АКТУАЛЬНЫЯ ТЭМЫ:

ПАМЯТИ ДИМЫ ЗАВАДСКОГО 06.07.2020

Он ушел из жизни в 27 лет. 7 июля 2020 г. он ехал на своем автомобиле в национальный аэропорт для встречи со своим другом Павлом Шереметом. Судя по всему, так и не доехал, хотя его автомобиль был обнаружен на стоянке в аэропорту. Кто-то следил за ним, за его домом. Об этом рассказала жена Светлана. Кто-то был заинтересован узнать, что вез Дмитрий в машине для передачи Шеремету. Можно предположить, что это были видеоматериалы, представляющие интерес для фильма Шеремета «Дикая охота» о похищении политиков в Беларуси. Я знал Дмитрия. Мы с ним познакомились на суде в Ошмянах, где его и Шеремета судили за якобы переход границы по время съемок сюжета про контрабанду. Я тогда был общественным представителем Шеремета от Белорусской ассоциации журналистов. Простой, хороший парень с приятной улыбкой. Прошло 20 лет. Преступление так и не было раскрыто, несмотря на осуждение группы лиц (Игнатовича, Малика и Гуза). Тело Дмитрия так и не было найдено, что свидетельствует об «идеальном убийстве». Когда-то мы узнаем правду о смерти Дмитрия, как и правдивую информацию о заказчиках и исполнителям убийства Павла Шеремета. В тяжелом состоянии находится сейчас мама Дмитрия - Ольга Григорьевна. Из-за болезней она прикована к инвалидному креслу. Ждут правды жена Светлана и сын Юрий. Выражаю им соболезнование по прошествии времени. Поддерживаю инициативу БАЖ, членом которого был Дмитрий Завадский, почтить память о нем минутой молчания 7 июля в 12 часов. Вечная память!

10 плюсов возврата Конституции-94 01.07.2020


Как судья Конституционного суда, сохранивший верность Присяге и Конституции, утверждаю, что возвращение Конституции 1994 года на правовой пьедестал дает множество преимуществ для развития страны.


Во-первых, обеспечивается преемственность конституционного развития и признается незаконность всех действий, посягающих на основы конституционного строя.


Во-вторых, появляется возможность сформировать легитимные органы власти, в том числе однопалатный парламент — Верховный Совет Республики Беларусь, самостоятельное правительство — Кабинет министров, независимые суды — Конституционный суд, Верховный суд, Высший хозяйственный суд и др.


В-третьих, создаются предпосылки для проведения свободных и честных выборов в парламент и местные представительные органы.


В-четвертых, будет восстановлено прежнее законодательство и будут отменены правовые акты, изданные органами власти после референдума 1996 года.


В-пятых, новый парламент может внести в установленном порядке изменения и дополнения в Конституцию, изменить избирательное законодательство, учредить должность уполномоченного по правам человека.


В-шестых, при необходимости можно провести референдум, на котором выявить мнение народа по назревшим вопросам государственной жизни, в том числе определить приоритеты внутренней и внешней политики страны.


В-седьмых, можно осуществить реформы во всех сферах жизни, начиная с экономики и кончая культурой. Появится много новых законов и программ.


В-восьмых, будет проведена ротация кадров, возможно, пройдут суды над лицами, совершившими преступления в период диктатуры, будут пересмотрены многие уголовные дела и дела об административных правонарушениях.


В-девятых, изменятся приоритеты во внешней политике страны. Возможно, будет поставлен вопрос о пересмотре ранее заключенных международных договоров. Беларусь станет членом Совета Европы, сохраняя свой нейтральный статус.


В-десятых, можно отменить должность президента, возложив его функции на председателя парламента. Главной фигурой в стране станет премьер-министр.


Тем самым, возврат Конституции 1994 года будет не шагом назад, а основой для перехода к законности, демократии, справедливости, торжеству прав человека.

Путь к свободным выборам 24.06.2020


Прежде всего, необходимо восстановить Конституцию 1994 года. Именно она должна стать правовой основой для формирования легитимных органов власти. Именно на ее основе должны проводиться выборы.
Порядок проведения выборов должен закрепляться в соответствующих законах. Ранее (в 90-х годах) такие законы действовали. Однако позднее они подверглись корректировке, а в январе 2000 г. были отменены после введения в действие Избирательного кодекса. В новых условиях их следует восстановить и обновить.
При этом  выборы в новый парламент могут проходить по смешанной избирательной системе: 50% - по одномандатным округам (как сейчас), а 50% - по партийным спискам. Тогда партии получат перспективы роста и гарантию представительства в парламенте.
Можно также изменить порядок выборов президента. К примеру, кандидатов на эту должность могут выдвигать политические партии, а не инициативные группы путем сбора подписей. В результате такой процедуры после первого тура выборов определится два наиболее достойных кандидата. Второй тур покажет, какой кандидат имеет больше сторонников.
Новый импульс могут получить выборы в местные представительные органы. Их состав может кардинально измениться за счет представителей политических партий и общественных активистов. И главное – представительные органы должны получить право формировать исполнительные органы.
Следует также принять специальный закон о выборах Центральной избирательной комиссии и территориальных избирательных комиссий. В их составе вообще не должно быть представителей от органов власти.
При таких условиях можно быть уверенными в том, что выборы у нас будут свободными и честными, а каждый достойный гражданин получит реальный доступ к любой выборной должности.

Референдум как праздник демократии 22.06.2020


Если в нашей многострадальной стране удастся избрать нового президента, то для закрепления демократических основ государственности можно и нужно провести референдум, в том числе утвердить поправки в Конституцию 1994 г.
В этой связи замечу, что мною подготовлен проект таких поправок. Он был одобрен высшим органам Белорусской социал-демократической партии (Грамада) и издан в виде отдельной брошюры (гл.: Праграмма канстытуцыйных пераўтварэнняў. – Мінск: БСДП, 2020).
Кроме поправок в Конституцию, на референдум может быть вынесен и ряд других вопросов. От себя предлагаю следующий примерный список:
1) Считаете ли вы необходимым восстановить действие Конституции 1994 г. и внести в нее соответствующие изменения и дополнения (текст поправок прилагается)?
   2) Выступаете ли вы за приватизацию имущества государственных предприятий, учреждений и организаций в соответствии с планом, утвержденным правительством?
3) выступаете ли вы за придание белорусскому языку статуса единственного государственного языка с постепенным внедрением его в государственную и общественную жизнь?
4) одобряете ли вы отмену смертной казни и оставление пожизненного заключения как исключительной меры наказания?
5) выступаете ли вы за проведение реформы административно-территориального устройства с упразднением первичного звена местного управления и самоуправления?
6) согласны ли вы на вступление Республики Беларусь в Совет Европы и признание общеевропейских ценностей?
7) Как вы предлагаете строить отношения с Российской Федерацией: а) как равноправные в рамках Евразийского экономического союза; б) как субъекта союзного государства (федерации)?
8) Как вы предлагаете решить вопрос с Островецкой АЭС: а) продолжить эксплуатацию, усилив меры безопасности; б) остановить производство (эксплуатацию)?
Таким образом, референдум можно провести по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, но не для укрепления чьей-то власти и обмана людей.
Референдум должен быть праздником демократии, когда мнение граждан является основой для определения путей дальнейшего развития государства и общества.

