АКТУАЛЬНЫЯ ТЭМЫ:

МАНИФЕСТ ЛЕВЫХ ПАРТИЙ 18.02.2021

7 февраля в преддверии Всебелорусского народного собрания прошел II Форум левых демократических партий под лозунгом «За роўнасць і сацыяльную справедлівасць”.
На мероприятие прибыли свыше 150 делегатов от Белорусской социал-демократической партии (Грамада), Белорусской партии «Справедливый свет», Белорусской партии «Зеленые» и Свободного профсоюза металлистов.
Что предлагается в манифестах?
По итогам Форума были приняты два манифеста: политический и социальный. В первом представители партий высказались за безотлагательное освобождение всех политзаключенных, прекращение насилия, произвола, а также за создание специальной комиссии по расследованию фактов убийств, насилия, пыток и других нарушений прав человека в ходе мирных протестов после президентских выборов. Участники Форума высказались за скорейшее проведение выборов при новом составе Центризбиркома и под контролем международных экспертов. В качестве завершающего акта политических преобразований предлагается конституционная реформа. По ее результатам Беларусь должна перейти в парламентской республике, в которой будет четкое разделение властей, ограничение президентских полномочий, переход к смешанной избирательной системе. Предлагается отменить смертную казнь и ввести должность уполномоченного по правам человека. В социальном манифесте предлагается осуществить комплексные меры, направленные на повышение уровня жизни населения страны. Для этого минимальную зарплату следует установить на уровне потребительского бюджета для трудоспособного населения (с 1 февраля  - 541 рубль), а среднюю зарплату повысить до четырех размеров МПБ. Что касается пенсионеров, то средний размер пенсий предлагается поднять до 50% от средней зарплаты по республике, то есть как минимум до 700 рублей. Форум рекомендовал властям перейти к почасовой форме оплаты на предприятиях промышленности, отменить контрактную форму трудовых контрактов и установить 35-часовую рабочую неделю, что стало нормой в странах  Европы.
Почему партии “левые”?
Деление партий на правые и левые возникло во Франции, еще во время первых Национальных собраний. Для удобства голосования и объединения политических сил представители партий располагались в парламенте по разным сторонам от президиума. В настоящее время такое деление имеет во многом условный характер. Тем не менее, выделяются определенные критерии дифференциации. Так, считается, что “левые” партии разделяют следующие ценности: свобода, равенство, братство, законность, реформирование, прогресс. “Правые” партии отдают предпочтение таким приоритетеам, как: национализм, консерватизм, порядок, подчинение. С учетом мировой практики к “левым” партиям относят: социалистов разных направлений, коммунистов, прогрессистов, “зеленых”, анархистов, а к “правым” – консерваторов, национал-демократов, монархистов. Кроме “левых” и “правых” партий, выделяют прослойку центристов или умеренных. Для примера можно отметить, что в США демократическая партия относится к “левой” партии, а республиканцы – к “правой”, в Великобритании лейбристы расцениваются как “левые”, а консерваторы – как “правые”.
Зачем понадобились манифесты?
В период политической турбулентности, которая возникла в Беларуси, необходимо определить пути развития страны и мобилизовать своих сторонников на достижение поставленных целей. Три политических партии и свободный профсоюз металлистов нашли общее в своих взглядах на развитие общества и определили программы в политической и экономической деятельности. Этой платформы они могут придерживаться при проведении выборов, других республиканских и местных мероприятий. К ним могут присоединиться другие партии и общественные объединения, разделяющие их установки. Еще один позитив в общей программе действий – влияние на общество, выдвижение лидеров и активистов, знание, как действовать в ближайшей перспективе.
Какой будет результат?
Пока принятые Манифесты – лишь повод для обсуждения и проведения разъяснительной работы. Дальше – период совместных действий и реализации планов. Оценивая изложенные в Манифестах предложения, скажу, что это – правильный путь. Он приведет нас к лучшей жизни, избавит от гражданского противостояния, от творимого произвола, постоянного обмана и фальсификаций. Мы сможем наконец-то построить демократическое социальное правовое государство, высокоразвитое общество, создать благополучную и спокойную жизнь для наших граждан. С тем, чтобы убедиться в реальности наших планов, ознакомьтесь с текстом хотя бы одного из Манифестов. Если понравится – напишите. Можем разместить и другой манифест, а если понадобится, то напишем и третий.


