АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Конституционная реформа Павел Шеремет Эпидемия Белгазпромбанк Беларусь-Россия

В МИНСКЕ БЫЛА ВОЙНА 26.10.2020

25 октября в Минске прошла одна из самых массовых акций протеста. Когда люди уже расходились, в районе улиц Орловской и Нововиленской, на них напали «силовики». Они стреляли резиновыми пулями и бросали светошумовые гранаты. Имеются потерпевшие.


Как это можно расценить с правовой точки зрения?


На мой взгляд, после выборов группа власти де-факто ввела в стране военное положение и объявила войну своему народу. Против мирных граждан слуги «режима» применяют оружие, насилие, пытки. Это есть не что иное как ведение агрессивной войны, что квалифицируется по ст.122 УК. Санкции по ней – до 25 лет, пожизненное заключение, смертная казнь плюс конфискация имущества.


Если такая квалификация кому-то покажется чрезмерной, то можно говорить о наличии признаков статьи 127 УК («Геноцид»). Это – действия, совершаемые с целью планомерного уничтожения полностью или частично какой-либо группы (…) путем убийства или причинения тяжких телесных повреждений (…). Санкции тоже немалые – от 10 до 25 лет, пожизненное заключение, смертная казнь плюс конфискация имущества.


В отношении действий силовиков можно также говорить о применении статьи 128 УК («Преступления против безопасности человечества»). Речь идет, в частности, о незаконном содержании в заключении, массовом или систематическом осуществлении казней без суда, похищении людей, за которым следует их исчезновение, о пытках или актах жестокости, совершаемых по любым мотивам (в том числе политическим).


С позиции уголовного законодательства к ответственности за злодеяния должны также привлекаться лица, содействующие преступным действиям.


Так что, мы вступили в период гражданской войны. Она должна завершиться победой народа. Тогда преступления «темных» получат оценку со стороны правосудия.

ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ 21.10.2020


С юридической точки зрения, сложившаяся в стране ситуация подлежит разрешению следующим образом.
Во-первых, прошедшие выборы следует признать незаконными и несостоявшимися.
Во-вторых, между представителями враждующих сторон должны начаться переговоры о путях выхода из ситуации.
В-третьих, гарантами переговорного процесса могут выступить влиятельные государства («нормандская четверка»: Германия, Франция, Россия, США).
В-четвертых, переговоры желательно проводить под эгидой ОБСЕ на нейтральной площадке.
В-пятых, необходимо прекратить насилие и репрессии в отношении активистов оппозиции и мирных граждан.
В-шестых, под эгидой ОБСЕ создать международную комиссию по расследованию фактов злодеяний силовиков, совершенных после 9 августа.
В-седьмых, определить основания и формат будущих выборов.

"Конституционная реформа" или Конституция 1994 г.? 10.10.2020

В настоящий период возможны два основных варианта конституционного развития страны: 1) проведение «конституционной реформы» на основе действующей редакции Конституции и 2) возврат к первоначальной редакции Конституции 1994 г. Первый вариант предлагается путем подготовки выверенных поправок в текст Конституции  образца 1996 г. Возможно, для этих целей будет созвано Всебелорусское собрание, которое не уполномочено принимать поправки в Конституцию и законы. Второй вариант исходит из посылки, что референдумы 1995, 1996 и 2004 гг. носили неконституционный (незаконный) характер и их результаты не имеют юридического значения. Значит, у нас есть одна законная Конституция – это Конституция 1994 г. Правовой основой для возврата Конституции 1994 г. является статья 3 Конституции о том, что народ может осуществлять власть не только через своих представителей, но и непосредственно. В частности, он может созвать представительный форум (Всебелорусский съезд, Учредительное собрание) и решить на нем любые вопросы государственной жизни. Среди таких вопросов могут быть: о восстановлении Конституции 1994 г.; об утверждении программы развития белорусского государства; об утверждении временных органов власти; о назначении выборов в Верховный Совет Республики Беларусь; о создании Белорусского народного трибунала как специального суда над нарушителями прав народа и граждан после событий 9-го августа. Правда, собрать широкий форум  можно будет лишь тогда, когда рухнет действующая система власти и народ почувствует себя победителем. Переход к Конституции 1994 г. через проведение референдума, как предлагает В.Бабарико, представляется обременительным и неоправданным с юридической точки зрения. Конституция 1994 г. может быть «запущена в действие» без референдума, по инициативе любой политической силы. Считаю также неоправданным вариант с принятием так называемой «малой Конституции», которая была утверждена на Конгрессе демократических сил Беларуси 26 мая 2007 г. Это была абстрактная конституция, подготовленная для кандидата от демократических сил на выборах 2006 г. Она не имела законной и легитимной основы и отражала позицию ее разработчиков (подробнее об этом см.: Почему я против принятия «малой Конституции»? // https://naviny.media/article/20190721/1563717206-mihail-pastuhov-de-yure-pochemu-ya-protiv-prinyatiya-maloy-konstitucii). Критической оценки заслуживает предложение о проведении в нынешних условиях новых президентских выборов. Это связано с тем, что такие выборы придется проводить по действующей Конституции и избирательному законодательству, возможно, при том же составе избирательных комиссий. Такие выборы назначает нелегитимная и несамостоятельная Палата представителей. С большой вероятностью, президентские выборы будут отложены до проведения конституционной реформы. Главное: для восстановления в стране законности и демократии необходимо добиваться возврата Конституции 1994 года и действующего в тот период законодательства. Это позволит возродить легитимную систему органов государственной власти. После восстановления действия Конституции 1994 г. могут быть назначены выборы в легитимный парламент, каковым является Верховный Совет Республики Беларусь. Выборы может назначить Всебелорусский съезд (Учредительное собрание или другой представительный форум белорусского народа. Например, это может быть полномочное собрание депутатов Верховного Совета 13-го созыва). После выборов нового парламента будут сформированы остальные органы власти, в том числе Правительство, Национальный банк, суды, прокуратура. Среди прочих можно обсудить вопрос о статусе президента. На мой взгляд, эту должность можно упразднить как излишнюю, обременительную и приведшую страну к тяжелым последствиям. Верховный Совет может в установленном порядке внести необходимые поправки в Конституцию 1994 г., в том числе назначить референдум по наиболее важным вопросам. После победы демократических сил С.Тихановская может вернуться в страну как триумфатор. Она может участвовать в работе представительных форумов, претендовать на занятие высших должностей в новой системе органов власти, в том числе баллотироваться в депутаты Верховного Совета Республики Беларусь 14-го созыва. Герои Беларуси получат награды, пострадавшие от незаконных действий – компенсации, виновные в злодеяниях против народа и граждан – справедливое наказание.