ЗАЧЕМ ПОНАДОБИЛСЯ НОВЫЙ КОАП? 06.06.2020

На Национальном интернет-портале с 18 по 27 мая проводилось обсуждение проекта Кодекса об административных правонарушениях. Он «похудел», обновился, стал не таким репрессивным. Зачем и кому это надо?
Чем плох нынешний КоАП? Действующий Кодекс об административных правонарушениях (далее – КоАП) был принят в апреле 2003 г. Он является весьма объемным и содержит 25 глав. В 14 главах перечисляются составы правонарушений в разных сферах деятельности. В каждой главе - своя нумерация статей. В некоторых главах - больше 80 статей (например, в главе 23 «Административные правонарушения против порядка управления»). По мере применения Кодекс «разбух» до безобразия. Пожалуй, ни одна сессия парламента не обходилась без поправок в КоАП. Наибольший вклад в его пополнение внесло министерство внутренних дел. Это и понятно, так как органы внутренних дел чаще других органов занимаются применением статей Кодекса.
Для сведения: в Беларуси ежегодно к административной ответственности привлекается свыше трех миллионов граждан. В этой деятельности участвуют и суды. Так, по итогам 2019 г. судами по делам об административных правонарушениях были оштрафованы свыше 200 тысяч человек. В основном, за распитие спиртных напитков в общественных местах, за мелкое хулиганство, мелкое хищение. Кроме того, суды ежегодно отправляют «на сутки» (от 5 до 15 дней) свыше 50 тыс. человек. В числе правонарушителей – и сотни общественных активистов, принимавших участие в так называемых несанкционированных мероприятиях.
В КоАП поражает не только огромное количество статей, но и их чрезмерные санкции. Для граждан штрафы доходят до 50 базовых величин (1350 рублей). Если гражданин является индивидуальным предпринимателем, то его могут наказать штрафом до 200 БВ. Субъектом административной ответственности являются и юридические лица. Для них предусмотрены особые санкции – до 1000 БВ. В дополнение к штрафу могут назначить еще конфискацию товара, не имеющего сопроводительных документов. Очевидно, что надо было как-то смягчить административное законодательство, прочистить разбухший Кодекс и привести его в соответствие с новыми требованиями.
Какие предлагаются новеллы? Обратим внимание на самые значимые положения проекта КоАП. Первое: административные правонарушения будут разделены на три категории; административные проступки, значительные правонарушения и грубые правонарушения. К первым предлагается отнести деяния, за совершение которых могут налагаться взыскания в виде штрафа в размере, не превышающем для физического лица 10 БВ, для индивидуальных предпринимателей – 25 БВ, для юридических лиц – 50 БВ. Ко вторым – деяния, за совершение которых может быть наложено взыскание в виде конфискации, депортации и штрафа в большем размере. К третьим – деяния, за совершение которых может быть наложено взыскание в виде общественных работ, административный арест, лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью. Второе: в качестве нового наказания предлагается ввести общественные работы. Такое «изобретение» напоминает позабытое советское прошлое, когда «суточников» под конвоем милиции выводили на общеполезные работы по разнарядке местных властей. Разработчики проекта КоАП расписали применение этой меры и определили срок: от 8 до 60 часов и не более четырех часов в день. Особенностью общественных работ является то, что гражданин будет выполнять их в свободное от основной работы время, включая выходные дни. За отказ от выполнения этих работ могут последовать более жесткие наказания: арест или штраф. Третье: в соответствии с поручением главы государства предлагается повысить предельный размер штрафа за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения со 100 до 200 БВ, а срок лишения специального права увеличить с трех до пяти лет (на мой взгляд, это – не юридический, а волюнтаристский подход к решению вопроса). Четвертое: в отношении  нарушителей ПДД вводится начисление штрафных баллов. Так, за однократное нарушение будет начисляться 1 штрафной балл (при значительном правонарушении – 2,8 балла, при грубом – 3 балла). Штрафные баллы могут накапливаться в течение года. В этой связи предлагается включить в КоАП статью «Систематическое нарушение правил дорожного движения» (ст.19.17), предусмотрев лишение права управления, если количество штрафных баллов превысит 10 в течение года (Уже сейчас можно предположить, что в случае принятия новой редакции КоАП у нас появятся «рекордсмены» в сфере нарушения правил дорожного движения). Пятое: с целью стимулирования скорейшей оплаты штрафов разработчики предлагают включить в КоАП норму об уменьшении размера штрафа в два раза (ст.7.7). При этом штраф надо будет уплатить не позднее пяти рабочих дней с момента вручения предписания. Кроме того, можно рассчитывать на наложение минимального размера штрафа, если признать вину и согласиться его уплатить без составления протокола.
Какой будет результат? Проект Кодекса проходит этап общественного обсуждения. Далее он будет внесен с подписью главы государства с пакетом необходимых документов в Палату представителей. Весьма вероятно, что к концу июня белорусские парламентарии обсудят проект в первом чтении и передадут на утверждение в Совет Республики. На осенней сессии нынешнего парламента проект КоАП может быть принят во втором чтении. Дальше он будет подвергнут оценке в Конституционном суде и, если тот признает его соответствующим Конституции, подписан главой государства. Но уже сейчас можно дать правовую оценку проекта КоАП и спрогнозировать последствия его применения. На мой взгляд, это – не новый кодекс, а лишь скорректированный вариант действующего кодекса. После некоторого смягчения штрафов он не будет казаться таким репрессивным, как раньше. Однако главное – это применение Кодекса. Скорее всего, его цели останутся прежними – наказывать всех и за все, в том числе садить на «сутки» в холодные и мрачные камеры ИВС или Центра изоляции правонарушителей на ул.Окрестина в Минске. Еще одна цель просматривается в применении нового КоАП: извлечение максимума прибыли от привлечения людей к административной ответственности. Будь то – штрафы, конфискации, аресты. Даже если максимальные размеры штрафов уменьшатся, то останутся многочисленные органы и должностные лица, которые вправе налагать штрафы. В виде акта гуманности можно представить новый вид наказания - общественные работы. Однако и здесь просматривается «экономический стимул»: наказанные судом должны будут бесплатно работать. Правда, такое нововведение вступает в противоречие с нормой Конституции о запрете принудительного труда (ч.4 ст.41). Кроме того, конвенции Международной организации труда не разрешают заключенных привлекать к общественным работам.
Выводы и предложения На мой взгляд, новый КоАП только по форме будет тоньше и гуманнее действующего. Его суть останется прежней: штрафовать, карать, запугивать. Для этого будут сотни статей. Особыми объектами репрессий будут являться водители частного автотранспорта как наиболее состоятельные граждане. За ними будет продолжаться «охота» на дорогах и начнется игра в «штрафные баллы». Надо будет платить еще больше. Считаю, что в свободном обществе нет необходимости во многих кодексах, которые действующая власть придумала для того, чтобы держать людей в страхе и «стричь» их как послушных овец. Убежден, что Кодекс об административных правонарушениях нам точно не нужен. Вполне достаточно принять несколько решений местных властей об административной ответственности, в том числе за безбилетный проезд. Административный арест необходимо исключить из числа административных наказаний как несоответствующее тяжести административных деяний. Во всяком случае, его недопустимо применять в отношении женщин, пожилых людей и лиц, имеющих к этому медицинские противопоказания. Что касается штрафов, то их максимальный размер для граждан не должен превышать 10 БВ (270 рублей), а для «богатеев»-индивидуальных предпринимателей – 30 БВ. Никакой повышенной ответственности для водителей автотранспорта не должно быть, как и придуманного разработчиками начисления штрафных баллов. Я убежден, что в новой Беларуси не понадобится кодекс об административных правонарушениях, как и процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях. В свободной стране можно жить без этой удавки на шее людей с целью содрать деньги за всякие мелочи или посадить «на сутки», чтобы запугать и унизить.

Референдум 1995 г. 13.05.2020

14 мая 1995 г. состоялся первый республиканский референдум. Он многое изменил в жизни белорусского государства и общества. Вспомним некоторые важные моменты.
Вопросы для обсуждения
С инициативой в проведении референдума выступил А.Г.Лукашенко. Он предложил на всенародное обсуждение четыре вопроса: 1) согласны ли вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским? 2) поддерживаете ли вы предложение об установлении новых государственного флага и государственного герба Республики Беларусь? 3) поддерживаете ли вы действия Президента Республики Беларусь, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией? 4) согласны ли вы с необходимостью внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Республики Беларусь в случаях систематического или грубого нарушения Конституции? Следует отметить, что в тот период действовал Закон «О всенародном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь» от 13 июня 1991 года.  Среди прочего, в нем определялись вопросы, недопустимые для республиканского референдума (ст.3). Проведение республиканского референдума возлагалось на Центральную комиссию по выборам и проведению республиканских референдумов и соответствующие территориальные комиссии (тогда председателем Центризбиркома был профессор Александр Абрамович. – Авт.). Если посмотреть на вопросы, предложенные на референдум, то становится очевидным, что первый и второй вопросы посягали на «неотъемлемые права народа Республики Беларусь на суверенную национальную государственность, государственные гарантии существования белорусской национальной культуры и языка». Третий вопрос носил провокационный характер, поскольку положительный ответ означал одобрение проводимой белорусской властью политики на углубление интеграции с Россией. По большому счету, такой вопрос подрывал основы суверенитета страны. Формулировка четвертого вопроса о предоставлении Президенту права досрочно прекратить полномочия Верховного Совета вступала в противоречие с принципом разделения властей и умаляла самостоятельный статус тогдашнего парламента как высшего представительного и единственного законодательного органа власти. Его можно было расценить как попытку захвата власти посредством проведения референдума. Следует также учесть, что согласно ч.2 ст.148 Конституции запрещалось вносить изменения и дополнения в Конституцию в последние шесть месяцев полномочий Верховного Совета. А это имело место в тот период. К тому же на 14 мая 1995 г. планировалось проведение выборов в новый состав Верховного Совета.
Голодовка депутатов
Референдум 1995 г. запомнился еще голодовкой депутатов Верховного Совета, которые выступили против инициативы А.Лукашенко. Вот список этих депутатов (в порядке алфавита): Николай Аксамит, Сергей Антончик, Лявон Барщевский, Юрась Беленький, Игорь Герменчук, Валентин Голубев, Владимир Заблоцкий, Борис Гюнтер, Лявон Дейка, Леонтий Зданевич, Николай Крыжановский, Николай Маркевич, Виталий Малашка, Сергей Наумчик, Зенон Пазьняк, Сергей Попков, Петр Садовский, Олег Трусов, Александр Шут. Благодаря смелой и принципиальной позиции вышеназванных депутатов предложение А.Лукашенко не получило поддержки Верховного Совета. Однако А.Лукашенко настаивал на его принятии. Тогда несогласные депутаты вышли к трибуне и объявили о бессрочной голодовке. В ночь с 11 на 12 апреля 1995 г. в Овальный зал, где разместились голодающие депутаты, были введены несколько сотен вооруженных людей и группа людей в масках. Они применили силу в отношении мирных депутатов. Многих из них избили и на милицейских машинах вывезли в разные части города. По факту противоправных действий в отношении депутатов прокуратура республики возбудила уголовное дело. Однако проведение расследования вскоре было приостановлено из-за противодействия администрации президента, которая отказалась предоставить видеопленку «ночных событий» в Овальном зале. На следующий день после «эвакуации» протестовавших депутатов заседание Верховного Совета возобновилось. Большинством голосов референдум был назначен (с точки зрения Регламента, это – нарушение процедуры голосования. – Авт.). Более подробно о голодовке, избиении депутатов и о нарушениях при подготовке и проведении референдума можно прочитать в книге Сергея Наумчика «Дзевяноста пяты».
Позиция суда
В истории референдума 1995 г. ничего не упоминается о позиции Конституционного суда. Известно лишь то, что суд уклонился от рассмотрения вопроса о конституционности решения Верховного Совета о назначении референдума. Почему так поступил суд? В то время я был членом Конституционного суда и хотел бы прояснить ситуацию. Следует учитывать, что после образования Конституционного суда в апреле 1994 г. суд работал без должности председателя, поскольку по Конституции 1994 г. кандидатуру председателя Конституционного суда предлагал президент республики. После избрания на должность А.Лукашенко «тянул» с внесением такой кандидатуры. Только 23 марта 1995 г. он предложил избрать председателем суда Валерия Тихиню. Однако вскоре он разочаровался в своем выборе, так как Конституционный суд занимал принципиальную позицию по ряду правовых вопросов. В.Тихиня попал в немилость. В такой ситуации в Конституционный суд обратился председатель постоянной комиссии Верховного Совета по вопросам образования, культуры и сохранения исторического наследия Нил Гилевич. Он предложил начать производство о конституционности принятого решения о назначении референдума. Однако суд по формальным причинам отказался рассматривать данное предложение. Я считаю, что суд тогда занял «страусиную позицию». Мы – судьи - обязаны были вмешаться в процесс и принять соответствующее решение. Оно могло быть одно – такой референдум нельзя было проводить, поскольку он был направлен против белорусской государственности, культуры и языка. Негативные последствия референдума обрушились на страну. Белорусский язык стал постепенно вытесняться из всех сфер жизни. Национальные символы в виде флага и герба были, по сути, запрещены. Курс на интеграцию с Россией стал приоритетом в политике белорусских властей. Несмотря на «успехи» в голосовании по вопросам референдума, выборы в новый состав Верховного Совета были сорваны. В первом туре избрали, насколько я помню, 122 депутата из 260. Верховному Совету 12-го созыва администрация президента не разрешала продолжить свою деятельность, ссылаясь на окончание срока полномочий. Довыборы в Верховный Совет 13-го созыва прошли лишь в ноябре 1995 г. и завершились формированием неполноценного парламента в количестве 196 чел. В январе 1996 г. он приступил к работе. Но это – уже другая история.
Вспоминая референдум 1995 г., я соглашаюсь с мнением Сергея Наумчика, других политиков и независимых юристов, что он был незаконным и его результаты не имеют юридического значения. Это означает, что национальные символы белорусской государственности должны быть восстановлены, а белорусский язык должен стать единственным государственным языком.

