремет Экономический кризис
ЗАЧЕМ ПОНАДОБИЛСЯ НОВЫЙ КОАП?

ЗАЧЕМ ПОНАДОБИЛСЯ НОВЫЙ КОАП?

На Национальном интернет-портале с 18 по 27 мая проводилось обсуждение проекта Кодекса об административных правонарушениях. Он «похудел», обновился, стал не таким репрессивным. Зачем и кому это надо?
Чем плох нынешний КоАП? Действующий Кодекс об административных правонарушениях (далее – КоАП) был принят в апреле 2003 г. Он является весьма объемным и содержит 25 глав. В 14 главах перечисляются составы правонарушений в разных сферах деятельности. В каждой главе - своя нумерация статей. В некоторых главах - больше 80 статей (например, в главе 23 «Административные правонарушения против порядка управления»). По мере применения Кодекс «разбух» до безобразия. Пожалуй, ни одна сессия парламента не обходилась без поправок в КоАП. Наибольший вклад в его пополнение внесло министерство внутренних дел. Это и понятно, так как органы внутренних дел чаще других органов занимаются применением статей Кодекса.
Для сведения: в Беларуси ежегодно к административной ответственности привлекается свыше трех миллионов граждан. В этой деятельности участвуют и суды. Так, по итогам 2019 г. судами по делам об административных правонарушениях были оштрафованы свыше 200 тысяч человек. В основном, за распитие спиртных напитков в общественных местах, за мелкое хулиганство, мелкое хищение. Кроме того, суды ежегодно отправляют «на сутки» (от 5 до 15 дней) свыше 50 тыс. человек. В числе правонарушителей – и сотни общественных активистов, принимавших участие в так называемых несанкционированных мероприятиях.
В КоАП поражает не только огромное количество статей, но и их чрезмерные санкции. Для граждан штрафы доходят до 50 базовых величин (1350 рублей). Если гражданин является индивидуальным предпринимателем, то его могут наказать штрафом до 200 БВ. Субъектом административной ответственности являются и юридические лица. Для них предусмотрены особые санкции – до 1000 БВ. В дополнение к штрафу могут назначить еще конфискацию товара, не имеющего сопроводительных документов. Очевидно, что надо было как-то смягчить административное законодательство, прочистить разбухший Кодекс и привести его в соответствие с новыми требованиями.
Какие предлагаются новеллы? Обратим внимание на самые значимые положения проекта КоАП. Первое: административные правонарушения будут разделены на три категории; административные проступки, значительные правонарушения и грубые правонарушения. К первым предлагается отнести деяния, за совершение которых могут налагаться взыскания в виде штрафа в размере, не превышающем для физического лица 10 БВ, для индивидуальных предпринимателей – 25 БВ, для юридических лиц – 50 БВ. Ко вторым – деяния, за совершение которых может быть наложено взыскание в виде конфискации, депортации и штрафа в большем размере. К третьим – деяния, за совершение которых может быть наложено взыскание в виде общественных работ, административный арест, лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью. Второе: в качестве нового наказания предлагается ввести общественные работы. Такое «изобретение» напоминает позабытое советское прошлое, когда «суточников» под конвоем милиции выводили на общеполезные работы по разнарядке местных властей. Разработчики проекта КоАП расписали применение этой меры и определили срок: от 8 до 60 часов и не более четырех часов в день. Особенностью общественных работ является то, что гражданин будет выполнять их в свободное от основной работы время, включая выходные дни. За отказ от выполнения этих работ могут последовать более жесткие наказания: арест или штраф. Третье: в соответствии с поручением главы государства предлагается повысить предельный размер штрафа за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения со 100 до 200 БВ, а срок лишения специального права увеличить с трех до пяти лет (на мой взгляд, это – не юридический, а волюнтаристский подход к решению вопроса). Четвертое: в отношении  нарушителей ПДД вводится начисление штрафных баллов. Так, за однократное нарушение будет начисляться 1 штрафной балл (при значительном правонарушении – 2,8 балла, при грубом – 3 балла). Штрафные баллы могут накапливаться в течение года. В этой связи предлагается включить в КоАП статью «Систематическое нарушение правил дорожного движения» (ст.19.17), предусмотрев лишение права управления, если количество штрафных баллов превысит 10 в течение года (Уже сейчас можно предположить, что в случае принятия новой редакции КоАП у нас появятся «рекордсмены» в сфере нарушения правил дорожного движения). Пятое: с целью стимулирования скорейшей оплаты штрафов разработчики предлагают включить в КоАП норму об уменьшении размера штрафа в два раза (ст.7.7). При этом штраф надо будет уплатить не позднее пяти рабочих дней с момента вручения предписания. Кроме того, можно рассчитывать на наложение минимального размера штрафа, если признать вину и согласиться его уплатить без составления протокола.
