АКТУАЛЬНЫЯ ТЭМЫ: Закон аб адтэрміноўках Выбары-2019 Змяненне Канстытуцыі Курапаты Беларусь-Расія Забойства Паўла Шарамета

ВСПОМНИМ ДИМУ ЗАВАДСКОГО 06.07.2019

7 июля 2000 г. по дороге в аэропорт «Минск-2» исчез 27-летний журналист Дмитрий Завадский. Он ехал на встречу со своим другом и бывшим шефом Павлом Шереметом. Тот готовил фильм об исчезнувших политиках в Беларуси и специально летел в Минск, чтобы забрать у Дмитрия некоторые архивные материалы. Судя по всему, о предстоящей встрече узнали заинтересованные лица, имеющие доступ к прослушиванию мобильной связи. Они могли также предполагать, что Д.Завадский, работавший в 1994-1997 гг. в операторском пуле А.Лукашенко, имеет какие-то компрометирующие материалы в отношении главы государства. Павел Шеремет поднял «тревогу» и заставил правоохранителей искать исчезнувшего Дмитрия. Милиция с собаками начала прочесывать леса, расположенные по соседству с аэропортом. Но все тщетно. Органы следствия сохраняли «тайну» почти год. 12 мая 2001 г. заместитель прокурора  республики Михаил Снегирь и руководитель следственной группы Иван Бранчель заявили на пресс-конференции, что Завадского похитила банда, состоявшая из бывших сотрудников спецподразделения МВД Беларуси. Судебный процесс по делу «банды Игнатовича» был закрытым из-за того, что один из 50 томов уголовного дела имел гриф «совершенно секретно». Тем не менее, стало известно, что обвиняемые своей вины не признали. Суд приговорил Игнатовича и Малика к пожизненному заключению, Гуза – к 25 годам, а Савушкина – к 12 годам. Однако вопрос о судьбе Завадского остался невыясненным. Близкие Дмитрия, в том числе жена Светлана и мама – Ольга Григорьевна, не могли поверить, что Дмитрия похитили по той причине, что в «Белорусской деловой газете» было опубликовано интервью с ним после поездки в Чечню. Там он упоминал о белорусах, которые воюют на стороне боевиков. Они также не могли понять, почему лопатка со следами крови Дмитрия была обнаружена в машине Игнатовича спустя месяц после начала расследования. Они полагали, что ее, скорее всего, подбросили в качестве вещественного доказательства и «перевода стрелок» на Игнатовича. Потом появились «беглые следователи» Петрушкевич и Случек, которые, находясь за границей, высказали свою версию исчезновения Д.Завадского. Речь шла о создании специальной группы, которая занималась похищением и уничтожением неугодных режиму политиков и иных лиц. Павел Шеремет после похищения своего друга подготовил документальный фильм «Дикая охота», а позднее – «Дикая охота-2». Прошло 19 лет с той печальной даты. Близкие и общественность не знают, что тогда случилось с Димой, за что его убили и кто именно, где покоится его прах. Предлагаю читателям «Белпартизана» вспомнить Диму Завадского, который ушел от нас в 27 лет, не успев пожить и реализоваться. Посмотрите фильм о Дмитрии (belsat.eu/ru/news/17-let-nazad-ischez-dmitrij-zavadskij-smotrite-film-belsata-ob-ischeznovenii-zhurnalista).

