АКТУАЛЬНЫЯ ТЭМЫ: Харчовыя войны Курапаты Выбары прэзідэнта Украіны Беларусь-Расія Выбары-2019 Забойства Паўла Шарамета

К вопросу о православном феминизме

Существует ли православный феминизм? Является ли м. Вера Сердюк феминисткой? - Не претендуя на абсолютность, первый вопрос отвечу "нет", на второй - "да".
Множество женщин, включая меня, является православными и феминистками. Но так исторически сложилось, что такого направления как православный феминизм - пока что нет. В отличие, например, от исламского феминизма. Хотя есть, если верить Википедии, христианский феминизм.

Возможно, православный феминизм и появится, и м.Вера - первая ласточка. Но это для меня неважно, потому что для меня феминизм как явление православен - по определению. Потому что несёт правду и справедливость. И мне приятно видеть, что демонизация свободы вообще и феминизма в частности - постепенно изживается в православной среде.


Как публичная фигура Вера Сердюк в этой среде, на мой взгляд, - явление хоть и неоднозначное, но положительное. Повестка качества жизни женщины, нормализация активизма женщин, а также контрацепции как таковой - все это дорогого стоит, когда речь идёт о сообществах, в которых доминирует консервативный дискурс. Хотя и позаимствованная у католиков пропаганда "естественной контрацепции" вызывает вопросы - она лучше, чем идеология "рожать и рожать" вкупе также распространенным у нас культом страданий. Кратковременное общение с матушкой Верой Сердюк в пролайферском пикете, в котором я раз участвовала под ее руководством, в 2010 году, оставляет впечатление, что для неё важно качество жизни людей, в том числе материальный уровень жизни. Снова же, надо побыть в нашей среде (извините за "православные" понты), чтобы понять, насколько это дорогого стоит, что это в некоторой степени луч света - нет, не в темном царстве, но в очень проблемных местах, отравленных постсоветским авторитарным пониманием православия.

Поэтому я чрезвычайно рада, что м.Вера Сердюк теперь называет себя феминисткой. Я не согласна со многими из ее взглядов - но ее жизнелюбивый настрой и деятельный оптимизм ее деятельности помогает изживать авторитарность в церковной среде. Можно спорить о том, как соотносятся ее те или иные взгляды с феминизмом. Но ещё правильнее будет спорить о том, в чем она права, а в чем нет. Ведь феминизм - это и про правду и справедливость насчёт реалий жизни женщин и способов ее улучшить.

Мне приходилось слышать разные мнения о том, какая женщина не может быть феминисткой: например, верующая, или даже та которая не борется с капитализмом. Я за инклюзивность определения. Для меня феминисткой является любая женщина, которая таковой себя считает. У нас ведь нет папессы или катехизиса феминизма! Кстати, по моему впечатлению, взгляд на жизнь м.
Веры отличается именно что инклюзивностью. Она не боится перенимать чужое, иное. Это объединяет ее перенятие элементов католического взгляда на контрацепцию - с ее недавней декларацией своего феминизма.

Некоторые считают, что м.Вера мимикрирует или даже лжет, назыявая себя феминисткой. Если бы я так считала, то это бы дало мне дополнительный повод порадоваться за феминизм: если уж под него приходится мимикрировать, то значит, он стал в высшей популярен! Но, думаю, путь м. Веры более типичный для личной эволюции православной женщины-феминистки: в определенный момент мы просто обнаруживаем, что важная часть наших взглядов совпадает с феминисткой повесткой, и поэтому понимаем, что мы феминистки.

Ну а самая хорошая новость для меня - в том, что фемизм входит в православный дискурс. Спор о православном феминизме - для меня это лучший подарок к 8 марта!

(Картинка, с разноцветной вышивкой "Start a revolution, plant a garden", украшенной цветочками - из Интернета, может быть объектом авторского права).

07.03.19 18:49

Маргарита Тарайкевич