В.ГОНЧАРИКУ - 80! 29.04.2020

29 апреля 1940 г. в деревне Августово Логойского района Минской области родился Владимир Гончарик.
В.Гончарик окончил Белорусский институт народного хозяйства. Далее работал экономистом, заместителем гл. бухгалтера в совхозе в Любанском районе. С 1965 г. – на партийной работе, которая открыла ему перспективы. В 1976 г. он стал заместителем начальника департамента сельского комитета Минского обкома партии. Потом – первым секретарем Червенского райкома партии. Параллельно учился в аспирантуре Академии общественных наук при ЦК КПСС и защитил кандидатскую диссертацию.С 1982 г. В.Гончарик - в организационном отделе ЦК КПБ. В 1984 г. – второй секретарь КПБ по Могилевской области. В 1986 г. – депутат Верховного Совета БССР. В 1989 – 1991 гг. – депутат Верховного Совета СССР.С Владимиром Гончариком я познакомился летом 2001 г., когда он стал единым кандидатом от демократических сил. После регистрации кандидатом в президенты В.Гончарик предложил мне быть доверенным лицом в числе других 30 чел.Я принял это предложение как высокую честь. В здании Федерации профсоюзов Беларуси, где В.Гончарик был главным, нам вручили удостоверения доверенных лиц. Мне довелось быть представителем В.Гончарика в Центризбиркоме. Я также выезжал в регионы, бывал на избирательных участках, готовил жалобы.В.Гончарик держался уверенно, но без амбиций. В тот период новое кремлевское руководство решало, на кого сделать ставку: на Гончарика или Лукашенко. В последний момент чаша весов склонилась к прежнему правителю.По оценкам независимых наблюдателей, за В.Гончарика проголосовали не меньше половины из пришедших на выборы избирателей. Это означало, что должен был проводиться второй тур выборов, где шансы кандидата от оппозиции увеличивались. Однако «счетчики» из Центризбиркома выдали другие данные: за Лукашенко – 75,65%, за Гончарика – 15,65%, за Гайдукевича -2,48%.Наша печаль была глубокой, хотя и тихой. Как говорится, утерлись и стали жить дальше. Тем не менее, остались добрые воспоминания о Владимире Ивановиче Гончарике. Он был бы хорошим президентом. При нем нашлась бы работа всем профессионалам независимо от политических воззрений. Он ценил и уважал людей.В связи со славной датой хочу пожелать Владимиру Ивановичу крепкого здоровья, хорошего настроения и дожить до лучших времен!

ВИРУС 22.04.2020

21 апреля с.г. Генеральный прокурор штата Миссури направил в суд иск к китайским властям в связи с распространением в штате вируса Covid-19. В нем указывается на то, что власти Китая «скрывали важную информацию», «вводили общественность в заблуждение», «отрицали факт заражения от человека к человеку», «прятали защитное снаряжение». Ранее член Палаты представителей Конгресса США Джим Бэнкс призвал к международному расследованию в отношении Китая за ущерб, причиненный пандемией. На мой взгляд, для предъявления такого иска, а также проведения международного расследования имеются основания. И не только по вышеназванным причинам, но и потому, что речь идет о распространении  вируса, являющегося, скорее всего, видом бактериологического (биологического) оружия. О лабораторном (искусственном) происхождении этого вируса говорят ряд ученых. Так, французский вирусолог, лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии (2008 г.) Люк Монтанье считает, что нынешний коронавирус имеет искусственное происхождение и был создан в уханьской лаборатории специальных патогенов и биобезопасности. Он предположил, что произошла непредвиденная утечка (https://naked-science.ru/article/media/nobelevskij-laureat-zayavil-ob-iskusstvennom). Известно, что в Уханьском институте вирусологии проводились эксперименты с коронавирусом летучих мышей. Эти исследования финансировались за счет гранта правительства США. По данным американских специалистов, в этом институте хранилось более 1500 штаммов смертоносных вирусов. Другая группа ученых возлагает вину за распространение коронавируса на американских биологов в Форте Детрике (это военно-биологический центр армии США). Они-де в 2015 году занимались модификацией коронавируса китайской летучей мыши. В Интернете имеется также информация о том, что штаммы вируса могли попасть в атмосферу после взрыва в новосибирском центре вирусологии в сентябре 2019 г. Тогда по сибирским регионам прокатилась волна вирусных пневмоний. Так или иначе, но джин (смертельный вирус) был выпущен из бутылки. Из Китая он улетел сравнительно быстро. Ему «понравились» страны Европы, где проживает много пожилых людей. Потом он «перелетел» через океан и стал «косить» американцев. Впрочем, он распространился по всему миру. Волна пандемии накрыла и Беларусь. По данным на 22 апреля с.г., здесь заразились вирусом 7281 чел. и 58 чел. умерли. Независимые исследовали считают, что число зараженных и умерших от Covid-19 значительно больше. К тому же врачи причиной смерти пишут не «коронавирусная инфекция», а «двусторонняя пневмония». До сих пор не найдена вакцина против смертоносного вируса, что подтверждает его искусственное происхождение. Врачи отмечают его сверхагрессивный характер и разрушительные последствия. Основной способ заражения – воздушно-капельным путем. Отсюда – проникновение в легкие и их полное уничтожение. Вирус быстро диагностирует организм и находит его слабые места. Человечеству, возможно, повезло на этот раз, так как утечка вируса была небольшой. Поэтому от его воздействия погибают, в основном, пожилые люди, у которых ослабленный иммунитет и имеются хронические заболевания. Правда, жертвами Covid-19 становятся и люди помоложе, если получают "дозу" вируса (от близкого или длительного контакта). Вирус Covid-19 распространяется ветром и через людей. Он накапливается в людных местах, замкнутых помещениях, оседает на предметах. Для вируса нет времени года и срока. Он притягивается к людям. Они – его цель и объект нападения. Этого смертоносного вируса надо бояться и остерегаться. Он будет действовать пока его потенциал не ослабнет. Он будет находить свои жертвы до полного своего истощения. Именно поэтому надо быть бдительным и защищенным, особенно тем, кому за 60. Завершая свою статью-предупреждение, отмечаю, что необходимо поддержать международное расследование по факту происхождения Covid-19 и подвергнуть санкциям государство, которое допустило нарушение Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления бактериологического оружия. К виновной стране можно будет предъявить иски через международные судебные инстанции. В то же время граждане, пострадавшие от Covid-19, а также их близкие родственники, вправе предъявить иски к национальным властям, если они не предприняли надлежащих мер по защите населения. В этой связи следует добиваться от врачей фиксирования истинных причин болезни или смерти близких. Этот документ будет юридическим основаниям для предъявления претензий к властям за бездействие или халатность. Заинтересованным субъектам, в том числе государственным органам, депутатам всех уровней, политическим партиям и иным общественным объединениям, предлагаю сформировать фронт национального спасения Беларуси от пандемии Covid-19 и выработать программу адекватных действий. Хорошей формой сотрудничества в деле борьбы с коронавирусом может стать диалог между правительством и гражданским обществом.