* * *


ПОЛИТИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ

Дэлегаты ІІ Форума левых дэмакратычных сіл Беларусі “За роўнасць і сацыяльную справядлівасць” лічаць, што пасля прэзідэнцкіх выбараў 2020 г. Беларусь увайшла ў зацяжны палітычны крызіс. Перадумовы палітычнага крызісу накапліваліся цягам апошніх 26 гадоў праз адсутнасць свабодных і справядлівых выбараў, эканамічны крызіс, недахоп сацыяльнай падтрымкі, а таксама ігнараванне патрэбаў і праблем звычайных грамадзян. Неўключэнне апазіцыі ў склад выбарчых камісій, нядопуск незалежных назіральнікаў да выбарчых участкаў, нерэгістрацыя апазіцыйных кандыдатаў у прэзідэнты, а таксама фальсіфікацыя вынікаў галасавання 9 жніўня 2020 г. сталі вынікам тых падзей, якія ўскалыхнулі грамадства. Дэлегаты ІІ Форума левых дэмакратычных сіл Беларусі “За роўнасць і сацыяльную справядлівасць” лічаць, што палітычны крызіс павінен быць неадкладна вырашаны. Дзеля гэтага неабходна палітычная воля ўлады на перамовы са сваімі апанентамі, а не на эскалацыю канфлікту. Умовай для пачатку перамоваў з’яўляецца вызваленне ўсіх затрыманых грамадзян, якія прызнаны праваабарончымі арганізацыямі палітвязнямі, спыненне гвалту ў дачыненні да ўдзельнікаў мірных акцый пратэсту, а таксама стварэнне камісіі з удзелам прадстаўнікоў праваабарончых арганізацый па расследванні ўсіх фактаў забойстваў, ужывання гвалту, катаванняў, а таксама перавышэння сваіх службовых паўнамоцтваў з боку чыноўнікаў і праваахоўнікаў. Дэлегаты ІІ Форума левых дэмакратычных сіл Беларусі “За роўнасць і сацыяльную справядлівасць” упэўнены, што другім крокам па стабілізацыі палітычнай сітуацыі ў Беларусі з’яўляецца правядзенне новых свабодных і справядлівых выбараў усіх узроўняў пры пасрэдніцтве АБСЕ з абавязковым уключэннем у склад выбарчых камісій прадстаўнікоў апазіцыйных партый і кандыдатаў, а таксама са змяненнем правапрымяняльнай практыкі правядзення падліку вынікаў галасавання з агучваннем вынікаў галасавання ўголас і дэманстрацыяй назіральнікам і ўсім членам выбарчых камісій бюлетэняў для галасавання. Дэлегаты ІІ Форума левых дэмакратычных сіл Беларусі “За роўнасць і сацыяльную справядлівасць” падкрэсліваюць, што трэцім крокам па стабілізацыі палітычнага крызіса з’яўляецца правядзенне Канстытуцыйнай рэформы, а таксама перагляд новым складам парламента законаў, якія абмяжоўваюць правы і свабоды грамадзян. Сярод асноўных зменаў у Канстытуцыю павінны быць прыняты канцэпцыя парламенцкай рэспублікі, аднапалатны парламент, рэальнае размежаванне заканадаўчай, выканаўчай і судовай галін улады, павышэнне ролі мясцовага самакіравання і выкарыстанне прямой дэмакратыі, пераразмеркаванне паўнамоцтваў Прэзідэнта паміж Урадам і Парламентам, абмежаванне прэзідэнцкіх паўнамоцтваў двума тэрмінамі, выбары кіраўнікоў гарадоў і абласцей, а таксама выбары суддзяў, выбары дэпутатаў па мажарытарна-прапарцыйнай сістэме, прадастаўленне парламенту выключнай функцыі на права пряняцця законаў, увядзенне пасады ўпаўнаважанага па правах чалавека і адмена смяротнага пакарання.

………….