ЭТОТ ДЕНЬ В ИСТОРИИ 27.07.2020


27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР 12-го созыва принял судьбоносное решение в истории страны – Декларацию о государственном суверенитете. Тем самым, сбылась мечта многих белорусов – жить свободно, самостоятельно, по своему разумению.
Торжественным гимном звучат слова этого документа: - «Республика Беларусь – суверенное государство, утвердившееся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы»;
- «Граждане Республики Беларусь всех национальностей составляют белорусский народ, являющийся носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в республике»;
- «Право выступать от имени всего народа республики принадлежит исключительно Верховному Совету Республики Беларусь»;
- «Государственный суверенитет Республики Беларусь утверждается во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами»;
- «Республика Беларусь образует Национальный банк, подчиненный Верховному Совету республики, создает свою финансово-кредитную систему»;
- «На территории Республики Беларусь устанавливается верховенство Конституции Республики Беларусь и законов Республики Беларусь»;
- «Разграничение законодательной, исполнительной и судебной власти является важнейшим принципом существования Республики Беларусь как правового государства»;
- «Республика Беларусь самостоятельна в решении вопросов культурного и духовного развития белорусской нации, других национальных общностей республики, в создании собственной системы информации, образования и воспитания»;
- «Республика Беларусь обеспечивает функционирование белорусского языка во всех сферах общественной жизни, сохранение национальных традиций и исторической символики».
Государственный суверенитет Беларуси депутатам независимости пришлось не только провозглашать, но и защищать. После событий 19 – 21 августа Верховный Совет БССР собрался на внеочередную сессию и принял решение о придании Декларации статуса конституционного закона, то есть возвысил ее до Конституции. В тот же день были приняты постановление об обеспечении политической и экономической самостоятельности республики и о приостановлении деятельности филиала КПСС – КПБ. По сути, это подтвердило независимость страны. 19 сентября 1991 г. Белорусская ССР была переименована в Республику Беларусь. День независимости стал главным праздником Республики Беларусь. Он  отмечался до 1996 г. Как известно, на ноябрьском референдуме 1996 г. А.Лукашенко в качестве первого вопроса на голосование предложил вопрос о переносе этого дня на 3 июля 1944 г. , когда был освобожден Минск от немецких захватчиков. По данным ЦИК, который тогда возглавила Л.Ермошина, избиратели поддержали перенос этой исторической даты. С юридической точки зрения, это – абсурд: переносить историческую дату, как и день рождения. Причина была сугубо политическая – лишить демократическую оппозицию праздника – дня единения нация. Уверен, что в новой Беларуси дата 27 июля 1990 г. будет восстановлена как символ борьбы белорусского народа за свою свободу и право на свою национальную идентичность. В этом – истоки силы нации и народа. Их надо открыть и возобновить. И, конечно, добавить новые даты-праздники, например, освобождение Беларуси от диктаторского режима.