Геннадий Карпенко: жизнь и смерть 05.04.2020

В условиях пандемии жизнь людей обесценивается. После смерти их даже не выдают родственникам. В Беларуси, по официальным данным, счет идет на единицы, а в европейских странах – на тысячи.
Тем не менее, хочу привлечь внимание читателей Интернет-портала «Белпартизан» к уходу из жизни в апреле 1999 году хорошего человека – Геннадия Карпенко. Он стал первым из белорусских политиков, покинувших нас при загадочных обстоятельствах.
У Геннадия Карпенко было планов громадьё. Он был депутатом Верховного Совета Республики Беларусь 12 и 13-го созывов, заместителем спикера парламента. Он инициировал сбор подписей депутатов под процедурой импичмента в отношении А.Лукашенко. Он отверг предложение участвовать кандидатом в президенты на альтернативных выборах, организованных В.Гончаром, и готовился к выборам 2001 года.
Я входил в «команду» Геннадия Карпенко и в руководимый им Национальный исполнительный комитет («теневое правительство»). Мы подготовили ряд документов в разных сферах деятельности. На мой взгляд, Г.Карпенко мог представлять реальную угрозу для единственного кандидата от власти.
Как свидетельствует Валерий Костко, помощник Г.Карпенко по Верховному Совету, непредвиденное случилось 31 марта 1999 г. во время встречи с журналисткой Людмилой Осинской. После чашечки кофе политику стало плохо. Он пошел в туалет и там упал от резкого кровоизлияния в мозг. Дальше его возили по больницам, но нигде не принимали к обследованию. В результате наступила смерть.
Вдова Г.Карпенко - Людмила Филипповна - убеждена, что «…его смерть  была очень нужна власти в тот момент…». Виновных никто не искал. Все списали на инсульт и запоздалую помощь. При том, что Г.Карпенко находился в хорошей форме и ни на что не жаловался.
Потом пошла череда исчезновений других политиков: Юрия Захаренко (в мае 1999 г.), Виктора Гончара (в сентябре 1999 г.). Причины и обстоятельства их гибели власти тоже не расследовали, хотя уголовные дела были возбуждены. Они не закрыты до сих пор.
Хочется верить, что когда-то тайное станет явным и найдутся заказчики и организаторы этих гнусных злодеяний.
О Геннадии Карпенко изданы книги (см.: «Хроника несбывшихся надежд». Авторы: С.Калинкина, А.Коктыш, А.Томкович), созданы фильмы. Один из них - «День «Ч.»  (https://belsat.eu/ru/films/52/) - вы можете посмотреть на телеканале «Белсат» и вспомнить образ славного сына Беларуси.
Царствие ему Небесное!  Вечная память!  Мы помним…

ВСЕЛЕНСКАЯ МОЛИТВА 02.04.2020

Время наступило сложное и опасное. Никто не застрахован от встречи с COVID-19.


Белорусские власти дистанцировались от народа. Достоверная информация о распространении вируса скрывается, истинные причины смертей не пишутся. Ситуация ухудшается с каждым днем. Ясно, что пандемия пришла в Беларусь.
Что делать? Конечно, надо повышать меры предосторожности, не выходить на улицу без особой необходимости, избегать людных мест и общественных мероприятий.
И все-таки этого недостаточно. В такой ситуации хочется попросить помощи на верхних этажах нашего мироздания. Не случайно, в последние дни в Беларуси стали чаще молиться, как священники, так и простые верующие. К молитве призвал в своем выступлении на ФБ Павел (хочется написать – апостол Павел) Северинец.
Я тоже надеюсь на помощь Бога и своих ангельских помощников, и обращаюсь к ним за поддержкой. Тем более, что после весеннего равноденствия (с 21 марта) открыты световые порталы в Небо, и нас – живущих на Земле – видно и слышно.
Мы можем поднять свои руки и глаза в Небо и попросить Божественную семью о помощи в этот трудный час. Благоприятный день для этого 4.04.2020. В ряду цифр – три четверки, символы нынешнего года.
Лучшее время для молитвы – 5.45. Каждому предстоит сделать усилие для того, чтобы пробудиться не только физически, но и в духе. Очиститься, настроиться на молитву и с чистыми помыслами попросить Всевышнего, архангелов, ангелов, духовных наставников, своих родственников, перешедших в Царствие небесное, о помощи.
О чем просить? О спасении себя и своих близких, особенно детей, об очищении себя и планеты от скверны, от всего негативного. Просить перемен к лучшему, здоровья, благополучия себе, стране, миру. Делать это искренне, от души и в слух.
В это время хорошо прочитать Вселенскую молитву и присоединиться к тем, кто думает о спасении нашей Земли и всех ее обитателей:
«Все, что сотворилось в Небесах, На Земле проявится! Любовь могущество имеет, И с ней никому уже не справиться! …………… И нескончаемым потоком Льется изобилие Любви! Прекрасным и ярким истоком Проявится в звездной Дали! ……….. И наша Земля расцветет, Галактик жемчужиной станет, И опыт всего Мироздания В ней лучшую силу проявит. …………. Уверен, что после молитвы мы станем сильнее, преодолеем страх перед пандемией. Мы будем уверены в том, что Бог нас услышит и защитит.

ГЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК 24.03.2020

Вместе с весной приходят солнечные дни. В это время граждане Беларуси отмечают День Воли. 25 марта 1918 г. Рада Белорусской Народной Республики (БНР) приняла третью уставную грамоту. В ней объявлялось о создании белорусского государства. И такое государство было создано. Его первым премьер-министром и министром иностранных дел стал Иосиф Воронко. Первоначально в составе правительства (Народного секретариата) было 7 человек, потом оно расширилось до 15 чел. Не следует забывать, что тот период времени территория Беларуси была оккупирована немецкими войсками. Поэтому о признании независимости БНР можно было говорить лишь условно. Тем не менее, правительство БНР предприняло ряд усилий к признанию государственности. В июне 1918 г. белорусская делегация посетила Киев и получила признание. В Киеве было открыто генеральное консульство, а в Одессе – консульство БНР. В октябре 1918 г. БНР была признан Эстонией, Латвией и Финляндией. Характерно, что в БНР был учрежден институт гражданства, имелась своя печать, символика, введена система образования. Предпринимались попытки создать вооруженные силы и даже был назначен главнокомандующий Станислав Булак-Булахович. Как известно, большевистская Россия не признала БНР. После ухода немецких войск с территории Беларуси сюда пришли войска Красной Армии. Рада БНР и Правительство переехали в Вильнюс. 1 января 1919 г. в Смоленске была провозглашена Советская Социалистическая Республика Белоруссия. К середине февраля советская власть была установлена почти повсеместно (кроме Бреста, Кобрина, Волковыска и Гродно, которые находились под Польшей). Дальше был период польской оккупации Беларуси. Позиция Рады БНР относительно «полонизации» разделилась. Большая часть Рады переехала в Варшаву, несогласные эмигрировали в Каунас. С того момента Рада БНР действует в изгнании. Второй попыткой возродить белорусскую государственность стало провозглашение независимости Белорусской ССР 27 июля 1990 г. За свой суверенитет белорусам пришлось немножко побороться. После провала ГКЧП 25 августа 1991 г. Верховный Совет придал Декларации статус конституционного закона и признал необходимым подготовить новую Конституцию. Однако недолго музыка играла. Принятая 15 марта 1994 г. Конституция учредила должность президента под конкретного кандидата. К удивлению многих первым президентом стал представитель местной номенклатуры, депутат Верховного Совета А.Лукашенко. С самого начала правления он объявил войну белорусской оппозиции и взял курс на интеграцию с Россией. В качестве легального средства политики был выбран институт референдума. В результате первого референдума от 14 мая 1995 г. были заменены символы белорусского государства, русскому языку придан статус государственного, объявлен курс на интеграцию с Россией. На референдуме 1996 г. был поставлен вопрос о переносе Дня независимости на 3 июля 1944 г., когда в Минск вошли войска Красной Армии. На референдуме была утверждена также новая редакция Конституции, которая передала всю полному власти президенту-главе государства. Легитимные органы государственной власти были упразднены. Третий референдум 2004 г. создал предпосылки для несменяемости главы государства. По сути, республика превратилась в пожизненную монархию. От белорусского государства не осталось и следа. Тем самым, вторая попытка строительства белорусского государства оказалась неудачной. Теперь мы живем в период, когда решается вопрос о сохранении или гибели белорусского государства. Это трудное время омрачено наступлением короновируса. При этом действующая группа власти слаба, как никогда. Она может надеяться только на помощь «своих покровителей». Переход к новому белорусскому государству возможен, как и в далеком 1918 г., через созыв Всебелорусского съезда и принятие уставной грамоты о независимости (свободе). В отличие от наших предшественников у нас есть международное признание, Декларация о независимости 1990 г., Конституция 1994 г., гражданство, территория, язык. Нам не хватает только воли, смелости, единства. Так не забудем про день 25 марта! Присоединимся к он-лайн празднику. Трансляция начинается в 18.00. В завершении праздничных мероприятий предлагаю в 22 часа зажечь свечи и вспомнить поименно тех, кто стоял у истоков белорусской независимости: Вацлав Ластовский Иван Луцкевич Антон Луцкевич Роман Скирмунт Киприан Кондратович Винцент Годлевский Леонард Заяц Иван Середа Иосиф Лёсик Петр Кричевский Иосиф Воронко Алесь Смолич Томаш Гриб Василь Захарко Ефим Белевич Павел Злобин, Константин Езовитов Давайте вспомним и тех, кто боролся за независимость Беларуси в наше время: Игорь Герменчук Галина Симдянова Юрий Ходыко Геннадий Карпенко Геннадий Грушевой Алексей Король Виктор Гончар Юрий Захаренко Павел Шеремет