Как меня увольняли с должности судьи 24.01.2021

Рассказ в трех частях
Давно это было. После «победы» на референдуме 1996 г. и введения новой редакции Конституции А.Лукашенко менял систему власти и ее служителей. Верховный Совет 13-го созыва, с трудом сформированный и проработавший всего 10 месяцев, был распущен. Вместо него из числа 110 депутатов была образована Палата представителей, а позднее и палата территориального представительства – Совет Республики. Изменился состав Правительства, которое стало назначаться единолично А.Лукашенко.
В начале января 1997 г. были назначены президентскими указами председатели Верховного суда, Высшего хозяйственного суда и Конституционного суда (Валентин Сукало, Виктор Каменков, Григорий Василевич).
К этому времени Конституционный суд, по сути, прекратил свое существование. Шесть судей (В.Тихиня, В.Фадеев, Н.Середа, С.Тишкевич, А.Вашкевич, М.Чудаков) написали на имя нового-старого президента заявления об отставке и получили «вольную» с выплатой шестимесячного оклада. Я отказался писать такое прошение, поскольку считал незаконной новую редакцию Конституции, как и власть А.Лукашенко.
Часть 1. Без законных оснований
Ждать долго не пришлось. 24 января 1997 г. мне вручили президентский указ №106 и попросили освободить кабинет. В трудовой книжке сделали запись в соответствии с формулировкой указа «…в связи с окончанием срока полномочий судьи». При этом были проигнорированы многие нормы Конституции и Закона «О Конституционном суде Республики Беларусь».
Так, судьи КС избирались на 11 лет Верховным Советом (парламентом) и им гарантировалась неприкосновенность и несменяемость на протяжении этого срока. В Законе (ст.18) прописывались все случаи досрочного прекращения полномочий судьи (среди них освобождение от должности президентским указом не указывалось).
Согласно ст.25 Закона, после окончания полномочий судьи КС ему должна была предоставлена прежняя работа, а при невозможности ее предоставления – равноценная ей. Порядок трудоустройства судьи КС определялся лично президентом.
Однако никакой заботы о моей дальнейшей судьбе не было проявлено. Даже начисленную зарплату мне не выдали, не говоря о помощи с трудоустройством. Между тем, до Конституционного суда я находился на военной службе и имел воинское звание «подполковник», а как судья КС получил первый класс госслужащего. Все это пошло «коту под хвост». Пришлось устроиться преподавателем в частный ВУЗ.
Часть 2. Борьба за свои права
Для начала я обратился с иском о восстановлении на работе в суд Ленинского района г.Минска по месту нахождения администрации президента. Однако мое заявление отказались принимать к рассмотрению, мотивируя это тем, что трудовые споры работников, избранных на должности Верховным Советом Республики Беларусь, рассматриваются «…в порядке, установленном законодательными актами» В Законе о Конституционном суде такой порядок не был определен.
Мое обращение с жалобой в Мингорсуд успехом не увенчалось. В Верховном суде жалобу в порядке надзора также оставили без рассмотрения, сказав по секрету, что жалобы на действия президента никто из судей не будет рассматривать.
После судебной эпопеи мне не оставалось ничего иного, как обратиться в Комитет ООН по правам человека в Женеве в связи с отказом в правосудии. Там обращение приняли к рассмотрению, и началось длительное ожидание в разрешении спора. По международной процедуре свое отношение к обращению должно высказать национальное правительство. В моем случае эта «бодяга» растянулась на несколько лет, так как вносились поправки в Трудовой кодекс и, вроде бы, всем разрешили обращаться в суд для восстановления в трудовых правах. Мне пришлось отписываться и убеждать КПЧ, что в условиях Беларуси это нереально и прошло много времени с момента увольнения.
В итоге 5 августа 2003 г. мое обращение было рассмотрено под номером 814/1998. Комитет признал, что белорусские власти нарушили мое право на доступ к правосудию (отказ в рассмотрении иска), а также лишили меня возможности осуществлять полномочия судьи в период срока избрания. Белорусским властям предлагалось восстановить меня в правах и выплатить соответствующую компенсацию.
Однако ничего такого не произошло. Позднее я узнал, что ни одно из решений КПЧ в Беларуси не было исполнено.
Часть 3. В «черном списке»
Вместо исполнения решения КПЧ белорусские власти предпочли включить меня в так называемый «черный список». В этом мне не раз пришлось убедиться. Например, когда отказывались печатать мои статьи в государственных изданиях, не приглашали на разные официальные мероприятия, не включали в Советы по защите диссертаций. Об этом мне не раз говорили бывшие сослуживцы.
В результате сделать карьеру мне не удалось, хотя начало взлета (в 1994 г.) было крутым. На пенсию я вышел на общих основаниях в должности профессора частного вуза. Однако планы на будущее остаются. Хотелось бы осуществить свою мечту – провести в стране судебно-правовую реформу и создать новую систему судов и правоохранительных органов с новым кадровым составом и при новом законодательстве.