ЧТО ЗА ПРАЗДНИК 3 ИЮЛЯ? 02.07.2019

Снова приближается 3 июля и снова будет военный парад. По какому случаю? Формально он приурочен ко дню освобождения г.Минска от немецко-фашистских захватчиков 3 июля 1944 г. Потом к этой дате белорусские власти добавили еще два праздника – День республики и День независимости. Не слишком ли много праздников? И есть ли для этого юридические основания? Убедительные аргументы на этот счет высказал на страницах газеты «Новы час» известный историк, профессор Леонид Лыч (см.: «Што ёсць 3 ліпеня для народа Беларусі» // «Новы час», 28 чэрвеня 2019 г., №24). Он, в частности, утверждает, что «...праз рэферэндум у лістападе 1996 года нам штучна, па-валюнтарысцку навязалі «Дзень Рэспублікі”, які да гэтага адзначаўся ў краіне цалкам абгрунтавана – паводле прянятага 27 ліпеня 1990 года адпаведнага акту. У выніку такога неабдуманага сімбіёзу Беларусь у 1997 годзе адзначыла 3 ліпеня як свята з дзвюма назвамі: Дзень Незалежнасці і Дзень Рэспублікі, прычым з абавясковым правядзенем ваеннага парада, чаго не практыкавалася апошнія сем гадоў”. И далее Л.Лыч добавляет: «Так, па волі ўлады, а не народа Дзень Незалежнасці уже з 1997 года намертва ўвабраў у сябе 3 ліпеня – Дзень вызвалення Беларусі”. Со своей стороны замечу, что такое положение дел противоречило действующему законодательству и историческим реалиям. Во-первых, референдум 1996 г. с его вопросами, носящими политизированный характер, был признан демократической общественностью незаконным. Согласно ст.3 Закона «О всенародном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь», на референдум не могли выноситься вопросы, которые нарушают «...неотъемлемое право белорусского народа на суверенную национальную государственность, гарантии существования белорусской культуры и языка». Во-вторых, результаты голосования на том референдуме вызывают большие сомнения и лежат на совести незаконно назначенного главы Центризбиркома Лидии Ермошиной. В-третьих, такое передвижение дат – с 27 июля 1990 г. на 3 июля 1944 г. – представляется абсурдным, поскольку не имеет реальной основы. Освобождение Минска в 1944 г. вовсе не означало, что разоренные войной белорусские земли стали вдруг самостоятельными, а Беларусь – обрела независимость. Я согласен с мнением уважаемого Леонида Ивановича Лыча, что  Днем Независимости и Днем Республики могут быть либо 27 июля (1990 г.), либо 25 августа (1991 г.). Напомню, что в этот день Верховный Совет БССР принял Закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете БССР». Следует также согласиться с итоговым утверждением Л.Лыча: «У палітычных колах Расіі Беларусь па-сур-ёзнаму не ўспрымаецца як незалежная, суверэнная дзяржава. Для гэтага ёй трэба быць у разы больш моцнай у эканамічным вымярэнні і ажыццявіць буйнамасштабныя пераўтварэнні ў духоўнай сфэры, вывеўшы яе з чужога рускага на ўласна беларускае культурна-моўнае рэчышча”. Как юрист и гражданин Беларуси я считаю, что юридически и фактически Днем независимости  страны следует считать день принятия легитимным парламентом –Декларации о государственном суверенитете БССР (с 19 сентября 1991 г. – Республики Беларусь) от 27 июля 1990 г. Однако в новых условиях Беларусь может праздновать свой суверенитет, когда уйдет в прошлое незаконный режим единоличной власти и когда новый представительный орган белорусского народа объявит о своей независимости, создав легитимную систему органов власти и восстановив национальные символы белорусской государственности.