ПАМЯТИ ДИМЫ ЗАВАДСКОГО 06.07.2020

Он ушел из жизни в 27 лет. 7 июля 2020 г. он ехал на своем автомобиле в национальный аэропорт для встречи со своим другом Павлом Шереметом. Судя по всему, так и не доехал, хотя его автомобиль был обнаружен на стоянке в аэропорту. Кто-то следил за ним, за его домом. Об этом рассказала жена Светлана. Кто-то был заинтересован узнать, что вез Дмитрий в машине для передачи Шеремету. Можно предположить, что это были видеоматериалы, представляющие интерес для фильма Шеремета «Дикая охота» о похищении политиков в Беларуси. Я знал Дмитрия. Мы с ним познакомились на суде в Ошмянах, где его и Шеремета судили за якобы переход границы по время съемок сюжета про контрабанду. Я тогда был общественным представителем Шеремета от Белорусской ассоциации журналистов. Простой, хороший парень с приятной улыбкой. Прошло 20 лет. Преступление так и не было раскрыто, несмотря на осуждение группы лиц (Игнатовича, Малика и Гуза). Тело Дмитрия так и не было найдено, что свидетельствует об «идеальном убийстве». Когда-то мы узнаем правду о смерти Дмитрия, как и правдивую информацию о заказчиках и исполнителям убийства Павла Шеремета. В тяжелом состоянии находится сейчас мама Дмитрия - Ольга Григорьевна. Из-за болезней она прикована к инвалидному креслу. Ждут правды жена Светлана и сын Юрий. Выражаю им соболезнование по прошествии времени. Поддерживаю инициативу БАЖ, членом которого был Дмитрий Завадский, почтить память о нем минутой молчания 7 июля в 12 часов. Вечная память!

10 плюсов возврата Конституции-94 01.07.2020


Как судья Конституционного суда, сохранивший верность Присяге и Конституции, утверждаю, что возвращение Конституции 1994 года на правовой пьедестал дает множество преимуществ для развития страны.


Во-первых, обеспечивается преемственность конституционного развития и признается незаконность всех действий, посягающих на основы конституционного строя.


Во-вторых, появляется возможность сформировать легитимные органы власти, в том числе однопалатный парламент — Верховный Совет Республики Беларусь, самостоятельное правительство — Кабинет министров, независимые суды — Конституционный суд, Верховный суд, Высший хозяйственный суд и др.


В-третьих, создаются предпосылки для проведения свободных и честных выборов в парламент и местные представительные органы.


В-четвертых, будет восстановлено прежнее законодательство и будут отменены правовые акты, изданные органами власти после референдума 1996 года.


В-пятых, новый парламент может внести в установленном порядке изменения и дополнения в Конституцию, изменить избирательное законодательство, учредить должность уполномоченного по правам человека.


В-шестых, при необходимости можно провести референдум, на котором выявить мнение народа по назревшим вопросам государственной жизни, в том числе определить приоритеты внутренней и внешней политики страны.


В-седьмых, можно осуществить реформы во всех сферах жизни, начиная с экономики и кончая культурой. Появится много новых законов и программ.


В-восьмых, будет проведена ротация кадров, возможно, пройдут суды над лицами, совершившими преступления в период диктатуры, будут пересмотрены многие уголовные дела и дела об административных правонарушениях.


В-девятых, изменятся приоритеты во внешней политике страны. Возможно, будет поставлен вопрос о пересмотре ранее заключенных международных договоров. Беларусь станет членом Совета Европы, сохраняя свой нейтральный статус.


В-десятых, можно отменить должность президента, возложив его функции на председателя парламента. Главной фигурой в стране станет премьер-министр.


Тем самым, возврат Конституции 1994 года будет не шагом назад, а основой для перехода к законности, демократии, справедливости, торжеству прав человека.

Путь к свободным выборам 24.06.2020


Прежде всего, необходимо восстановить Конституцию 1994 года. Именно она должна стать правовой основой для формирования легитимных органов власти. Именно на ее основе должны проводиться выборы.
Порядок проведения выборов должен закрепляться в соответствующих законах. Ранее (в 90-х годах) такие законы действовали. Однако позднее они подверглись корректировке, а в январе 2000 г. были отменены после введения в действие Избирательного кодекса. В новых условиях их следует восстановить и обновить.
При этом  выборы в новый парламент могут проходить по смешанной избирательной системе: 50% - по одномандатным округам (как сейчас), а 50% - по партийным спискам. Тогда партии получат перспективы роста и гарантию представительства в парламенте.
Можно также изменить порядок выборов президента. К примеру, кандидатов на эту должность могут выдвигать политические партии, а не инициативные группы путем сбора подписей. В результате такой процедуры после первого тура выборов определится два наиболее достойных кандидата. Второй тур покажет, какой кандидат имеет больше сторонников.
Новый импульс могут получить выборы в местные представительные органы. Их состав может кардинально измениться за счет представителей политических партий и общественных активистов. И главное – представительные органы должны получить право формировать исполнительные органы.
Следует также принять специальный закон о выборах Центральной избирательной комиссии и территориальных избирательных комиссий. В их составе вообще не должно быть представителей от органов власти.
При таких условиях можно быть уверенными в том, что выборы у нас будут свободными и честными, а каждый достойный гражданин получит реальный доступ к любой выборной должности.