Дело Автуховича и ets. 30.12.2020

Последней сенсацией года стало задержание «группы Автуховича». По этому поводу высказался А.Лукашенко во время посещение детской инфекционной  больницы в Минске: «…мы их все каналы вскрыли. Они везли тоннами оружие через Украину». Впервые после взрыва в Минском метро 11 апреля 2011 г. было возбуждено уголовное дело по ст.289 УК («Акт терроризма»). Расследованием занимается Управление КГБ по Гродненской области. В качестве подозреваемых по делу проходят сам Автухович, местный священник Сергей Резанович, его жена, их сын Павел и еще несколько человек. Все они находятся под стражей. Ранее (в 2009 г.) Николай Автухович обвинялся сначала в поджоге чужого имущества, а затем – в подготовке теракта против главы Гродненского облисполкома и заместителя министра по налогам и сборам. Однако в результате судебного разбирательства Н.Автуховича осудили лишь за незаконное хранение пяти патронов к охотничьей винтовке. Получилось так, что за каждый патрон ему дали по году лишения свободы. Как отмечает в своем телеграм-канале известный политический обозреватель Валерий Карбалевич, «…такое ощущение, что история повторяется во второй раз. Но не в форме фарса, а в форме трагедии». Я разделяю это предположение и считаю, что по факту поджога машины, принадлежавшей милиционеру, нельзя сделать вывод о подготовке теракта, а с «тоннами оружия» надо разбираться отдельно. Как стало известно, украинская сторона отрицает возможность провоза в Беларусь такого количества оружия. Так что, законность обвинения в отношении Н.Автуховича и «группы его поддержки» вызывает большие сомнения, и вовсе нельзя исключить, что «тонны оружия» окажутся кем-то подброшенными и вышедшими из употребления. А Николая жалко. Судя по всему, его жестоко избили при задержании и теперь держат на жестком режиме. Остается надеяться, что он, как воин-афганец и бывалый зэк, выдержит эти испытания и дождется торжества законности и справедливости.

Как назвать творимый в стране произвол? 16.12.2020

В Интернете приводится много оценок действий нынешней власти. Все они, в основном, негативные и связаны с уголовно-правовой оценкой содеянного. На этом фоне мое внимание привлекло мнение бывшего адвоката, а сейчас – члена Народного антикризисного управления штаба Михаила Кирилюка о путях разрешения правового дефолта (https://belarus-nau.org/tpost/surufzokl1-kirilyuk-o-reshenii-pravovogo-defolta?fbclid=IwAR3O-sJB6oKHyMJYc2HBcDHY3cBTUJ58joqWJeXa0G_M7xfrQ8_3WiW8z4Q).
Мне как юристу не нравится словосочетание «правовой дефолт». Термин «дефолт» (с анг. - default) используется обычно в случаях невозможности выплаты кредита по причине неплатежеспособности клиента. В то же время М.Кирилюк пытается использовать этот термин в ином ракурсе, а именно: «…когда правовые институты вместо применения права обслуживают удержание власти».
Следует признать, что право, как и его отдельные институты, является формой выражения воли действующей власти. При этом нормы права могут применяться хорошо или плохо, эффективно или неэффективно. Они могут даже бездействовать. Во всех случаях право служит власти, поскольку реализуется через правоохранительные органы (органы внутренних дел, органы следствия, прокуратуру, спецслужбы, суды). Однако называть обслуживающую функцию права дефолтом, на мой взгляд, некорректно.
На мой взгляд, более подходящей оценкой того, что делают представители нынешних правоохранительных органов являются такие слова, как: «поток преступлений», «масштабные преступления», «преступления против человечества». За этими словами находится длинный перечень составов преступлений, как должностных, так и против личности. Среди них: «преступления против безопасности человечества» (ст.128); «разжигание расовой, национальной или религиозной вражды и розни» (ст.130); «создание преступной организации либо участие в ней» (ст.285); «бандитизм» (ст.286), «создание незаконного вооруженного формирования» (ст.287); «принуждение лица к участию в преступной организации» (ст.288); «терроризм» (ст.289); «угроза совершением акта терроризма» (ст.290); «финансирование террористической деятельности» (ст.290-1); «захват заложника» (ст.291).
Что касается выхода из сложившейся ситуации, то опять же могут быть разные варианты. Один из наиболее распространенных – принятие новой Конституции или внесение поправок в действующую Конституцию. По мнению М.Кирилюка, такой вариант не решает главной проблемы, а именно: не дает гарантий проведения свободных и честных выборов, поскольку остается прежняя система власти и прежнее избирательное законодательство.
В этой связи предлагаю вернуться к Конституции 1994 года. Тогда нынешние органы власти уйдут «со сцены». При этом следует начинать с выборов парламента, каковым является Верховный Совет Республики Беларусь. А с выборами президента можно подождать, пока юристы разгребут все завалы, собравшиеся за время «президентства» и дадут им надлежащую правовую оценку.