СКАЗ О ЖЕМЧУЖНОМ 03.06.2019

С осени 2015 года состою в переписке с Михаилом Жемчужным, бывшим доцентом из Витебска. Его, вполне респектабельного ученого-интеллигента, учредителя культурно-просветительного учреждения «Платформ инновейшн», осудили летом 2015 г. за «букет статей». Случилось это вскоре после вынесения приговора в отношении директора этого же учреждения Андрея Бондаренко.
Формально Жемчужного осудили за дачу взятки и дачу взятки повторно работнику милиции, который якобы обещал выдать служебную информацию о фактах нарушения законности в этих органах и который якобы для записи этой информации просил Жемчужного изготовить техническое устройство, предназначенное для негласного получения информации. Всю эту «лабуду» квалифицировали по ст. 376 (части 1 и 2), ст. 375 (часть 1) и ст. 431 (части 1 и 2) УК Республики Беларусь и приговорили ученого технаря к шести годам лишения свободы. А позднее Верховный суд по протесту прокурора добавил ему еще полгода.
Позднее правозащитникам стало известно, что посадку М.Жемчужного инициировали спецслужбы и вели с ним игру «в поддавки», провоцируя его на совершение общественно опасных деяний. А причиной этого стало его сотрудничество с правозащитной организацией «Платформ инновейшн».
Первоначально М.Жемчужного “распределили” в колонию №14 в пос. Новосады Борисовского района. Однако жить “спокойно” в колонии ему не дали, придумывая все новые взыскания. После получения статуса “злостного нарушителя режима” его в июле 2017 г. направили на исправление в злополучную колонию №9 в г.Горки. Администрация колонии попыталась определить Жемчужного в отряд, где преобладали заключенные с так называемым низким статусом. По тюремным правилам общение с такими заключенными означает переход в низшую касту. М.Жемчужный “стал в позу” и отказался проследовать в отряд. В ответ – дисциплинарное наказание в виде помещения в штрафной изолятор.  И такая практика повторялась много-много раз. 22 декабря 2017 г. на сайте «Платформа» появилась информация под названием «Михаилу Жемчужному нужна наша поддержка». Из нее следует, что за полгода пребывания в колонии №9 М.Жемчужный получил 14  взысканий, из них – 70 суток пребывания в ШИЗО.
По мнению бывалого зэка А.Бондаренко, пребывание в ШИЗО – «тяжелое испытание, которое нечасто применяется даже к отъявленным рецидивистам и криминальным авторитетам. За такое время нахождения в ШИЗО существует реальная угроза здоровью осужденного в связи с антисанитарными условиями и низкими температурами в камерах в данное время года».
   Следует дополнить, что согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным постановлением МВД Республики Беларусь от 30 декабря 2016 г. №349, отбывающим наказание в условиях ШИЗО запрещаются прогулки, чтение, письма, занятие спортом и др. Осужденному не выдается постельное белье, и он вынужден спать на нарах, которые отмыкаются от стены на время отбоя. При этом температурный режим в камере такой, что осужденный вынужден несколько раз за ночь вставать и делать разминку. По информации А.Бондаренко, М.Жемчужный обращался к администрации ИК-9 с просьбой обеспечить его личную безопасность и перевести в безопасное место, например, в ПКТ (помещение камерного типа). Однако просьбы осужденного отклонялись, и он продолжал почти непрерывно находиться в ШИЗО. Жалобы М.Жемчужного на водворение в ШИЗО отвергаются с формальной отпиской: «Каких-либо угроз жизни и здоровью нет. Других оснований, препятствующих дальнейшему отбыванию наказания осужденным Жемчужным М.И. в колонии № 9 нет. Нарушений в действиях администрации ИК-9 не установлено». Однако это было только начало жесточайших испытаний. На 10.10.2018 г. за плечами М.Жемчужного было уже 270 суток ШИЗО. В качестве «релакса» его время от времени направляли в ПКТ. Из-за длительного пребывания в закрытом помещении, отсутствия прогулок и дневного света у Жемчужного резко ухудшилось зрение. Кроме того, по информации правозащитников, далеко не все письма Жемчужного доходят до адресатов. Стало известно, что были уничтожены 5 из 10 писем, написанных им в последнее время, по официальной версии — «за причинение вреда охраняемым законом правам госорганов, общественных объединений и отдельных граждан», а также по причине «сокращений в тексте и условных обозначений».
В письме, полученном мною в конце мая с.г., М.Жемчужный сообщил, что получил письмо из Вашингтона от председателя отдела Белорусско-американской ассоциации Вячеслава Бортника. В нем  уведомлялось, что Рада БНР решила наградить М.Жемчужного юбилейной медалью «...за дзейнасць на карысць свабоднай і незалежнай Беларусі”.
Из Интернета известно, что юбилейная медаль «100 лет БНР» была основана Радой БНР в 2018 году. В список награжденных, согласно сайту Рады БГР, вошло более 130 человек - политиков, активистов, культурных деятелей и ученых из Беларуси, белорусской диаспоры, а также из числа иностранцев.
Михаил Жемчужный продолжает отстаивать свои права, пишет жалобы на дисциплинарные взыскания.  Он получил ответ на надзорную жалобу из Верховного суда. Как и следовало ожидать, приговор оставлен без изменения. Еще он отмечает, что за два года нахождения в ИК-9 ему не разрешили приобрести витамины.
Правозащитник Леонид Светик в своем материале, опубликованном на сайте правозащитного центра «Весна», дает характеристику М.Жемчужному: "В этом году летом исполнится 4 года моей переписке с Михаилом Жемчужном. За это время я достаточно глубоко изучил личные качества Михаила. Считаю его мужественным, неравнодушным к чужим проблемам человеком, способным стоять до конца в деле защиты прав человека. Надеюсь, что он выдержит все испытания и выйдет на свободу достойным человеком".
Я присоединяюсь к этой оценке и хотел бы добавить, что этот доцент из Витебска, несмотря на свой почтенный возраст (64 года), претерпел все круги ада в тюремной неволе, но сохранил честь, веру и оптимизм. Он реально заслужил медаль.
Как юрист, изучивший обстоятельства его уголовного дела, считаю, что оно, весьма вероятно, было инспирировано по политическим мотивам. Оно должно быть пересмотрено новым составом суда, а М.Жемчужный должен быть освобожден от наказания. Его ждут друзья и Ивонка Сурвила с медалью.
Свободу Михаилу Жемчужному!