Референдум как праздник демократии 22.06.2020


Если в нашей многострадальной стране удастся избрать нового президента, то для закрепления демократических основ государственности можно и нужно провести референдум, в том числе утвердить поправки в Конституцию 1994 г.
В этой связи замечу, что мною подготовлен проект таких поправок. Он был одобрен высшим органам Белорусской социал-демократической партии (Грамада) и издан в виде отдельной брошюры (гл.: Праграмма канстытуцыйных пераўтварэнняў. – Мінск: БСДП, 2020).
Кроме поправок в Конституцию, на референдум может быть вынесен и ряд других вопросов. От себя предлагаю следующий примерный список:
1) Считаете ли вы необходимым восстановить действие Конституции 1994 г. и внести в нее соответствующие изменения и дополнения (текст поправок прилагается)?
   2) Выступаете ли вы за приватизацию имущества государственных предприятий, учреждений и организаций в соответствии с планом, утвержденным правительством?
3) выступаете ли вы за придание белорусскому языку статуса единственного государственного языка с постепенным внедрением его в государственную и общественную жизнь?
4) одобряете ли вы отмену смертной казни и оставление пожизненного заключения как исключительной меры наказания?
5) выступаете ли вы за проведение реформы административно-территориального устройства с упразднением первичного звена местного управления и самоуправления?
6) согласны ли вы на вступление Республики Беларусь в Совет Европы и признание общеевропейских ценностей?
7) Как вы предлагаете строить отношения с Российской Федерацией: а) как равноправные в рамках Евразийского экономического союза; б) как субъекта союзного государства (федерации)?
8) Как вы предлагаете решить вопрос с Островецкой АЭС: а) продолжить эксплуатацию, усилив меры безопасности; б) остановить производство (эксплуатацию)?
Таким образом, референдум можно провести по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, но не для укрепления чьей-то власти и обмана людей.
Референдум должен быть праздником демократии, когда мнение граждан является основой для определения путей дальнейшего развития государства и общества.