С ДНЕМ КОНСТИТУЦИИ! 14.03.2020


Что можно пожелать гражданам в День Конституции? Конечно, торжества законности, демократии и уважения к правам человека. Как сделать, чтобы такой порядок установился в Беларуси? Надо сделать всего лишь 10 шагов в сторону перемен.
Первый шаг: восстановление Конституции 1994 года. Этот  шаг предопределяется тем, что в результате референдума 1996 г. действие Конституции 1994 г. было незаконно приостановлено. Вместо нее была введена, по сути, новая Конституция, которая закрепила единоличную власть «главы государства». Восстановить Конституцию 1994 года можно несколькими способами: путем проведения форума белорусского народа (по Конституции, народ – единственный источник государственной власти); путем принятия решения демократически избранным парламентом; путем признания итогов референдума 1996 года юридически ничтожными.
Второй шаг:  упразднение должности президента как обременительной и излишней для белорусской государственной системы. Эта должность изначально была включена в Конституцию как способ удержания власти коммунистической партийной номенклатурой. Она стала предпосылкой и основой для узурпации власти и превращения ее в несменяемую диктатуру. Функции президента могут быть возложены на председателя парламента и его заместителей на общественных началах. Такая практика имела место в Беларуси в начале 90-х годов.
Третий шаг: воссоздание легитимного парламента. Если исходить из того, что Верховный Совет Республики Беларусь 13-го созыва был распущен после референдума 1996 г. без законных оснований, то следующим легитимным парламентом должен быть Верховный Совет Республики Беларусь 14-го созыва. Его и надо избрать в составе 260 депутатов. Этому Парламенту должна перейти законодательная власть и право принятия решений от имени белорусского народа.
Четвертый шаг: формирование коалиционного правительства. При отсутствии президента новое правительство будет формироваться парламентом с участием партийных фракций и коалиций депутатских групп. Правительство станет коллегиальным органом государственного управления. В своей деятельности оно будет подконтрольным парламенту.
Пятый шаг: формирование нового состава судов. При этом высшие суды (Конституционный суд, Верховный суд, Высший хозяйственный суд) будут избираться Парламентом в порядке, предусмотренном Конституцией 1994 г., а нижестоящие суды – местными представительными органами по рекомендации Республиканского совета судей. В последующем Парламент может принять Концепцию судебно-правовой реформы, в которой будет определена программа преобразований судов и правоохранительных органов.
Шестой шаг: проведение реформы административно-территориального устройства страны. Ее целью может быть переход к двухуровневому местному самоуправлению с упразднением сельских (поселковых) Советов. Относительно крупные города должны получить статус самостоятельных административных единиц.
Седьмой этап: проведение выборов в местные представительные органы, а также формирование нового состава исполкомов. Выборы мэров городов, которые получат статус административных единиц, должны осуществляться путем прямых выборов.
Восьмой этап: «чистка» и реформирование судов, прокуратуры, органов предварительного следствия, органов внутренних дел и государственной безопасности, учреждений исполнения уголовных наказаний (в соответствии с Концепцией судебно-правовой реформы).
Девятый шаг: осуществление реформ в сфере экономики, финансов, образования, культуры, в социальной сфере. Здесь нужно принять специальные программы, которые могли бы вывести Беларусь на более высокий уровень развития, прогресса и благосостояния.
Десятый шаг: определение новых приоритетов во внешней политике. В частности, предлагается выйти из межгосударственных образований, которые не отвечают интересам белорусского народа и представляют опасность для суверенитета Беларуси. Основным приоритетом должен стать европейский путь развития при соблюдении принципа нейтралитета и безъядерного статуса страны.

О РАЗНЫХ КОНСТИТУЦИЯХ 27.02.2020


24 февраля с.г. в главной  газете страны «Советская Белоруссия-Беларусь сегодня» была опубликована статья «Зачем меньшевикам новая конституция, если они и старую с трудом соблюдают?». Ее автор – Андрей Муковозчик, ведущий раздела «Занимательная политология». Тем, кто интересуется политикой советую почитать (https://www.sb.by/articles/zachem-menshevikam-novaya-konstitutsiya-esli-oni-i-staruyu-s-trudom-soblyudayut.html).
Первоначально на эту «занимательную политологию» я посмотрел со стороны и хотел было оставить без внимания. Но здесь оказался особый случай. Во-первых, в декабре 2019 г. я присоединился к социал-демократическому сообществу (Грамаде) или, как его называет Муковозчик, «меньшевикам». Во-вторых, именно я предложил БСДП принять поправки в Конституцию 1994 года. В-третьих, «матушка партии» Ирина Вешторд обратилась к членам партии отреагировать на публикацию, что я и сделал.
Уж извините, читатели сайта, но придется пройтись по основным частям вышеуказанного интеллектуального продукта.
Первое: на каком основании в официальном издании слово «Конституция» пишется с маленькой буквы? Могу предположить, что газета еще не избавилась от пропагандистских штампов, оставшихся от «Советской Белоруссии» и позволяет себе унижать тех, кто не разделяет линию власти. В этой связи поясняю: в проекте речь идет о Конституции 1994 года, где в качестве варианта предлагается упразднить должность президента.
Второе: на каком основании социал-демократы называются меньшевиками, а Борисов уподобляется Мартову? Понятное дело, что здесь используется проверенный пропагандистский прием – наклеивать ярлыки на неугодные власти организации и их лидеров. Так поступали газетчики в 30-е годы: обзывали тех же меньшевиков и эсеров контрреволюционными организациями, а их членов – врагами народа.
И зачем в суе упоминать имя незабвенного Юлия Осиповича Мартова (Цедербаума)? Он учился в самом престижном тогда Петербургском университете, не то, что Ульянов в каком-то Казанском. За распространение нелегальной литературы был арестован, посидел в «Крестах». Из университета его отчислили. Был направлен под надзор полиции в Вильно (в этом его единственная связь с белорусской историей. – Авт.) С 1895 г. Ю.Мартов – сподвижник Ульянова (Ленина). Он, между прочем, - основатель газеты «Искра», которую так ценил учредитель пролетарского государства, который не позволил в 1918 г. создать БНР и направил в Беларусь войска Красной армии. На втором съезде РСДРП между Мартовым и Лениным произошел раскол по вопросам тактики прихода к власти. Группу его сторонников стали называть меньшевиками – умеренными социал-демократами. После прихода «большевиков» к власти Ленин, опираясь на карающий меч революции, стал уничтожать так называемых меньшевиков, эсеров и прочих несогласных. До сентября 1920 г. Ю.Мартов продолжал отстаивать свои позиции, но потом – эмигрировал в Германию. Умер от туберкулеза в 1923 г.
Третье: печально, что политолог из государственной газеты считает «надоевшим» белорусский язык и исторический герб «Пагоня» и не желает, чтобы судьи избирались. В этом он небезосновательно видит свою угрозу – ведь потом эти суды под бело-красно-белым флагом и гербом «Пагоня» на белорусском языке могут его судить. Да и в новом парламенте не найдется места его единомышленникам – там будут сплошь партийцы/
Четвертое: статья как месть Борисову, который, по словам Муковозчика, «сдал» двум зарубежным министрам иностранных дел списки членов избирательных комиссий. Передача этих списков расценивается им как «донос», «стукачество».
Как юрист замечу, что руководители нынешних избирательных комиссий, по сути, занимались фальсификацией итогов голосования и в этой связи должны подлежать установленной законом ответственности. Возможно, перед новыми судами.
Пятое: в статье досталось и «старшим товарищам» в лице Генерального секретаря партии Мечислава Гриба. Он обвинен в том, что, несмотря на годы, бежит впереди «нашего паровоза». Под этим паровозом Муковозчик имеет в виду ученых в области конституционного права, которые работают над поправками в действующую конституцию (позволю себе написать ее с маленькой буквы и объясню почему. – Авт.). Мне как судье первого состава Конституционного суда (апрель 1994 – январь 1997 гг.) хорошо известны имена этих ученых. Уверен, что они сделают то, что от них ждут, а именно: обеспечить устойчивость единоличной и несменяемой власти.
Что касается действующей «конституции», то как юрист заявляю: она не является законной и легитимной, поскольку ее редакция была принята в ходе незаконных и сфальсифицированных референдумов. Она не выражает интересы народа и не содействует развитию белорусского государства и общества. И если кто-то не соблюдает эту конституцию, так представители нынешней власти и сам глава государства.
Я соглашаюсь с автором статьи лишь в одном: конституция разная у разных людей, но закон должен быть один для всех.