ВСПОМНИМ О СВОИХ ПРАВАХ 09.12.2020

10 декабря во всех государствах-членах ООН отмечается Международный день прав человека. В этот день в 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Этот международный документ был провозглашен в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства «…с тем, чтобы каждый человек и каждый орган власти, постоянно, имея  в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод…». В статье 1 Декларации отмечается, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Статья 2 устанавливает, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией. В статье 3 говорится, что каждый человек имеет право на жизнь и на личную неприкосновенность. В Декларации прав человека всего 30 статей. В них закрепляется минимальный набор прав и свобод, которыми должны обладать все люди на нашей планете. При этом государства (органы власти) обязуются соблюдать и обеспечивать эти права. В противном случае люди могут прибегнуть «…в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетению». Положения Декларации получили развитие в Международных пактах о правах человека, принятых ГА ООН в 1966 г. Они стали носить для государств обязательный характер. Государства призывались делать периодические отчеты о прогрессе в области прав человека. Граждане могли обращаться за защитой своих прав в Комитет ООН по правам человека в Женеве. К сожалению, Беларусь в этом деле «преуспела»: в КПЧ потоком идут обращения от обиженных граждан, а белорусские власти заявляют, что решения КПЧ не имеют обязательного значения. После президентских выборов в декабре 2010 г. ГА ООН назначила специального докладчика по ситуации с правами человека в Беларуси из-за фактов грубого и массового нарушения прав человека. Между тем, белорусские власти не хотят сотрудничать с этим докладчиком. И вот мы дожили до шестых выборов белорусского правителя. После их проведения ситуация с правами человека стала катастрофической. По данным белорусских правозащитников, на конец ноября подверглись административным санкциям более 30 тысяч участников протестов. Из них свыше трех тысяч человек обратились в следственные органы по фактам применения насилия со стороны сотрудников силовых структур. Однако по этим заявлениям не было возбуждено ни одного уголовного дела. Конца репрессиям не видно. Наоборот, они становятся все жестче и страшнее. Силовики отбросили правила законности, применяя самые брутальные меры воздействия к участникам акций протестов. В то же время свет в конце туннеля зажжен, и он становится все ярче. Мы знаем, что скоро темнота уйдет с белорусского небосклона и придет Свет, Свобода и Счастье. Залогом этого являются права и свободы, которые дарованы нам Творцом от рождения. Они – наше главное богатство в земной жизни. Мы должны о них знать и бороться за их полное использование. Давайте осознаем, что мы – свободные и достойные люди. В своей стране мы – хозяева и можем жить гораздо лучше, чем сейчас. Беларусь – наш общий дом, и мы  – его полноправные жильцы. Пользуясь случаем, поздравляю всех  граждан страны с Днем прав человека. Знайте свои права и будьте достойны всех благ и должностей, если они вам интересны! Отдельно поздравляю членов правозащитного центра «Весна» с вручением престижной международной премии «Right Libelihood Award» (с анг. – «За достойный образ жизни»). Эта премия признается как альтернативная нобелевская премия в борьбе за мир. 8 декабря стало известно о награждении премией Форума гражданского общества Восточного партнерства ЕС журналистов белорусского портала TUT.BY. Поздравляю! Уверен, что будущее за пробудившимися гражданами, которые хотят построить свободную и демократическую Беларусь. Жыве Беларусь!

Референдум-96 и его последствия 23.11.2020

     Мне довелось быть членом первого состава Конституционного суда Республики Беларусь. Этот орган был образован на основании Конституции 1994 года и Закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г. Выборы членов Конституционного суда проводились на заседании парламента страны – Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва. В результате отбора кандидатур были утверждены 9 судей. Учитывая, что кандидатура председателя Конституционного суда предлагалась президентом (который вступил в должность 20 июля 1994 г.), исполняющим обязанности председателя Конституционного суда стал бывший министр юстиции, депутат Верховного Совета и видный партийный работник Валерий Тихиня.