ЗАЧЕМ ПОНАДОБИЛСЯ НОВЫЙ КОАП? 06.06.2020

На Национальном интернет-портале с 18 по 27 мая проводилось обсуждение проекта Кодекса об административных правонарушениях. Он «похудел», обновился, стал не таким репрессивным. Зачем и кому это надо?
Чем плох нынешний КоАП? Действующий Кодекс об административных правонарушениях (далее – КоАП) был принят в апреле 2003 г. Он является весьма объемным и содержит 25 глав. В 14 главах перечисляются составы правонарушений в разных сферах деятельности. В каждой главе - своя нумерация статей. В некоторых главах - больше 80 статей (например, в главе 23 «Административные правонарушения против порядка управления»). По мере применения Кодекс «разбух» до безобразия. Пожалуй, ни одна сессия парламента не обходилась без поправок в КоАП. Наибольший вклад в его пополнение внесло министерство внутренних дел. Это и понятно, так как органы внутренних дел чаще других органов занимаются применением статей Кодекса.
Для сведения: в Беларуси ежегодно к административной ответственности привлекается свыше трех миллионов граждан. В этой деятельности участвуют и суды. Так, по итогам 2019 г. судами по делам об административных правонарушениях были оштрафованы свыше 200 тысяч человек. В основном, за распитие спиртных напитков в общественных местах, за мелкое хулиганство, мелкое хищение. Кроме того, суды ежегодно отправляют «на сутки» (от 5 до 15 дней) свыше 50 тыс. человек. В числе правонарушителей – и сотни общественных активистов, принимавших участие в так называемых несанкционированных мероприятиях.
В КоАП поражает не только огромное количество статей, но и их чрезмерные санкции. Для граждан штрафы доходят до 50 базовых величин (1350 рублей). Если гражданин является индивидуальным предпринимателем, то его могут наказать штрафом до 200 БВ. Субъектом административной ответственности являются и юридические лица. Для них предусмотрены особые санкции – до 1000 БВ. В дополнение к штрафу могут назначить еще конфискацию товара, не имеющего сопроводительных документов. Очевидно, что надо было как-то смягчить административное законодательство, прочистить разбухший Кодекс и привести его в соответствие с новыми требованиями.
Какие предлагаются новеллы? Обратим внимание на самые значимые положения проекта КоАП. Первое: административные правонарушения будут разделены на три категории; административные проступки, значительные правонарушения и грубые правонарушения. К первым предлагается отнести деяния, за совершение которых могут налагаться взыскания в виде штрафа в размере, не превышающем для физического лица 10 БВ, для индивидуальных предпринимателей – 25 БВ, для юридических лиц – 50 БВ. Ко вторым – деяния, за совершение которых может быть наложено взыскание в виде конфискации, депортации и штрафа в большем размере. К третьим – деяния, за совершение которых может быть наложено взыскание в виде общественных работ, административный арест, лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью. Второе: в качестве нового наказания предлагается ввести общественные работы. Такое «изобретение» напоминает позабытое советское прошлое, когда «суточников» под конвоем милиции выводили на общеполезные работы по разнарядке местных властей. Разработчики проекта КоАП расписали применение этой меры и определили срок: от 8 до 60 часов и не более четырех часов в день. Особенностью общественных работ является то, что гражданин будет выполнять их в свободное от основной работы время, включая выходные дни. За отказ от выполнения этих работ могут последовать более жесткие наказания: арест или штраф. Третье: в соответствии с поручением главы государства предлагается повысить предельный размер штрафа за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения со 100 до 200 БВ, а срок лишения специального права увеличить с трех до пяти лет (на мой взгляд, это – не юридический, а волюнтаристский подход к решению вопроса). Четвертое: в отношении  нарушителей ПДД вводится начисление штрафных баллов. Так, за однократное нарушение будет начисляться 1 штрафной балл (при значительном правонарушении – 2,8 балла, при грубом – 3 балла). Штрафные баллы могут накапливаться в течение года. В этой связи предлагается включить в КоАП статью «Систематическое нарушение правил дорожного движения» (ст.19.17), предусмотрев лишение права управления, если количество штрафных баллов превысит 10 в течение года (Уже сейчас можно предположить, что в случае принятия новой редакции КоАП у нас появятся «рекордсмены» в сфере нарушения правил дорожного движения). Пятое: с целью стимулирования скорейшей оплаты штрафов разработчики предлагают включить в КоАП норму об уменьшении размера штрафа в два раза (ст.7.7). При этом штраф надо будет уплатить не позднее пяти рабочих дней с момента вручения предписания. Кроме того, можно рассчитывать на наложение минимального размера штрафа, если признать вину и согласиться его уплатить без составления протокола.
Какой будет результат? Проект Кодекса проходит этап общественного обсуждения. Далее он будет внесен с подписью главы государства с пакетом необходимых документов в Палату представителей. Весьма вероятно, что к концу июня белорусские парламентарии обсудят проект в первом чтении и передадут на утверждение в Совет Республики. На осенней сессии нынешнего парламента проект КоАП может быть принят во втором чтении. Дальше он будет подвергнут оценке в Конституционном суде и, если тот признает его соответствующим Конституции, подписан главой государства. Но уже сейчас можно дать правовую оценку проекта КоАП и спрогнозировать последствия его применения. На мой взгляд, это – не новый кодекс, а лишь скорректированный вариант действующего кодекса. После некоторого смягчения штрафов он не будет казаться таким репрессивным, как раньше. Однако главное – это применение Кодекса. Скорее всего, его цели останутся прежними – наказывать всех и за все, в том числе садить на «сутки» в холодные и мрачные камеры ИВС или Центра изоляции правонарушителей на ул.Окрестина в Минске. Еще одна цель просматривается в применении нового КоАП: извлечение максимума прибыли от привлечения людей к административной ответственности. Будь то – штрафы, конфискации, аресты. Даже если максимальные размеры штрафов уменьшатся, то останутся многочисленные органы и должностные лица, которые вправе налагать штрафы. В виде акта гуманности можно представить новый вид наказания - общественные работы. Однако и здесь просматривается «экономический стимул»: наказанные судом должны будут бесплатно работать. Правда, такое нововведение вступает в противоречие с нормой Конституции о запрете принудительного труда (ч.4 ст.41). Кроме того, конвенции Международной организации труда не разрешают заключенных привлекать к общественным работам.
Выводы и предложения На мой взгляд, новый КоАП только по форме будет тоньше и гуманнее действующего. Его суть останется прежней: штрафовать, карать, запугивать. Для этого будут сотни статей. Особыми объектами репрессий будут являться водители частного автотранспорта как наиболее состоятельные граждане. За ними будет продолжаться «охота» на дорогах и начнется игра в «штрафные баллы». Надо будет платить еще больше. Считаю, что в свободном обществе нет необходимости во многих кодексах, которые действующая власть придумала для того, чтобы держать людей в страхе и «стричь» их как послушных овец. Убежден, что Кодекс об административных правонарушениях нам точно не нужен. Вполне достаточно принять несколько решений местных властей об административной ответственности, в том числе за безбилетный проезд. Административный арест необходимо исключить из числа административных наказаний как несоответствующее тяжести административных деяний. Во всяком случае, его недопустимо применять в отношении женщин, пожилых людей и лиц, имеющих к этому медицинские противопоказания. Что касается штрафов, то их максимальный размер для граждан не должен превышать 10 БВ (270 рублей), а для «богатеев»-индивидуальных предпринимателей – 30 БВ. Никакой повышенной ответственности для водителей автотранспорта не должно быть, как и придуманного разработчиками начисления штрафных баллов. Я убежден, что в новой Беларуси не понадобится кодекс об административных правонарушениях, как и процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях. В свободной стране можно жить без этой удавки на шее людей с целью содрать деньги за всякие мелочи или посадить «на сутки», чтобы запугать и унизить.