Памяти первого состава Конституционного суда 27.04.2019


28 апреля 1994 г. 25 лет назад был образован Конституционный суд. Его «апостолами» стали 9 юристов, избранных Верховным Советом Республики Беларусь. Среди них волею случая и судьбы оказался и я – посланник из России на белорусской земле.


Кто они, первые судьи Конституционного суда? Не отдавая предпочтение кому-либо из судей, перечисляю их в порядке алфавита: Василевич Григорий Алексеевич, Кеник (Хома) Ксения Ивановна,  Пастухов Михаил Иванович, Подгруша Валентина Васильевна, Середа Николай Михайлович, Тихиня Валерий Гурьевич, Тишкевич Станислав Иванович, Фадеев Валерий Алексеевич, Филипчик Римма Ивановна.


Наиболее заметной фигурой среди первого состава Конституционного суда был Тихиня Валерий Гурьевич. Он снискал уважение юристов, занимая ответственные должности:  Министра юстиции Республики Беларусь,  заместителя Председателя Высшей аттестационной комиссии (ВАК), депутата Верховного Совета. Не удивительно, что на первом заседании судей, которое состоялось в здании Верховного Совета, В.Тихиня был избран на должность заместителя Председателя Конституционного суда и одновременно исполняющим обязанности Председателя  суда (кандидатуру на должность председателя Конституционного суда вносил президент республики. Как известно, первый президент вступил в должность 20 июля 1994 г.- Авт.).


Для меня должность судьи оказалась весьма неожиданной, хотя и закономерной. В то время я находился на военной службе в органах государственной безопасности и преподавал на Высших курсах КГБ СССР (позднее они были преобразованы в Институт национальной безопасности Республики Беларусь). Выйти из этой закрытой системы в «открытый мир» было почти невозможно, разве что «под прикрытием».


Но у меня было «хобби» - разрабатывать законы. В силу стечения обстоятельств я сблизился с председателем комиссии Верховного Совета по законодательству Дмитрием Петровичем Булаховым. Он пригласил меня поработать в составе группы юристов над проектом Концепции судебно-правовой реформы, и мы ее «сделали». Нас представили к званиям заслуженных юристов Республики Беларусь. Потом я участвовал в подготовке проекта Конституции. Мне довелось поработать над проектом закона о Конституционном суде, который предполагалось принять в развитие Конституции.


