АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Конституционная реформа Павел Шеремет Эпидемия Белгазпромбанк Беларусь-Россия
"Конституционная реформа" или Конституция 1994 г.?

"Конституционная реформа" или Конституция 1994 г.?

В настоящий период возможны два основных варианта конституционного развития страны: 1) проведение «конституционной реформы» на основе действующей редакции Конституции и 2) возврат к первоначальной редакции Конституции 1994 г. Первый вариант предлагается путем подготовки выверенных поправок в текст Конституции  образца 1996 г. Возможно, для этих целей будет созвано Всебелорусское собрание, которое не уполномочено принимать поправки в Конституцию и законы. Второй вариант исходит из посылки, что референдумы 1995, 1996 и 2004 гг. носили неконституционный (незаконный) характер и их результаты не имеют юридического значения. Значит, у нас есть одна законная Конституция – это Конституция 1994 г. Правовой основой для возврата Конституции 1994 г. является статья 3 Конституции о том, что народ может осуществлять власть не только через своих представителей, но и непосредственно. В частности, он может созвать представительный форум (Всебелорусский съезд, Учредительное собрание) и решить на нем любые вопросы государственной жизни. Среди таких вопросов могут быть: о восстановлении Конституции 1994 г.; об утверждении программы развития белорусского государства; об утверждении временных органов власти; о назначении выборов в Верховный Совет Республики Беларусь; о создании Белорусского народного трибунала как специального суда над нарушителями прав народа и граждан после событий 9-го августа. Правда, собрать широкий форум  можно будет лишь тогда, когда рухнет действующая система власти и народ почувствует себя победителем. Переход к Конституции 1994 г. через проведение референдума, как предлагает В.Бабарико, представляется обременительным и неоправданным с юридической точки зрения. Конституция 1994 г. может быть «запущена в действие» без референдума, по инициативе любой политической силы. Считаю также неоправданным вариант с принятием так называемой «малой Конституции», которая была утверждена на Конгрессе демократических сил Беларуси 26 мая 2007 г. Это была абстрактная конституция, подготовленная для кандидата от демократических сил на выборах 2006 г. Она не имела законной и легитимной основы и отражала позицию ее разработчиков (подробнее об этом см.: Почему я против принятия «малой Конституции»? // https://naviny.media/article/20190721/1563717206-mihail-pastuhov-de-yure-pochemu-ya-protiv-prinyatiya-maloy-konstitucii). Критической оценки заслуживает предложение о проведении в нынешних условиях новых президентских выборов. Это связано с тем, что такие выборы придется проводить по действующей Конституции и избирательному законодательству, возможно, при том же составе избирательных комиссий. Такие выборы назначает нелегитимная и несамостоятельная Палата представителей. С большой вероятностью, президентские выборы будут отложены до проведения конституционной реформы. Главное: для восстановления в стране законности и демократии необходимо добиваться возврата Конституции 1994 года и действующего в тот период законодательства. Это позволит возродить легитимную систему органов государственной власти. После восстановления действия Конституции 1994 г. могут быть назначены выборы в легитимный парламент, каковым является Верховный Совет Республики Беларусь. Выборы может назначить Всебелорусский съезд (Учредительное собрание или другой представительный форум белорусского народа. Например, это может быть полномочное собрание депутатов Верховного Совета 13-го созыва). После выборов нового парламента будут сформированы остальные органы власти, в том числе Правительство, Национальный банк, суды, прокуратура. Среди прочих можно обсудить вопрос о статусе президента. На мой взгляд, эту должность можно упразднить как излишнюю, обременительную и приведшую страну к тяжелым последствиям. Верховный Совет может в установленном порядке внести необходимые поправки в Конституцию 1994 г., в том числе назначить референдум по наиболее важным вопросам. После победы демократических сил С.Тихановская может вернуться в страну как триумфатор. Она может участвовать в работе представительных форумов, претендовать на занятие высших должностей в новой системе органов власти, в том числе баллотироваться в депутаты Верховного Совета Республики Беларусь 14-го созыва. Герои Беларуси получат награды, пострадавшие от незаконных действий – компенсации, виновные в злодеяниях против народа и граждан – справедливое наказание.
10.10.20 14:02
Внимание! Материалы в разделе «Блоги» отражают исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не модерирует и следовательно, не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.

Михаил Пастухов