Референдум 1995 г. 13.05.2020

14 мая 1995 г. состоялся первый республиканский референдум. Он многое изменил в жизни белорусского государства и общества. Вспомним некоторые важные моменты.
Вопросы для обсуждения
С инициативой в проведении референдума выступил А.Г.Лукашенко. Он предложил на всенародное обсуждение четыре вопроса: 1) согласны ли вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским? 2) поддерживаете ли вы предложение об установлении новых государственного флага и государственного герба Республики Беларусь? 3) поддерживаете ли вы действия Президента Республики Беларусь, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией? 4) согласны ли вы с необходимостью внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Республики Беларусь в случаях систематического или грубого нарушения Конституции? Следует отметить, что в тот период действовал Закон «О всенародном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь» от 13 июня 1991 года.  Среди прочего, в нем определялись вопросы, недопустимые для республиканского референдума (ст.3). Проведение республиканского референдума возлагалось на Центральную комиссию по выборам и проведению республиканских референдумов и соответствующие территориальные комиссии (тогда председателем Центризбиркома был профессор Александр Абрамович. – Авт.). Если посмотреть на вопросы, предложенные на референдум, то становится очевидным, что первый и второй вопросы посягали на «неотъемлемые права народа Республики Беларусь на суверенную национальную государственность, государственные гарантии существования белорусской национальной культуры и языка». Третий вопрос носил провокационный характер, поскольку положительный ответ означал одобрение проводимой белорусской властью политики на углубление интеграции с Россией. По большому счету, такой вопрос подрывал основы суверенитета страны. Формулировка четвертого вопроса о предоставлении Президенту права досрочно прекратить полномочия Верховного Совета вступала в противоречие с принципом разделения властей и умаляла самостоятельный статус тогдашнего парламента как высшего представительного и единственного законодательного органа власти. Его можно было расценить как попытку захвата власти посредством проведения референдума. Следует также учесть, что согласно ч.2 ст.148 Конституции запрещалось вносить изменения и дополнения в Конституцию в последние шесть месяцев полномочий Верховного Совета. А это имело место в тот период. К тому же на 14 мая 1995 г. планировалось проведение выборов в новый состав Верховного Совета.
Голодовка депутатов
Референдум 1995 г. запомнился еще голодовкой депутатов Верховного Совета, которые выступили против инициативы А.Лукашенко. Вот список этих депутатов (в порядке алфавита): Николай Аксамит, Сергей Антончик, Лявон Барщевский, Юрась Беленький, Игорь Герменчук, Валентин Голубев, Владимир Заблоцкий, Борис Гюнтер, Лявон Дейка, Леонтий Зданевич, Николай Крыжановский, Николай Маркевич, Виталий Малашка, Сергей Наумчик, Зенон Пазьняк, Сергей Попков, Петр Садовский, Олег Трусов, Александр Шут. Благодаря смелой и принципиальной позиции вышеназванных депутатов предложение А.Лукашенко не получило поддержки Верховного Совета. Однако А.Лукашенко настаивал на его принятии. Тогда несогласные депутаты вышли к трибуне и объявили о бессрочной голодовке. В ночь с 11 на 12 апреля 1995 г. в Овальный зал, где разместились голодающие депутаты, были введены несколько сотен вооруженных людей и группа людей в масках. Они применили силу в отношении мирных депутатов. Многих из них избили и на милицейских машинах вывезли в разные части города. По факту противоправных действий в отношении депутатов прокуратура республики возбудила уголовное дело. Однако проведение расследования вскоре было приостановлено из-за противодействия администрации президента, которая отказалась предоставить видеопленку «ночных событий» в Овальном зале. На следующий день после «эвакуации» протестовавших депутатов заседание Верховного Совета возобновилось. Большинством голосов референдум был назначен (с точки зрения Регламента, это – нарушение процедуры голосования. – Авт.). Более подробно о голодовке, избиении депутатов и о нарушениях при подготовке и проведении референдума можно прочитать в книге Сергея Наумчика «Дзевяноста пяты».
Позиция суда
В истории референдума 1995 г. ничего не упоминается о позиции Конституционного суда. Известно лишь то, что суд уклонился от рассмотрения вопроса о конституционности решения Верховного Совета о назначении референдума. Почему так поступил суд? В то время я был членом Конституционного суда и хотел бы прояснить ситуацию. Следует учитывать, что после образования Конституционного суда в апреле 1994 г. суд работал без должности председателя, поскольку по Конституции 1994 г. кандидатуру председателя Конституционного суда предлагал президент республики. После избрания на должность А.Лукашенко «тянул» с внесением такой кандидатуры. Только 23 марта 1995 г. он предложил избрать председателем суда Валерия Тихиню. Однако вскоре он разочаровался в своем выборе, так как Конституционный суд занимал принципиальную позицию по ряду правовых вопросов. В.Тихиня попал в немилость. В такой ситуации в Конституционный суд обратился председатель постоянной комиссии Верховного Совета по вопросам образования, культуры и сохранения исторического наследия Нил Гилевич. Он предложил начать производство о конституционности принятого решения о назначении референдума. Однако суд по формальным причинам отказался рассматривать данное предложение. Я считаю, что суд тогда занял «страусиную позицию». Мы – судьи - обязаны были вмешаться в процесс и принять соответствующее решение. Оно могло быть одно – такой референдум нельзя было проводить, поскольку он был направлен против белорусской государственности, культуры и языка. Негативные последствия референдума обрушились на страну. Белорусский язык стал постепенно вытесняться из всех сфер жизни. Национальные символы в виде флага и герба были, по сути, запрещены. Курс на интеграцию с Россией стал приоритетом в политике белорусских властей. Несмотря на «успехи» в голосовании по вопросам референдума, выборы в новый состав Верховного Совета были сорваны. В первом туре избрали, насколько я помню, 122 депутата из 260. Верховному Совету 12-го созыва администрация президента не разрешала продолжить свою деятельность, ссылаясь на окончание срока полномочий. Довыборы в Верховный Совет 13-го созыва прошли лишь в ноябре 1995 г. и завершились формированием неполноценного парламента в количестве 196 чел. В январе 1996 г. он приступил к работе. Но это – уже другая история.
Вспоминая референдум 1995 г., я соглашаюсь с мнением Сергея Наумчика, других политиков и независимых юристов, что он был незаконным и его результаты не имеют юридического значения. Это означает, что национальные символы белорусской государственности должны быть восстановлены, а белорусский язык должен стать единственным государственным языком.