Без ложной скромности скажу: я подготовил основу этого законопроекта. Д.Булахов его дорабатывал и согласовывал с депутатами и разными органами власти. В результате у Конституционного суда отняли ряд полномочий. Но закон приняли быстро. Он вступил в силу вместе с Конституцией – 30 марта 1994 г.


Вспоминаю знаковый день в моей судьбе, в марте 1994 года, когда я получил диплом доктора юридических наук и на радостях зашел в Верховный Совет, к Д.П.Булахову.  Тот,  посмотрев мой диплом, предложил включить меня в список претендентов на должность судьи КС. Так моя фамилия оказалась в заветном списке.


Мне «повезло». Не иначе, как с Божьей помощью, я прошел все преграды, которые встали на моем пути, и стал членом (судьей) Конституционного суда в 36 лет. Правда, дальше меня ждала череда разочарований, начиная с трудностей освобождения от военной службы, с переходом на «смешную» зарплату судьи Конституционного суда и кончая знакомством с судьями.


Как оказалось, состав Конституционного суда не был готов к тем испытаниям, которые ему подготовила история. С приходом к власти первого президента спокойная жизнь суда была нарушена, поскольку приходилось раз за разом признавать неконституционность указов президента. Это вызывало ответную реакцию. Конституционный суд превратился в мишень критики и дискриминации. Среди судей стали искать «заговорщиков», которые мешают работать президенту.


К ноябрю 1996 г. суд признал неконституционными 16 указов президента и одно служебное распоряжение от 29 декабря 1995 г., которым органам управления предписывалось не исполнять решения Конституционного суда. В своем послании президенту и парламенту по итогам 1995 года суд оценил состояние конституционной законности в стране как неудовлетворительное, возложив ответственность за это во многом на президента и его администрацию.


Конституционный суд поставил перед Верховным Советом 13-го созыва вопрос о введении уголовной ответственности за неисполнение решений суда. В июне 1996 г. такая ответственность была введена в УК. Правда, решения Конституционного суда по-прежнему не исполнялись.


Перед референдумом 1996 г. по предложению председателя Верховного Совета Республики Беларусь С.Шарецкого Конституционный суд вынес решение о рекомендательном характере голосования по вопросу о принятии поправок в Конституцию 1994 года. Отметка об этом решении была сделана в бюллетене для голосования. Однако, несмотря на эти явные знаки и ответственность за неисполнение решения суда, новая редакция Конституции введена в действие.  В результате Верховный Совет 13-го созыва был досрочно распущен. Печальная судьба ждала и Конституционный суд. Шесть судей подали заявления об отставке, а автор статьи был освобожден от должности с формулировкой «в связи с окончанием срока полномочий судьи».


После референдума 1996 года был сформирован другой Конституционный суд, с иным составом судей и иным статусом. С того времени он продолжает тихое существование, напоминая о себе посланиями о состоянии конституционной законности в стране (с последним из них можно ознакомиться на сайте Naviny.by (https://naviny.by/article/20190325/1553513900-mihail-pastuhov-de-yure-poslanie-kak-mirazh).


В эти наполненные светом дни, вспоминая образование первого состава Конституционного суда, я благодарю Всевышнего за испытания, за уроки мудрости, за прозрение. Теперь я знаю, как возродить Конституционный суд в новых условиях. Я уверен, что он возродится как Христос, распятый на кресте темными силами.


Впереди нас ждет много интересных дел. Это будет время возрождения Беларуси!