До лета 1995 года Конституционный суд мог в определенной мере выполнять свое предназначение, а именно:  обеспечивать верховенство Конституции и ее непосредственное действие на территории республики. Позднее он столкнулся с жесткой критикой со стороны администрации президента, поскольку стал выносить решения о неконституционности президентских указов. Ситуация ухудшилась в связи с тем, что очередные выборы депутатов Верховного Совета 13-го созыва были сорваны усилиями органов исполнительной власти. В результате прежний состав парламента не мог продолжать свою деятельность из-за противодействия администрации президента, а новый состав парламента не мог приступить к работе из-за неправомочного состава (довыборы в Верховный Совет 13-го созыва прошли  в ноябре 1995 г., и он начал действовать  с 10 января 1996 г. – Авт.). В сентябре 1996 года  А. Лукашенко выступил с инициативой проведения референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию 1994 г., а также предложил для обсуждения ряд других вопросов. По сути, речь шла о перераспределении властных полномочий между органами власти в пользу президента. С трудом сформированный парламент – Верховный Совет 13-го созыва (в составе 196 депутатов из 260 по штату), уступая давлению А. Лукашенко и президентской фракции, назначил республиканский референдум на 24 ноября 1996 г. Однако председатель Верховного Совета Семен Шарецкий как уполномоченный субъект обратился в Конституционный суд с предложением проверить конституционность постановления о назначении референдума. Подготовка этого дела проходила в непростых условиях. В то время среди конституционных судей обозначился раскол на тех, кто стоял на позициях законности, и тех, кто выступал сторонником инициативы А.Лукашенко. Результаты этого противоборства сказались на решении суда. В заключении от 4 ноября 1996 г. Конституционный суд признал, что голосование по вопросу о внесении изменений и дополнений в Конституцию 1994 года может иметь лишь рекомендательный характер. Это означало, что в случае одобрения предложенные поправки в Конституцию 1994 г. нельзя считать законом прямого действия. На основании решения Конституционного суда депутаты Верховного Совета внесли изменения в ранее принятое постановление. Отметка о рекомендательном характере голосования по вопросу о внесении изменений и дополнений в Конституцию была сделана в бюллетене для голосования, что имело важное юридическое значение. А.Лукашенко не согласился с заключением Конституционного суда и «отменил» его своим указом от 7 ноября 1996 г. №459. В этом указе содержалось требование к органам государственного управления, а также к Центризбиркому, проводить по этому вопросу референдум с обязательной юридической силой предлагаемых поправок.

9 ноября 1996 года, т.е. за две недели до дня референдума, началось досрочное голосование по вопросам, вынесенным на референдум. К этому времени еще не были опубликованы окончательные тексты изменений и дополнений в Конституцию. Лишь 12 ноября вышел четырехмиллионным тиражом в газете «Советская Белоруссия» президентский проект новой редакции Конституции. В то же время альтернативный проект Конституции, вынесенный на референдум по инициативе группы депутатов Верховного Совета, был опубликован лишь 21 ноября в третьеразрядной государственной газете («Знамя юности»). В результате избиратели практически не могли с ним ознакомиться. Да и вообще мало кто читал эти многостраничные поправки.

14 ноября 1996 года А.Лукашенко  отстранил от должности председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Виктора Гончара. В качестве мотивировки указывалось:  «в связи с политическими заявлениями и действиями, направленными на срыв референдума (народного голосования) в Республике Беларусь, нарушающими конституционное право граждан на участие в референдуме (народном голосовании) и выходящими за пределы его должностных полномочий». Исполнение обязанностей Председателя Центризбиркома  было возложено на Лидию Ермошину.

Такие действия А.Лукашенко представляли собой грубое нарушение Конституции и законов Республики Беларусь, поскольку должность председателя Центризбиркома являлась избираемой и освободить от нее вправе был лишь Верховный Совет Республики Беларусь (п.6 ст.83 Конституции).

В. Гончар отказался подчиниться президентскому указу. Тогда сотрудники службы безопасности А.Лукашенко силой выпроводили В.Гончара из его рабочего кабинета. Здание Центризбиркома было заблокировано вооруженными людьми. В «осадном положении» Центризбирком находился вплоть до подведения итогов референдума.