В.ГОНЧАРИКУ - 80! 29.04.2020

29 апреля 1940 г. в деревне Августово Логойского района Минской области родился Владимир Гончарик.
В.Гончарик окончил Белорусский институт народного хозяйства. Далее работал экономистом, заместителем гл. бухгалтера в совхозе в Любанском районе. С 1965 г. – на партийной работе, которая открыла ему перспективы. В 1976 г. он стал заместителем начальника департамента сельского комитета Минского обкома партии. Потом – первым секретарем Червенского райкома партии. Параллельно учился в аспирантуре Академии общественных наук при ЦК КПСС и защитил кандидатскую диссертацию.С 1982 г. В.Гончарик - в организационном отделе ЦК КПБ. В 1984 г. – второй секретарь КПБ по Могилевской области. В 1986 г. – депутат Верховного Совета БССР. В 1989 – 1991 гг. – депутат Верховного Совета СССР.С Владимиром Гончариком я познакомился летом 2001 г., когда он стал единым кандидатом от демократических сил. После регистрации кандидатом в президенты В.Гончарик предложил мне быть доверенным лицом в числе других 30 чел.Я принял это предложение как высокую честь. В здании Федерации профсоюзов Беларуси, где В.Гончарик был главным, нам вручили удостоверения доверенных лиц. Мне довелось быть представителем В.Гончарика в Центризбиркоме. Я также выезжал в регионы, бывал на избирательных участках, готовил жалобы.В.Гончарик держался уверенно, но без амбиций. В тот период новое кремлевское руководство решало, на кого сделать ставку: на Гончарика или Лукашенко. В последний момент чаша весов склонилась к прежнему правителю.По оценкам независимых наблюдателей, за В.Гончарика проголосовали не меньше половины из пришедших на выборы избирателей. Это означало, что должен был проводиться второй тур выборов, где шансы кандидата от оппозиции увеличивались. Однако «счетчики» из Центризбиркома выдали другие данные: за Лукашенко – 75,65%, за Гончарика – 15,65%, за Гайдукевича -2,48%.Наша печаль была глубокой, хотя и тихой. Как говорится, утерлись и стали жить дальше. Тем не менее, остались добрые воспоминания о Владимире Ивановиче Гончарике. Он был бы хорошим президентом. При нем нашлась бы работа всем профессионалам независимо от политических воззрений. Он ценил и уважал людей.В связи со славной датой хочу пожелать Владимиру Ивановичу крепкого здоровья, хорошего настроения и дожить до лучших времен!

ВИРУС 22.04.2020

21 апреля с.г. Генеральный прокурор штата Миссури направил в суд иск к китайским властям в связи с распространением в штате вируса Covid-19. В нем указывается на то, что власти Китая «скрывали важную информацию», «вводили общественность в заблуждение», «отрицали факт заражения от человека к человеку», «прятали защитное снаряжение». Ранее член Палаты представителей Конгресса США Джим Бэнкс призвал к международному расследованию в отношении Китая за ущерб, причиненный пандемией. На мой взгляд, для предъявления такого иска, а также проведения международного расследования имеются основания. И не только по вышеназванным причинам, но и потому, что речь идет о распространении  вируса, являющегося, скорее всего, видом бактериологического (биологического) оружия. О лабораторном (искусственном) происхождении этого вируса говорят ряд ученых. Так, французский вирусолог, лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии (2008 г.) Люк Монтанье считает, что нынешний коронавирус имеет искусственное происхождение и был создан в уханьской лаборатории специальных патогенов и биобезопасности. Он предположил, что произошла непредвиденная утечка (https://naked-science.ru/article/media/nobelevskij-laureat-zayavil-ob-iskusstvennom). Известно, что в Уханьском институте вирусологии проводились эксперименты с коронавирусом летучих мышей. Эти исследования финансировались за счет гранта правительства США. По данным американских специалистов, в этом институте хранилось более 1500 штаммов смертоносных вирусов. Другая группа ученых возлагает вину за распространение коронавируса на американских биологов в Форте Детрике (это военно-биологический центр армии США). Они-де в 2015 году занимались модификацией коронавируса китайской летучей мыши. В Интернете имеется также информация о том, что штаммы вируса могли попасть в атмосферу после взрыва в новосибирском центре вирусологии в сентябре 2019 г. Тогда по сибирским регионам прокатилась волна вирусных пневмоний. Так или иначе, но джин (смертельный вирус) был выпущен из бутылки. Из Китая он улетел сравнительно быстро. Ему «понравились» страны Европы, где проживает много пожилых людей. Потом он «перелетел» через океан и стал «косить» американцев. Впрочем, он распространился по всему миру. Волна пандемии накрыла и Беларусь. По данным на 22 апреля с.г., здесь заразились вирусом 7281 чел. и 58 чел. умерли. Независимые исследовали считают, что число зараженных и умерших от Covid-19 значительно больше. К тому же врачи причиной смерти пишут не «коронавирусная инфекция», а «двусторонняя пневмония». До сих пор не найдена вакцина против смертоносного вируса, что подтверждает его искусственное происхождение. Врачи отмечают его сверхагрессивный характер и разрушительные последствия. Основной способ заражения – воздушно-капельным путем. Отсюда – проникновение в легкие и их полное уничтожение. Вирус быстро диагностирует организм и находит его слабые места. Человечеству, возможно, повезло на этот раз, так как утечка вируса была небольшой. Поэтому от его воздействия погибают, в основном, пожилые люди, у которых ослабленный иммунитет и имеются хронические заболевания. Правда, жертвами Covid-19 становятся и люди помоложе, если получают "дозу" вируса (от близкого или длительного контакта). Вирус Covid-19 распространяется ветром и через людей. Он накапливается в людных местах, замкнутых помещениях, оседает на предметах. Для вируса нет времени года и срока. Он притягивается к людям. Они – его цель и объект нападения. Этого смертоносного вируса надо бояться и остерегаться. Он будет действовать пока его потенциал не ослабнет. Он будет находить свои жертвы до полного своего истощения. Именно поэтому надо быть бдительным и защищенным, особенно тем, кому за 60. Завершая свою статью-предупреждение, отмечаю, что необходимо поддержать международное расследование по факту происхождения Covid-19 и подвергнуть санкциям государство, которое допустило нарушение Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления бактериологического оружия. К виновной стране можно будет предъявить иски через международные судебные инстанции. В то же время граждане, пострадавшие от Covid-19, а также их близкие родственники, вправе предъявить иски к национальным властям, если они не предприняли надлежащих мер по защите населения. В этой связи следует добиваться от врачей фиксирования истинных причин болезни или смерти близких. Этот документ будет юридическим основаниям для предъявления претензий к властям за бездействие или халатность. Заинтересованным субъектам, в том числе государственным органам, депутатам всех уровней, политическим партиям и иным общественным объединениям, предлагаю сформировать фронт национального спасения Беларуси от пандемии Covid-19 и выработать программу адекватных действий. Хорошей формой сотрудничества в деле борьбы с коронавирусом может стать диалог между правительством и гражданским обществом.