НАЗНАЧЕНИЕ ДОСРОЧНЫХ ВЫБОРОВ - ЭТО ПРЕСТУПЛЕНИЕ 23.04.2019

На сайте «Белпартизана» был размещен комментарий Лидии Ермошиной о том, что проведение выборов в парламент в 2019 году не противоречит закону и что это – не досрочные выборы.
Как юрист, судья Конституционного суда первого состава я не согласен с таким утверждением и считаю, что назначение выборов раньше установленного срока без законных оснований – это преступление. Вот мои аргументы.
Во-первых, согласно ст.93 Конституции, полномочия Палаты представителей и Совета Республики могут быть прекращены досрочно «...в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией». Эти случаи носят исчерпывающий характер, а именно: «при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение премьер-министра» (ч.1 ст.94); «на основании заключения Конституционного суда в случае систематического или грубого нарушения платами Парламента Конституции» (ч.2 ст.94). Чисто гипотетически можно представить еще один случай – решение о самороспуске. Однако для этого случая нужны основания, к примеру, досрочное сложение полномочий многими депутатами, что может привести к уменьшению их состава до 2/3 (ст.77 Закона «О Национальном собрании Республики Беларусь»).
Во-вторых, урезание срока полномочий парламентариев – это прямое посягательство на их права и законные интересы. С позиции уголовного закона такие действия можно расценить как злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст.424 УК).
В-третьих, это - воспрепятствование осуществлению избирательных прав, как граждан, так и кандидатов в депутаты, а также законной работе избирательных комиссий, что подлежит квалификации по ст.191 УК. Причем, речь будет идти о совершении таких действий организованной группой по предварительному сговору с использованием служебных полномочий (срок – до пяти лет лишения свободы).
Следует отметить, что руководителю ЦИК негоже рассуждать о сроках проведения выборов. Это – дело тех органов и лиц, которые назначают выборы. Правда, у нас все смешалось. Власти предержащие решают этот вопрос сообща. Одним хочется назначить выборы на 7 ноября – праздник, оставшийся от советской эпохи, другим – на день рождения бессменного правителя страны. Может быть, было бы проще вообще отменить проведение выборов, поскольку они давно превратились в фейк.
Однако с юридической точки зрения выборы у нас пока сохраняются. Значит, должны неуклонно соблюдаться нормы избирательного законодательства. За их нарушение должна сохраняться ответственность и наступать иные последствия. В частности, нарушение процедуры выборов должно приводить к признанию их незаконными с аннулированием результатов.

ПАМЯТИ КАРПЕНКО 04.04.2019

20 лет назад неожиданно ушел из жизни большой и добрый человек Геннадий Дмитриевич Карпенко. Политик, ученый, спортивный судья, балагур. Ему еще не исполнилось 50 лет. Он был в расцвете своих сил и строил планов громадьё. Я знал Геннадия Дмитриевича как депутата Верховного Совета 12-го созыва, а потом – депутата Верховного Совета 13-го созыва, где он занимал должность заместителя Председателя. Он был среди инициаторов процедуры импичмента в отношении А.Г.Лукашенко. После незаконного роспуска Верховного Совета с номером «13» Г.Карпенко стал в жесткую оппозицию к обособившейся группе власти. Позднее он возглавил Национальный исполнительный комитет, который, по сути, стал теневым правительством оппозиции. Мне довелось быть в составе этого «правительства» и наблюдать за работой Г.Карпенко. Он обращал особое внимание на состояние дел в экономике, писал по этому поводу статьи, готовил проекты программ будущей модернизации страны. Г.Карпенко не стал участвовать в альтернативных президентских выборах, которые организовал в начале 1999 г. Центризбирком под руководством В.Гончара. Он серьезно готовился к выборам 2001 года. Однако его планам не суждено было сбыться. После встречи с одной из журналисток и выпитого кофе ему стало плохо. Произошло кровоизлияние в мозг. Медицинская помощь была оказана с большим опозданием. Рано утром 6-го апреля 1999 г. Геннадий Карпенко умер. Через месяц был похищен и бесследно исчез его ближайший помощник бывший министр внутренних дел Юрий Захаренко. Еще через четыре месяца по такому же сценарию был похищен неизвестными лицами политик Виктор Гончар и его друг бизнесмен Анатолий Красовский. Близкие Г.Карпенко – жена и дети – покинули страну и живут в Германии. В память о Г.Карпенко были изданы хорошие книги – «Хроника разбившихся надежд» (авторы – Светлана Калинкина и Александр Томкович) и «Генналий Карпенко. У времени в плену» (автор – Николай Гиль). В эти дни вспомним славного сына Беларуси и почитаем книги о нем.