Граждане, вступайте в Грамаду! 25.12.2019


В жизни приходится делать выбор, в том числе в политических симпатиях. Я его сделал 14 декабря с.г. на партийной конференции Белорусской социал-демократической партии (Грамада). На ней по поручению руководства партии я представил законопроект о белорусском омбудсмене (уполномоченном по правам человека). По окончании презентации я высказал просьбу принять меня в ряды партии. Почему я отдал предпочтение Белорусской социал-демократической партии (Грамада)?
Во-первых, я разделяю основные положения программы и устава этой партии. Мне нравится, что социал-демократы выступают за реальное построение в Беларуси демократического социального правового государства, в котором соблюдаются права и свободы граждан. Моим взглядам соответствует стремление БСДП превратить Беларусь в парламентскую республику с ответственным правительством и независимыми судами. Я за то, чтобы на местах действовало местное самоуправление в соответствии с принципами Европейской хартии самоуправления. Согласен с необходимостью реформирования органов госбезопасности и милиции, с пересмотром уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. БСДП придерживается социал-демократической идеологии, которая является господствующей в странах Европы. Это означает, что акцент в деятельности партии делается на улучшение социально-экономических условий жизни трудящихся, на продвижение принципов правового государства, верховенства закона, соблюдение и защиту прав граждан. Партия выступает за суверенитет страны и ориентируется на вступление Беларуси в Совет Европы и Европейский Союз.
Во-вторых, БСДП имеет давнюю и славную историю. Ее предтечей является Белорусская социалистическая грамада (БСГ), созданная в 1903 г. Отцами-основателями партии были такие известные деятели, как: Александр Бурбис, Вацлав Ивановский, Иван и Антон Луцкевичи. БСГ была инициатором проведения Всебелорусского съезда 5 – 18 декабря 1917 г. и создания Белорусской Народной Республики. Социал-демократические традиции были продолжены в Беларуси после объявления о независимости белорусского государства. 2 марта 1991 г. была образована Белорусская социал-демократическая грамада. Ее председателем стал Михаил Ткачев. После его смерти в 1992 г. партию возглавил Олег Трусов. Позднее в партии начались споры и разногласия, которые привели к ее расколу и череде переизбрания лидеров. Определенная стабилизация положения наступила после проведения 18-го съезда партии (11.03.2018 г.) и избрания председателем Игоря Борисова.
В-третьих, прежде чем принять решение о вступление в партию я присмотрелся к ее знаковым фигурам. Они вызывают у меня расположение. Среди них: Игорь Борисов, с которым мы знакомы много лет, в том числе в составе Белорусской ассоциации журналистов; Алексей Сигаев, первый заместитель и помощник И.Борисова; Мечислав Гриб, бывший председатель Верховного Совета 12-го созыва, который принимал решение о присвоении мне почетного звания «Заслуженный юрист Республики Беларусь» в апреле 1994 г.; Олег Волчек, с которым мы сотрудничаем много лет на ниве правозащиты; Павел Знавец, депутат Верховного Совета 13-го созыва, знаток новейшей белорусской истории и сверхинтересный собеседник; Ирина Вештард, бывший председатель БСДП, умная и уверенная в себе женщина; Анатолий Сидоревич, историк и мудрец, живая история партии. И десятки других членов, с которыми я познакомился на партийных мероприятиях.
В-четвертых, меня впечатлила Программа действий («Праграма дзеянняў»), принятая БСДП в октябре 2017 г., а именно: 120 тезисов о том, как партия видит дальнейшее развитие страны. Большинство из этих тезисов соответствуют моим представлениям. Так, я – за преобразование Беларуси в парламентскую республику с ограничением полномочий президента или упразднением этой должности. Я – за однопалатный парламент, который должен избираться по смешанной избирательной системе. Я – за новое административно-территориальное устройство страны с двухуровневой системой местного управления. Я – за проведение реформы судов и правоохранительных органов, чтобы обеспечить на практике законность и справедливость. Я – за введение должности уполномоченного по правам человека как дополнительного средства защиты прав граждан. Я – за деполитизацию трудовых коллективов, за десоветизацию государственных праздников. Я также разделяю подходы партии в сфере экономической и социальной политики, в сфере образования, культуры, здравоохранения, экологии.
В-пятых, немаловажным фактором для принятия решения послужило и то, что руководство БСДП (Грамада) проявило интерес к моим правотворческим разработкам. В частности, ЦК партии заслушало и одобрило проект Концепции судебно-правовой реформы и прилагаемый к ней законопроект о судоустройстве Республики Беларусь. Позднее мои наработки были опубликованы в виде брошюрки. В августе 2019 г. ЦК БСДП (Грамада) поддержала предлагаемые мною поправки в Конституцию Республики Беларусь с тем, чтобы приблизить страну к стандартам парламентской республики. Скоро они появятся в виде брошюрки. На партийной конференции 14-15 декабря с.г. ЦК партии обсудила и одобрила подготовленный мною проект закона «Об уполномоченном по правам человека».
*   *   *Я верю в то, что «Праграма дзеянняў» будет реализована в нашей жизни. Для этого я вступил в эту партию и хотел бы внести посильный вклад в приближение светлого будущего в Беларуси. Особенно это касается правовых основ государственности. Теперь мы вместе будем строить в Беларуси демократическое социальное правовое государство, ориентируясь на западные стандарты. Присоединяйтесь к Грамаде!

Выборы в день "революции" 07.11.2019


Беларусь - единственная на постсоветском пространстве страна, где 7 ноября остается государственным праздником. С этим можно соглашаться или спорить. В данном случае историческую дату хотелось бы упомянуть в ином ракурсе, а именно: как день выборов в верхнюю палату парламента – Совет Республики.
Насколько это правомерно? Можно ли проводить выборы в праздничный день? Можно ли «развести» выборы в нижнюю и верхнюю палату парламента? И что такое – выборы в Совет Республики? Попробую коротко ответить на поставленные вопросы. В соответствии с Избирательным кодексом (далее – ИК) выборы в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палата предыдущего созыва. В ст.56 ИК указывается на воскресный день. Однако ключевыми словами являются «…не позднее 30 дней до окончания полномочий…». То есть, последний месяц полномочий предыдущих парламентариев отводится на выборы. Уменьшать срок полномочий недопустимо, поскольку это будет нарушением их правового статуса со всеми вытекающими из этот факта последствиями. Отсюда сделаем первый вывод: назначать выборы в Национальное собрание на 10 месяцев раньше плановых сроков незаконно, что ставит под сомнение легитимность выборов. Можно ли выборы палат парламента назначать в разные сроки? По смыслу норм ИК, нельзя. Выборы в обе палаты должны проводиться одновременно, то есть в один день. Во всяком случае, ИК не допускает «разводки» этих сроков. Отсюда следует второй вывод: назначение выборов в Палату представителей и Совет Республики в разные сроки является нарушением избирательного законодательства. Далее, можно ли выборы проводить не в воскресенье, а в другой день недели? Если исходить из сопоставления ст.56 и 97 ИК, то выборы должны проходить именно в воскресенье. Может ли государственный праздник заменить воскресный день? Думаю, что каждый здравомыслящий человек ответит на этот вопрос отрицательно. Праздников может быть сколько угодно, а воскресенье – по расписанию. «Заполнять» праздники разными мероприятиями и обязывать людей на них что-то делать – неправильно. Отсюда еще один вывод: выборы в государственный праздник  следует признать нарушением прав граждан, которым государство «подарило» выходной день, а потом пытается его использовать в своих интересах. И, наконец, вопрос на засыпку: кто выбирает членов Совета Республики и почему избиратели об этом ничего не знают? Мало кто знает, как происходит это действо и кто в нем участвует. Согласно главе 20 ИК (ст.ст.97-101), выдвижение кандидатов в члены Совета Республики принадлежит Советам депутатов базового уровня и соответствующим исполнительным комитетам – районным, городским (городов областного подчинения), а в г.Минске – президиуму Минского городского Совета депутатов и Минскому горисполкому. В совместном заседании этих органов должно участвовать не менее 2/3 от состава соответствующих президиумов Советов депутатов и исполнительных комитетов. Регистрирует кандидатов в члены Совета Республики Центризбирком при наличии соответствующих документов (ст.101). Однако в ИК не прописано, как выдвигает кандидатов в члены Совета Республики Президент Республики Беларусь, какие он оформляет документы и как определяет своих выдвиженцев. И вообще непонятно, на каком основании он выдвигает 8 кандидатов, если происходят якобы выборы. На мой взгляд, выборы в Совет Республики не соответствуют базовым принципам избирательного права. Они носят келейный характер, не являются демократичными, прозрачными, справедливыми. Поэтому они ничтожные по юридическим последствиям.