Геннадий Карпенко: жизнь и смерть 05.04.2020

В условиях пандемии жизнь людей обесценивается. После смерти их даже не выдают родственникам. В Беларуси, по официальным данным, счет идет на единицы, а в европейских странах – на тысячи.
Тем не менее, хочу привлечь внимание читателей Интернет-портала «Белпартизан» к уходу из жизни в апреле 1999 году хорошего человека – Геннадия Карпенко. Он стал первым из белорусских политиков, покинувших нас при загадочных обстоятельствах.
У Геннадия Карпенко было планов громадьё. Он был депутатом Верховного Совета Республики Беларусь 12 и 13-го созывов, заместителем спикера парламента. Он инициировал сбор подписей депутатов под процедурой импичмента в отношении А.Лукашенко. Он отверг предложение участвовать кандидатом в президенты на альтернативных выборах, организованных В.Гончаром, и готовился к выборам 2001 года.
Я входил в «команду» Геннадия Карпенко и в руководимый им Национальный исполнительный комитет («теневое правительство»). Мы подготовили ряд документов в разных сферах деятельности. На мой взгляд, Г.Карпенко мог представлять реальную угрозу для единственного кандидата от власти.
Как свидетельствует Валерий Костко, помощник Г.Карпенко по Верховному Совету, непредвиденное случилось 31 марта 1999 г. во время встречи с журналисткой Людмилой Осинской. После чашечки кофе политику стало плохо. Он пошел в туалет и там упал от резкого кровоизлияния в мозг. Дальше его возили по больницам, но нигде не принимали к обследованию. В результате наступила смерть.
Вдова Г.Карпенко - Людмила Филипповна - убеждена, что «…его смерть  была очень нужна власти в тот момент…». Виновных никто не искал. Все списали на инсульт и запоздалую помощь. При том, что Г.Карпенко находился в хорошей форме и ни на что не жаловался.
Потом пошла череда исчезновений других политиков: Юрия Захаренко (в мае 1999 г.), Виктора Гончара (в сентябре 1999 г.). Причины и обстоятельства их гибели власти тоже не расследовали, хотя уголовные дела были возбуждены. Они не закрыты до сих пор.
Хочется верить, что когда-то тайное станет явным и найдутся заказчики и организаторы этих гнусных злодеяний.
О Геннадии Карпенко изданы книги (см.: «Хроника несбывшихся надежд». Авторы: С.Калинкина, А.Коктыш, А.Томкович), созданы фильмы. Один из них - «День «Ч.»  (https://belsat.eu/ru/films/52/) - вы можете посмотреть на телеканале «Белсат» и вспомнить образ славного сына Беларуси.
Царствие ему Небесное!  Вечная память!  Мы помним…
Страницы: 1 2 3 4 След.
Читать другие новости

Михаил Пастухов

Внимание! Материалы в разделе «Блоги» отражают исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не модерирует и следовательно, не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.