НАКАЗ ГРУШЕВОГО 27.01.2019

Пять лет тому (28 января 2014 г.) от нас ушел ученый, общественный деятель и политик Геннадий Грушевой. Он родился 24 июля 1950 г. в Минске. После школы учился в Белорусском государственном университете на философском факультете. Там же остался в аспирантуре. Сделал блестящую научную карьеру. В 1975 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1993 г. – докторскую. В конце 80-х годов, в период гласности, присоединился к деятельности Белорусского народного фронта, в частности, возглавил «чернобыльскую» комиссию. 20 ноября 1989 г. основал фонд «Детям Чернобыля», который стал делом всей его жизни. В 1990 г. на волне организованного им проекта оздоровления чернобыльских детей Г.Грушевой был избран депутатом Верховного Совета 12-го созыва, членом Комиссии по проблемам Чернобыльской катастрофы. Г.Грушевой – основатель Белорусской христианско-демократической партии. Она была зарегистрирована и существовала до 1999 года. После перерегистрации политических партий и иных общественных организаций она прекратила свою деятельность. Многократные попытки Павла Северинца и Виталия Римашевского возобновить  деятельность новой христианско-демократической партии успехом не увенчались. В марте 1995 г. на выборах депутатов Верховного Совета 13-го созыва Г.Грушевой получил большинство голосов избирателей своего округа, однако мандата депутата так и не получил. В 1997 г. Г.Грушевой стал координатором Ассамблеи демократических неправительственных организаций, которая и сегодня продолжает свою деятельность. Его верной соратницей по жизни была жена Ирина Львовна Грушевая. Сейчас она проживает с дочерью и сыном в Германии. Геннадий Грушевой ушел из жизни из-за «чернобыльской болезни» - лейкемии. Мне довелось лично знать Геннадия Владимировича. Очень умный человек, титан философской мысли. Он занимался архиважным делом – спасал как мог генофонд нации от чернобыльского атома. Благодаря его усилиям, в Беларусь со всей Европы шли караваны гуманитарной помощи в пострадавшие от радиации районы. Десятки тысяч детей выезжали из Беларуси в европейские страны. Будучи тяжело больным, он думал о светлом будущем Беларуси и оставил своему другу Марату Гаравому, тогда журналисту «Новага часу», свой «Запавет». Вот что он хотел сказать белорусскому обществу (публикуется на языке оригинала): "Калi амаль пяць гадоў таму я даведаўся, што ў мяне лейкемiя - парушэнне структуры ДНК, - я сказаў сабе: мне ў жыццi пашанцавала, бо я памру ад таго, з чым змагаўся ўсё жыццё. Але я не дам Чарнобылю анiякiх шанцаў. Я хацеў бы скончыць жыццё на той бойцы, у якую ўступiў 26 красавiка 1986 года i на якой знаходжуся апошнiя 27 гадоў. Я з тымi, для каго працаваў пасля Чарнобыля. Мой сыход - лагiчнае завяршэнне майго жыцця. Такi сыход дараваны мне Богам i лёсам. I я ўспрымаю яго як салдат на вайне, бо лепш загiнуць падчас атакi на фронце, чым ад малярыi ў тылу. Быць можа, сваiм лёсам я каго-небудзь пераканаю, што ў Беларусi няма будучага, калi iгнаруюцца наступствы Чарнобыля. Нельга спадзявацца, што ад гэтай трагедыi можна схавацца цi ўцячы. Вось чаму дзяржава павiнна займацца Чарнобылем самым сур'ёзным чынам. Толькi тады нацыя мае нейкую надзею на выратаванне. У свой час я змагаўся за постчарнобыльскую Беларусь. А сёння палова Еўропы змагаецца за мяне. Еўрапейцы даюць мне тыя лекi, якiя я не мог даць хворым беларусам. I гэты аванс я павiнен адпрацаваць напоўнiцу..." А еще Геннадий Грушевой оставил нам Сад надежды. 26 апреля 1991 г., в пятую годовщину, трагедии на Чернобыльской станции, он с друзьями-единомышленниками заложил памятный камень и освятил место строительства храма-памятника жертвам Чернобыля. Там же – на месте нового прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» - он посадил грушевый саженец. Теперь он дает чудесные плоды. В день рождения Геннадия – 24 июля – в Саду собираются его друзья и родственники. На грушу, посаженную Грушевым, повязывают разноцветные ленты и вспоминают его. Геннадий, благодарим тебя за твой путь и дела. Дети Чернобыля и друзья тебя помнят. Твоя груша и Сад надежды будут всегда цвести! Мы придем этим летом насладиться их красотой и ароматом. Место встречи: Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (г.Минск, ул.Притыцкого, 65).

