АКТУАЛЬНЫЯ ТЭМЫ:

Референдум-96 и его последствия

     Мне довелось быть членом первого состава Конституционного суда Республики Беларусь. Этот орган был образован на основании Конституции 1994 года и Закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г. Выборы членов Конституционного суда проводились на заседании парламента страны – Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва. В результате отбора кандидатур были утверждены 9 судей. Учитывая, что кандидатура председателя Конституционного суда предлагалась президентом (который вступил в должность 20 июля 1994 г.), исполняющим обязанности председателя Конституционного суда стал бывший министр юстиции, депутат Верховного Совета и видный партийный работник Валерий Тихиня.

До лета 1995 года Конституционный суд мог в определенной мере выполнять свое предназначение, а именно:  обеспечивать верховенство Конституции и ее непосредственное действие на территории республики. Позднее он столкнулся с жесткой критикой со стороны администрации президента, поскольку стал выносить решения о неконституционности президентских указов. Ситуация ухудшилась в связи с тем, что очередные выборы депутатов Верховного Совета 13-го созыва были сорваны усилиями органов исполнительной власти. В результате прежний состав парламента не мог продолжать свою деятельность из-за противодействия администрации президента, а новый состав парламента не мог приступить к работе из-за неправомочного состава (довыборы в Верховный Совет 13-го созыва прошли  в ноябре 1995 г., и он начал действовать  с 10 января 1996 г. – Авт.). В сентябре 1996 года  А. Лукашенко выступил с инициативой проведения референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию 1994 г., а также предложил для обсуждения ряд других вопросов. По сути, речь шла о перераспределении властных полномочий между органами власти в пользу президента. С трудом сформированный парламент – Верховный Совет 13-го созыва (в составе 196 депутатов из 260 по штату), уступая давлению А. Лукашенко и президентской фракции, назначил республиканский референдум на 24 ноября 1996 г. Однако председатель Верховного Совета Семен Шарецкий как уполномоченный субъект обратился в Конституционный суд с предложением проверить конституционность постановления о назначении референдума. Подготовка этого дела проходила в непростых условиях. В то время среди конституционных судей обозначился раскол на тех, кто стоял на позициях законности, и тех, кто выступал сторонником инициативы А.Лукашенко. Результаты этого противоборства сказались на решении суда. В заключении от 4 ноября 1996 г. Конституционный суд признал, что голосование по вопросу о внесении изменений и дополнений в Конституцию 1994 года может иметь лишь рекомендательный характер. Это означало, что в случае одобрения предложенные поправки в Конституцию 1994 г. нельзя считать законом прямого действия. На основании решения Конституционного суда депутаты Верховного Совета внесли изменения в ранее принятое постановление. Отметка о рекомендательном характере голосования по вопросу о внесении изменений и дополнений в Конституцию была сделана в бюллетене для голосования, что имело важное юридическое значение. А.Лукашенко не согласился с заключением Конституционного суда и «отменил» его своим указом от 7 ноября 1996 г. №459. В этом указе содержалось требование к органам государственного управления, а также к Центризбиркому, проводить по этому вопросу референдум с обязательной юридической силой предлагаемых поправок.

9 ноября 1996 года, т.е. за две недели до дня референдума, началось досрочное голосование по вопросам, вынесенным на референдум. К этому времени еще не были опубликованы окончательные тексты изменений и дополнений в Конституцию. Лишь 12 ноября вышел четырехмиллионным тиражом в газете «Советская Белоруссия» президентский проект новой редакции Конституции. В то же время альтернативный проект Конституции, вынесенный на референдум по инициативе группы депутатов Верховного Совета, был опубликован лишь 21 ноября в третьеразрядной государственной газете («Знамя юности»). В результате избиратели практически не могли с ним ознакомиться. Да и вообще мало кто читал эти многостраничные поправки.

14 ноября 1996 года А.Лукашенко  отстранил от должности председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Виктора Гончара. В качестве мотивировки указывалось:  «в связи с политическими заявлениями и действиями, направленными на срыв референдума (народного голосования) в Республике Беларусь, нарушающими конституционное право граждан на участие в референдуме (народном голосовании) и выходящими за пределы его должностных полномочий». Исполнение обязанностей Председателя Центризбиркома  было возложено на Лидию Ермошину.

Такие действия А.Лукашенко представляли собой грубое нарушение Конституции и законов Республики Беларусь, поскольку должность председателя Центризбиркома являлась избираемой и освободить от нее вправе был лишь Верховный Совет Республики Беларусь (п.6 ст.83 Конституции).

В. Гончар отказался подчиниться президентскому указу. Тогда сотрудники службы безопасности А.Лукашенко силой выпроводили В.Гончара из его рабочего кабинета. Здание Центризбиркома было заблокировано вооруженными людьми. В «осадном положении» Центризбирком находился вплоть до подведения итогов референдума.

26 ноября 1996 года новая редакция Конституции была введена в действие. В этот же день был незаконно распущен Верховный Совет 13-го созыва, проработавший всего 10 месяцев. Из его состава были отобраны 110 депутатов, которые на основании президентского указа были «зачислены» в состав новоявленной Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Позднее под давлением администрации президента вынужден был самораспуститься первый состав Конституционного суда. Шесть судей подали заявления об отставке. Я отказался писать заявление и был освобожден от должности с формулировкой «в связи с окончанием полномочий судьи».

С учетом изложенной информации можно утверждать, что действующая ныне редакция Конституции не является законной. Это означает, что в качестве правовой основы будущей государственной власти должны выступать Конституция 1994 года и принятые в соответствии с ней законы.



23.11.20 18:24

Михаил Пастухов