Какой будет результат? Проект Кодекса проходит этап общественного обсуждения. Далее он будет внесен с подписью главы государства с пакетом необходимых документов в Палату представителей. Весьма вероятно, что к концу июня белорусские парламентарии обсудят проект в первом чтении и передадут на утверждение в Совет Республики. На осенней сессии нынешнего парламента проект КоАП может быть принят во втором чтении. Дальше он будет подвергнут оценке в Конституционном суде и, если тот признает его соответствующим Конституции, подписан главой государства. Но уже сейчас можно дать правовую оценку проекта КоАП и спрогнозировать последствия его применения. На мой взгляд, это – не новый кодекс, а лишь скорректированный вариант действующего кодекса. После некоторого смягчения штрафов он не будет казаться таким репрессивным, как раньше. Однако главное – это применение Кодекса. Скорее всего, его цели останутся прежними – наказывать всех и за все, в том числе садить на «сутки» в холодные и мрачные камеры ИВС или Центра изоляции правонарушителей на ул.Окрестина в Минске. Еще одна цель просматривается в применении нового КоАП: извлечение максимума прибыли от привлечения людей к административной ответственности. Будь то – штрафы, конфискации, аресты. Даже если максимальные размеры штрафов уменьшатся, то останутся многочисленные органы и должностные лица, которые вправе налагать штрафы. В виде акта гуманности можно представить новый вид наказания - общественные работы. Однако и здесь просматривается «экономический стимул»: наказанные судом должны будут бесплатно работать. Правда, такое нововведение вступает в противоречие с нормой Конституции о запрете принудительного труда (ч.4 ст.41). Кроме того, конвенции Международной организации труда не разрешают заключенных привлекать к общественным работам.
Выводы и предложения На мой взгляд, новый КоАП только по форме будет тоньше и гуманнее действующего. Его суть останется прежней: штрафовать, карать, запугивать. Для этого будут сотни статей. Особыми объектами репрессий будут являться водители частного автотранспорта как наиболее состоятельные граждане. За ними будет продолжаться «охота» на дорогах и начнется игра в «штрафные баллы». Надо будет платить еще больше. Считаю, что в свободном обществе нет необходимости во многих кодексах, которые действующая власть придумала для того, чтобы держать людей в страхе и «стричь» их как послушных овец. Убежден, что Кодекс об административных правонарушениях нам точно не нужен. Вполне достаточно принять несколько решений местных властей об административной ответственности, в том числе за безбилетный проезд. Административный арест необходимо исключить из числа административных наказаний как несоответствующее тяжести административных деяний. Во всяком случае, его недопустимо применять в отношении женщин, пожилых людей и лиц, имеющих к этому медицинские противопоказания. Что касается штрафов, то их максимальный размер для граждан не должен превышать 10 БВ (270 рублей), а для «богатеев»-индивидуальных предпринимателей – 30 БВ. Никакой повышенной ответственности для водителей автотранспорта не должно быть, как и придуманного разработчиками начисления штрафных баллов. Я убежден, что в новой Беларуси не понадобится кодекс об административных правонарушениях, как и процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях. В свободной стране можно жить без этой удавки на шее людей с целью содрать деньги за всякие мелочи или посадить «на сутки», чтобы запугать и унизить.
06.06.20 11:28
Внимание! Материалы в разделе «Блоги» отражают исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не модерирует и следовательно, не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.

Михаил Пастухов