26 ноября 1996 года новая редакция Конституции была введена в действие. В этот же день был незаконно распущен Верховный Совет 13-го созыва, проработавший всего 10 месяцев. Из его состава были отобраны 110 депутатов, которые на основании президентского указа были «зачислены» в состав новоявленной Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Позднее под давлением администрации президента вынужден был самораспуститься первый состав Конституционного суда. Шесть судей подали заявления об отставке. Я отказался писать заявление и был освобожден от должности с формулировкой «в связи с окончанием полномочий судьи».

С учетом изложенной информации можно утверждать, что действующая ныне редакция Конституции не является законной. Это означает, что в качестве правовой основы будущей государственной власти должны выступать Конституция 1994 года и принятые в соответствии с ней законы.



Что нас ждет 6 ноября? 03.11.2020

Пятый срок «президентства» А.Лукашенко должен завершиться 6 ноября 2020 г. Если исходить из того, что предыдущую присягу он принес 6 ноября 2015 г.
Это – формальный подход к решению вопроса об окончании полномочий А.Лукашенко. При условии, если исходить из действующей редакции Конституции и допустить возможность замещения должности президента пять раз подряд.
На самом деле, по строгим юридическим меркам, полномочия А.Лукашенко окончились после того, когда он в нарушение Конституции 1994 г. и решения Конституционного суда от 4 ноября 1996 г. ввел в действие новую редакцию Конституции.
Следует также учитывать, что в октябре 2004 г. был проведен республиканский референдум по вопросу о праве «первого Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко» участвовать в очередных выборах.
Однако фактом остается то, что выборы 2020 г. не были свободными, открытыми и честными. Поэтому их результатам верить нельзя. В нарушение статьи 81 Избирательного кодекса повторные выборы не были назначены. Значит, очередной срок президентской каденции закончился.
Согласно статьи 89 действующей Конституции, в случае вакансии должности президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия переходят к премьер-министру. Таковым сегодня является Роман Головченко.
Тем самым, в ближайшие дни предстоит решить вопрос о легитимности верховной власти в Республике Беларусь. В этом заинтересован не только белорусский народ как источник государственной власти, но и Запад и Россия. Скорее всего, выход нужно искать в переговорном процессе между представителями власти (при уходе А.Лукашенко с должности главы государства) и объединенной оппозицией. Гарантами в этом процессе может выступить «нормандская четверка» (США, Россия, Франция, Германия).

В МИНСКЕ БЫЛА ВОЙНА 26.10.2020

25 октября в Минске прошла одна из самых массовых акций протеста. Когда люди уже расходились, в районе улиц Орловской и Нововиленской, на них напали «силовики». Они стреляли резиновыми пулями и бросали светошумовые гранаты. Имеются потерпевшие.


Как это можно расценить с правовой точки зрения?


На мой взгляд, после выборов группа власти де-факто ввела в стране военное положение и объявила войну своему народу. Против мирных граждан слуги «режима» применяют оружие, насилие, пытки. Это есть не что иное как ведение агрессивной войны, что квалифицируется по ст.122 УК. Санкции по ней – до 25 лет, пожизненное заключение, смертная казнь плюс конфискация имущества.


Если такая квалификация кому-то покажется чрезмерной, то можно говорить о наличии признаков статьи 127 УК («Геноцид»). Это – действия, совершаемые с целью планомерного уничтожения полностью или частично какой-либо группы (…) путем убийства или причинения тяжких телесных повреждений (…). Санкции тоже немалые – от 10 до 25 лет, пожизненное заключение, смертная казнь плюс конфискация имущества.


В отношении действий силовиков можно также говорить о применении статьи 128 УК («Преступления против безопасности человечества»). Речь идет, в частности, о незаконном содержании в заключении, массовом или систематическом осуществлении казней без суда, похищении людей, за которым следует их исчезновение, о пытках или актах жестокости, совершаемых по любым мотивам (в том числе политическим).


С позиции уголовного законодательства к ответственности за злодеяния должны также привлекаться лица, содействующие преступным действиям.


Так что, мы вступили в период гражданской войны. Она должна завершиться победой народа. Тогда преступления «темных» получат оценку со стороны правосудия.

ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ 21.10.2020


С юридической точки зрения, сложившаяся в стране ситуация подлежит разрешению следующим образом.
Во-первых, прошедшие выборы следует признать незаконными и несостоявшимися.
Во-вторых, между представителями враждующих сторон должны начаться переговоры о путях выхода из ситуации.
В-третьих, гарантами переговорного процесса могут выступить влиятельные государства («нормандская четверка»: Германия, Франция, Россия, США).
В-четвертых, переговоры желательно проводить под эгидой ОБСЕ на нейтральной площадке.
В-пятых, необходимо прекратить насилие и репрессии в отношении активистов оппозиции и мирных граждан.
В-шестых, под эгидой ОБСЕ создать международную комиссию по расследованию фактов злодеяний силовиков, совершенных после 9 августа.
В-седьмых, определить основания и формат будущих выборов.