ВЫБОРЫ С ИЗВЕСТНЫМ ИТОГОМ 21.10.2019

18 октября с.г. глава Центризбиркома Лидия Ермошина сообщила журналистам, что прошли регистрацию в качестве кандидатов в депутаты Палаты представителей 558 чел. Отказано в регистрации примерно 130 чел.


Кто прошел сито? По имеющимся данным, в избирательную рулетку решили сыграть 703 претендента. Из них: 325 – от политических партий, 38 – от трудовых коллективов и 81 – путем сбора подписей. Ряд претендентов использовали несколько способов выдвижения. После проверки документов, в том числе деклараций о доходах и имуществе, в избирательном марафоне поучаствуют 558 человек. Большинство – от политических партий. По массовости на первом месте оказалась Либерально-демократическая партия (98), на втором – Компартия Беларуси (50), на третьем – Объединенная гражданская партия (47). Дальше, по убывающей, идет Республиканская партия труда и справедливости (40), БНФ (31), Белорусская социал-демократическая партия (Грамада) (30), партия левых «Справедливый мир» (27), партия «Белорусская социал-демократическая Грамада» (14), Белорусская патриотическая партия (10), Республиканская партия (5), Белорусская партия «Зеленые» (4), Белорусская социально-спортивная партия (1). Неожиданностью стал отказ в регистрации действующим депутатам Анне Конопацкой и Елене Анисим. Можно полагать, что их преднамеренно не допустили к участию в следующем этапе «выборов». Это и понятно. Они стали бы фаворитами в симпатиях избирателей и трудно было бы что-то сделать с «цифрами» при голосовании. Видимо, по этой же причине не допустили на стартовую дорожку лидера движения «За свободу» Юрия Губаревича и его заместителя Виктора Янчуревича.
Кто станет депутатами? Основная интрига выборов состоит в том, кто из участников избирательного марафона получит мандат депутата при среднем конкурсе пять человек на место. По мнению политического обозревателя Павлюка Быковского, представителям оппозиционных партий трудно рассчитывать на победу. Причиной этого является тот факт, что в каждом избирательном округе имеется провластный кандидат, на которого будет сделана ставка. Причем, по его расчетам, примерно в 40 округах наблюдается если не настоящая, то мнимая конкуренция таких кандидатов. Если раньше «правильных» кандидатов выдвигали исключительно трудовые коллективы, то сейчас они маскируются под самовыдвиженцев или представителей от определенных политических партий. П.Быковский заявляет, что на данный момент может безошибочно назвать победителей в 65 округах. В остальных 35 округах ситуация, по его мнению, прояснится в ходе предвыборной кампании. Давайте попробуем дополнить рассуждения известного политолога. Так, в депутаты можно сразу записать 32 депутатов нынешнего состава Палаты представителей, которые получили «добро» на участие в выборах. На мой взгляд, поздравления уже могут принимать Валерий Мицкевич, заместитель главы администрации президента, он же – председатель Белорусского союза юристов; Светлана Любецкая, судья Верховного суда; Александр Дубов, заместитель Генерального прокурора; Олег Белоконев, начальник Генерального штаба, первый заместитель министра обороны (ему-то зачем идти в депутаты?); Андрей Савиных, бывший посол Республики Беларусь в Турции (в документах на регистрацию он представил себя как действующий посол); Алексей Егоров, ректор Витебского государственного университета имени П.М.Машерова; Лилия Ананич, бывшая министр информации Республики Беларусь; Геннадий Давыдько, председатель объединения «Белая Русь»; Мария Василевич, бывшая «Мисс Беларусь – 2018». Конкурентам указанных кандидатов можно лишь посочувствовать. Они могут, интереса ради, заняться учетом результатов голосования по участкам. Мне представляется, что они будет выверенными словно под копирку.
Можно ли проще и лучше? Выборы в нынешний парламент напоминают спектакль с заранее расписанными ролями и известным концом. Политическим партиям в нем отводится роль массовки с ярко выраженными эмоциями. Герои-победители не претендуют на первые роли и мало впечатляют зрителей. Тем не менее, в конце спектакля их пригласят на сцену и вручат премии за лучшие роли. Можно ли избавиться от этих показушных выборов, в которых актеры и зрители ничего не значат, а все делают режиссеры и кукловоды? Да, вполне возможно, но для этого надо сделать несколько конкретных шагов. Первый шаг: перейти к смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системе выборов, когда часть депутатов парламента избирается по прежней системе, а другая часть – по партийным спискам. Это даст возможность лучшим представителям общества выставлять свои кандидатуры индивидуально, а партии получат гарантированное представительство в парламенте в соответствии с признанием граждан. Второй шаг: ввести государственное финансирование тех партий, которые преодолеют так называемый заградительный барьер на выборах и будут иметь своих депутатов. Это позволит партиям развиваться и укреплять свой рейтинг среди населения. Третий шаг: предоставить партиям возможность участвовать в формировании избирательных комиссий всех уровней. Это обеспечит прозрачность итогов голосования, поскольку партии будут заинтересованы в точных результатах. Четвертый шаг: установить голосование в течение одного дня, разрешить наблюдателям и журналистам фиксировать ход работы избирательных комиссий и подсчет голосов избирателей. Пятый шаг: перейти к выборам в легитимный парламент страны – Верховный Совет Республики Беларусь. Это позволит восстановить принцип парламентаризма, а также доверие общества к парламенту как институту власти. Уверен, что после принятия этих мер выборы сразу станут свободными, прозрачными и честными и перестанут напоминать спектакль с заранее известным итогом.

ВСПОМНИМ ДИМУ ЗАВАДСКОГО 06.07.2019

7 июля 2000 г. по дороге в аэропорт «Минск-2» исчез 27-летний журналист Дмитрий Завадский. Он ехал на встречу со своим другом и бывшим шефом Павлом Шереметом. Тот готовил фильм об исчезнувших политиках в Беларуси и специально летел в Минск, чтобы забрать у Дмитрия некоторые архивные материалы. Судя по всему, о предстоящей встрече узнали заинтересованные лица, имеющие доступ к прослушиванию мобильной связи. Они могли также предполагать, что Д.Завадский, работавший в 1994-1997 гг. в операторском пуле А.Лукашенко, имеет какие-то компрометирующие материалы в отношении главы государства. Павел Шеремет поднял «тревогу» и заставил правоохранителей искать исчезнувшего Дмитрия. Милиция с собаками начала прочесывать леса, расположенные по соседству с аэропортом. Но все тщетно. Органы следствия сохраняли «тайну» почти год. 12 мая 2001 г. заместитель прокурора  республики Михаил Снегирь и руководитель следственной группы Иван Бранчель заявили на пресс-конференции, что Завадского похитила банда, состоявшая из бывших сотрудников спецподразделения МВД Беларуси. Судебный процесс по делу «банды Игнатовича» был закрытым из-за того, что один из 50 томов уголовного дела имел гриф «совершенно секретно». Тем не менее, стало известно, что обвиняемые своей вины не признали. Суд приговорил Игнатовича и Малика к пожизненному заключению, Гуза – к 25 годам, а Савушкина – к 12 годам. Однако вопрос о судьбе Завадского остался невыясненным. Близкие Дмитрия, в том числе жена Светлана и мама – Ольга Григорьевна, не могли поверить, что Дмитрия похитили по той причине, что в «Белорусской деловой газете» было опубликовано интервью с ним после поездки в Чечню. Там он упоминал о белорусах, которые воюют на стороне боевиков. Они также не могли понять, почему лопатка со следами крови Дмитрия была обнаружена в машине Игнатовича спустя месяц после начала расследования. Они полагали, что ее, скорее всего, подбросили в качестве вещественного доказательства и «перевода стрелок» на Игнатовича. Потом появились «беглые следователи» Петрушкевич и Случек, которые, находясь за границей, высказали свою версию исчезновения Д.Завадского. Речь шла о создании специальной группы, которая занималась похищением и уничтожением неугодных режиму политиков и иных лиц. Павел Шеремет после похищения своего друга подготовил документальный фильм «Дикая охота», а позднее – «Дикая охота-2». Прошло 19 лет с той печальной даты. Близкие и общественность не знают, что тогда случилось с Димой, за что его убили и кто именно, где покоится его прах. Предлагаю читателям «Белпартизана» вспомнить Диму Завадского, который ушел от нас в 27 лет, не успев пожить и реализоваться. Посмотрите фильм о Дмитрии (belsat.eu/ru/news/17-let-nazad-ischez-dmitrij-zavadskij-smotrite-film-belsata-ob-ischeznovenii-zhurnalista).