"Конституционная реформа" или Конституция 1994 г.? 10.10.2020

В настоящий период возможны два основных варианта конституционного развития страны: 1) проведение «конституционной реформы» на основе действующей редакции Конституции и 2) возврат к первоначальной редакции Конституции 1994 г. Первый вариант предлагается путем подготовки выверенных поправок в текст Конституции  образца 1996 г. Возможно, для этих целей будет созвано Всебелорусское собрание, которое не уполномочено принимать поправки в Конституцию и законы. Второй вариант исходит из посылки, что референдумы 1995, 1996 и 2004 гг. носили неконституционный (незаконный) характер и их результаты не имеют юридического значения. Значит, у нас есть одна законная Конституция – это Конституция 1994 г. Правовой основой для возврата Конституции 1994 г. является статья 3 Конституции о том, что народ может осуществлять власть не только через своих представителей, но и непосредственно. В частности, он может созвать представительный форум (Всебелорусский съезд, Учредительное собрание) и решить на нем любые вопросы государственной жизни. Среди таких вопросов могут быть: о восстановлении Конституции 1994 г.; об утверждении программы развития белорусского государства; об утверждении временных органов власти; о назначении выборов в Верховный Совет Республики Беларусь; о создании Белорусского народного трибунала как специального суда над нарушителями прав народа и граждан после событий 9-го августа. Правда, собрать широкий форум  можно будет лишь тогда, когда рухнет действующая система власти и народ почувствует себя победителем. Переход к Конституции 1994 г. через проведение референдума, как предлагает В.Бабарико, представляется обременительным и неоправданным с юридической точки зрения. Конституция 1994 г. может быть «запущена в действие» без референдума, по инициативе любой политической силы. Считаю также неоправданным вариант с принятием так называемой «малой Конституции», которая была утверждена на Конгрессе демократических сил Беларуси 26 мая 2007 г. Это была абстрактная конституция, подготовленная для кандидата от демократических сил на выборах 2006 г. Она не имела законной и легитимной основы и отражала позицию ее разработчиков (подробнее об этом см.: Почему я против принятия «малой Конституции»? // https://naviny.media/article/20190721/1563717206-mihail-pastuhov-de-yure-pochemu-ya-protiv-prinyatiya-maloy-konstitucii). Критической оценки заслуживает предложение о проведении в нынешних условиях новых президентских выборов. Это связано с тем, что такие выборы придется проводить по действующей Конституции и избирательному законодательству, возможно, при том же составе избирательных комиссий. Такие выборы назначает нелегитимная и несамостоятельная Палата представителей. С большой вероятностью, президентские выборы будут отложены до проведения конституционной реформы. Главное: для восстановления в стране законности и демократии необходимо добиваться возврата Конституции 1994 года и действующего в тот период законодательства. Это позволит возродить легитимную систему органов государственной власти. После восстановления действия Конституции 1994 г. могут быть назначены выборы в легитимный парламент, каковым является Верховный Совет Республики Беларусь. Выборы может назначить Всебелорусский съезд (Учредительное собрание или другой представительный форум белорусского народа. Например, это может быть полномочное собрание депутатов Верховного Совета 13-го созыва). После выборов нового парламента будут сформированы остальные органы власти, в том числе Правительство, Национальный банк, суды, прокуратура. Среди прочих можно обсудить вопрос о статусе президента. На мой взгляд, эту должность можно упразднить как излишнюю, обременительную и приведшую страну к тяжелым последствиям. Верховный Совет может в установленном порядке внести необходимые поправки в Конституцию 1994 г., в том числе назначить референдум по наиболее важным вопросам. После победы демократических сил С.Тихановская может вернуться в страну как триумфатор. Она может участвовать в работе представительных форумов, претендовать на занятие высших должностей в новой системе органов власти, в том числе баллотироваться в депутаты Верховного Совета Республики Беларусь 14-го созыва. Герои Беларуси получат награды, пострадавшие от незаконных действий – компенсации, виновные в злодеяниях против народа и граждан – справедливое наказание.
чытаць іншыя навіны