ЧТО ЗА ПРАЗДНИК 3 ИЮЛЯ? 02.07.2019

Снова приближается 3 июля и снова будет военный парад. По какому случаю? Формально он приурочен ко дню освобождения г.Минска от немецко-фашистских захватчиков 3 июля 1944 г. Потом к этой дате белорусские власти добавили еще два праздника – День республики и День независимости. Не слишком ли много праздников? И есть ли для этого юридические основания? Убедительные аргументы на этот счет высказал на страницах газеты «Новы час» известный историк, профессор Леонид Лыч (см.: «Што ёсць 3 ліпеня для народа Беларусі» // «Новы час», 28 чэрвеня 2019 г., №24). Он, в частности, утверждает, что «...праз рэферэндум у лістападе 1996 года нам штучна, па-валюнтарысцку навязалі «Дзень Рэспублікі”, які да гэтага адзначаўся ў краіне цалкам абгрунтавана – паводле прянятага 27 ліпеня 1990 года адпаведнага акту. У выніку такога неабдуманага сімбіёзу Беларусь у 1997 годзе адзначыла 3 ліпеня як свята з дзвюма назвамі: Дзень Незалежнасці і Дзень Рэспублікі, прычым з абавясковым правядзенем ваеннага парада, чаго не практыкавалася апошнія сем гадоў”. И далее Л.Лыч добавляет: «Так, па волі ўлады, а не народа Дзень Незалежнасці уже з 1997 года намертва ўвабраў у сябе 3 ліпеня – Дзень вызвалення Беларусі”. Со своей стороны замечу, что такое положение дел противоречило действующему законодательству и историческим реалиям. Во-первых, референдум 1996 г. с его вопросами, носящими политизированный характер, был признан демократической общественностью незаконным. Согласно ст.3 Закона «О всенародном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь», на референдум не могли выноситься вопросы, которые нарушают «...неотъемлемое право белорусского народа на суверенную национальную государственность, гарантии существования белорусской культуры и языка». Во-вторых, результаты голосования на том референдуме вызывают большие сомнения и лежат на совести незаконно назначенного главы Центризбиркома Лидии Ермошиной. В-третьих, такое передвижение дат – с 27 июля 1990 г. на 3 июля 1944 г. – представляется абсурдным, поскольку не имеет реальной основы. Освобождение Минска в 1944 г. вовсе не означало, что разоренные войной белорусские земли стали вдруг самостоятельными, а Беларусь – обрела независимость. Я согласен с мнением уважаемого Леонида Ивановича Лыча, что  Днем Независимости и Днем Республики могут быть либо 27 июля (1990 г.), либо 25 августа (1991 г.). Напомню, что в этот день Верховный Совет БССР принял Закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете БССР». Следует также согласиться с итоговым утверждением Л.Лыча: «У палітычных колах Расіі Беларусь па-сур-ёзнаму не ўспрымаецца як незалежная, суверэнная дзяржава. Для гэтага ёй трэба быць у разы больш моцнай у эканамічным вымярэнні і ажыццявіць буйнамасштабныя пераўтварэнні ў духоўнай сфэры, вывеўшы яе з чужога рускага на ўласна беларускае культурна-моўнае рэчышча”. Как юрист и гражданин Беларуси я считаю, что юридически и фактически Днем независимости  страны следует считать день принятия легитимным парламентом –Декларации о государственном суверенитете БССР (с 19 сентября 1991 г. – Республики Беларусь) от 27 июля 1990 г. Однако в новых условиях Беларусь может праздновать свой суверенитет, когда уйдет в прошлое незаконный режим единоличной власти и когда новый представительный орган белорусского народа объявит о своей независимости, создав легитимную систему органов власти и восстановив национальные символы белорусской государственности.

СКАЗ О ЖЕМЧУЖНОМ 03.06.2019

С осени 2015 года состою в переписке с Михаилом Жемчужным, бывшим доцентом из Витебска. Его, вполне респектабельного ученого-интеллигента, учредителя культурно-просветительного учреждения «Платформ инновейшн», осудили летом 2015 г. за «букет статей». Случилось это вскоре после вынесения приговора в отношении директора этого же учреждения Андрея Бондаренко.
Формально Жемчужного осудили за дачу взятки и дачу взятки повторно работнику милиции, который якобы обещал выдать служебную информацию о фактах нарушения законности в этих органах и который якобы для записи этой информации просил Жемчужного изготовить техническое устройство, предназначенное для негласного получения информации. Всю эту «лабуду» квалифицировали по ст. 376 (части 1 и 2), ст. 375 (часть 1) и ст. 431 (части 1 и 2) УК Республики Беларусь и приговорили ученого технаря к шести годам лишения свободы. А позднее Верховный суд по протесту прокурора добавил ему еще полгода.
Позднее правозащитникам стало известно, что посадку М.Жемчужного инициировали спецслужбы и вели с ним игру «в поддавки», провоцируя его на совершение общественно опасных деяний. А причиной этого стало его сотрудничество с правозащитной организацией «Платформ инновейшн».
Первоначально М.Жемчужного “распределили” в колонию №14 в пос. Новосады Борисовского района. Однако жить “спокойно” в колонии ему не дали, придумывая все новые взыскания. После получения статуса “злостного нарушителя режима” его в июле 2017 г. направили на исправление в злополучную колонию №9 в г.Горки. Администрация колонии попыталась определить Жемчужного в отряд, где преобладали заключенные с так называемым низким статусом. По тюремным правилам общение с такими заключенными означает переход в низшую касту. М.Жемчужный “стал в позу” и отказался проследовать в отряд. В ответ – дисциплинарное наказание в виде помещения в штрафной изолятор.  И такая практика повторялась много-много раз. 22 декабря 2017 г. на сайте «Платформа» появилась информация под названием «Михаилу Жемчужному нужна наша поддержка». Из нее следует, что за полгода пребывания в колонии №9 М.Жемчужный получил 14  взысканий, из них – 70 суток пребывания в ШИЗО.
По мнению бывалого зэка А.Бондаренко, пребывание в ШИЗО – «тяжелое испытание, которое нечасто применяется даже к отъявленным рецидивистам и криминальным авторитетам. За такое время нахождения в ШИЗО существует реальная угроза здоровью осужденного в связи с антисанитарными условиями и низкими температурами в камерах в данное время года».
   Следует дополнить, что согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным постановлением МВД Республики Беларусь от 30 декабря 2016 г. №349, отбывающим наказание в условиях ШИЗО запрещаются прогулки, чтение, письма, занятие спортом и др. Осужденному не выдается постельное белье, и он вынужден спать на нарах, которые отмыкаются от стены на время отбоя. При этом температурный режим в камере такой, что осужденный вынужден несколько раз за ночь вставать и делать разминку. По информации А.Бондаренко, М.Жемчужный обращался к администрации ИК-9 с просьбой обеспечить его личную безопасность и перевести в безопасное место, например, в ПКТ (помещение камерного типа). Однако просьбы осужденного отклонялись, и он продолжал почти непрерывно находиться в ШИЗО. Жалобы М.Жемчужного на водворение в ШИЗО отвергаются с формальной отпиской: «Каких-либо угроз жизни и здоровью нет. Других оснований, препятствующих дальнейшему отбыванию наказания осужденным Жемчужным М.И. в колонии № 9 нет. Нарушений в действиях администрации ИК-9 не установлено». Однако это было только начало жесточайших испытаний. На 10.10.2018 г. за плечами М.Жемчужного было уже 270 суток ШИЗО. В качестве «релакса» его время от времени направляли в ПКТ. Из-за длительного пребывания в закрытом помещении, отсутствия прогулок и дневного света у Жемчужного резко ухудшилось зрение. Кроме того, по информации правозащитников, далеко не все письма Жемчужного доходят до адресатов. Стало известно, что были уничтожены 5 из 10 писем, написанных им в последнее время, по официальной версии — «за причинение вреда охраняемым законом правам госорганов, общественных объединений и отдельных граждан», а также по причине «сокращений в тексте и условных обозначений».
В письме, полученном мною в конце мая с.г., М.Жемчужный сообщил, что получил письмо из Вашингтона от председателя отдела Белорусско-американской ассоциации Вячеслава Бортника. В нем  уведомлялось, что Рада БНР решила наградить М.Жемчужного юбилейной медалью «...за дзейнасць на карысць свабоднай і незалежнай Беларусі”.
Из Интернета известно, что юбилейная медаль «100 лет БНР» была основана Радой БНР в 2018 году. В список награжденных, согласно сайту Рады БГР, вошло более 130 человек - политиков, активистов, культурных деятелей и ученых из Беларуси, белорусской диаспоры, а также из числа иностранцев.
Михаил Жемчужный продолжает отстаивать свои права, пишет жалобы на дисциплинарные взыскания.  Он получил ответ на надзорную жалобу из Верховного суда. Как и следовало ожидать, приговор оставлен без изменения. Еще он отмечает, что за два года нахождения в ИК-9 ему не разрешили приобрести витамины.
Правозащитник Леонид Светик в своем материале, опубликованном на сайте правозащитного центра «Весна», дает характеристику М.Жемчужному: "В этом году летом исполнится 4 года моей переписке с Михаилом Жемчужном. За это время я достаточно глубоко изучил личные качества Михаила. Считаю его мужественным, неравнодушным к чужим проблемам человеком, способным стоять до конца в деле защиты прав человека. Надеюсь, что он выдержит все испытания и выйдет на свободу достойным человеком".
Я присоединяюсь к этой оценке и хотел бы добавить, что этот доцент из Витебска, несмотря на свой почтенный возраст (64 года), претерпел все круги ада в тюремной неволе, но сохранил честь, веру и оптимизм. Он реально заслужил медаль.
Как юрист, изучивший обстоятельства его уголовного дела, считаю, что оно, весьма вероятно, было инспирировано по политическим мотивам. Оно должно быть пересмотрено новым составом суда, а М.Жемчужный должен быть освобожден от наказания. Его ждут друзья и Ивонка Сурвила с медалью.
Свободу Михаилу Жемчужному!
чытаць іншыя навіны