Всебелорусский конгресс - форум нации 06.01.2019

С интересом прочитал на сайте Naviny.by от 04.01.19 г. рассуждения Анатолия Лебедько «Светлана Алексеевич – единый кандидат».
Согласен с ним,  что в предстоящей президентской кампании Светлана Алексеевич могла бы составить конкуренцию действующему главе государства и посрамить отлаженную за десятилетия избирательную систему с ее фейковыми результатами. Мне также нравится короткая, но емкая программа кандидата, предложенная А.Лебедько: 1) вернуть гражданам право выбора; 2) восстановить принцип разделения властей и упразднить должность президента; 3) реализовать НЭК (если не знаете, что это такое, то почитайте первоисточник – статью А.Лебедько. – Авт.). По мнению А.Лебедько, на пути к победе Алексеевич есть лишь одна преграда: то, что по новой редакции Конституции и действующему Избирательному кодексу, кандидатом в президенты может быть гражданин по рождению, а С.А.Алексеевич родилась в Украине. Правда, может возникнуть еще одно препятствие, которое трудно понять политику А.Лебедько – отказ Алексеевич баллотироваться на какие-либо государственные должности. Скорее всего, это препятствие и станет непреодолимым, даже если Светлане Александровне предложат изначально корону королевы. Однако в своем рассуждении «на тему» хотел бы поговорить о вариантах развития событий с правовой точки зрения.
Первое: по закону и по справедливости любой гражданин страны, кроме психически больного или выжившего из ума маразматика, может занимать любую должность в государственном аппарате. Это следует из принципа равенства всех граждан перед законом и недопустимости дискриминации по каким-либо основаниям. Как известно, «добавка» насчет требования к кандидатам на должность президента (быть гражданином по рождению) появилась в проекте Конституции, предложенном А.Лукашенко на референдум 1996 г. Она предназначалась для недопущения участия в выборах сильных пророссийских кандидатов (в частности, В.Ермошина).
Второе: по юридическим и фактическим основаниям в Республике Беларусь должна действовать Конституция 1994 г. Она не предусматривает каких-либо ограничений для граждан страны. Кроме того, она закрепляет правило, что одно и то же лицо может быть президентом не более двух сроков. Это правило остается действующим, несмотря на референдум о разрешении кому-то участвовать в президентских выборах много-много раз (в силу незаконности такого референдума). Значит, лимит сроков и полномочий действующего главы государства давно закончился, и он не вправе участвовать в выборах.
Третье: если исходить из того, что должность президента у нас утратила юридическое значение и что от нее целесообразно отказаться, то достаточно собрать Всебелорусский конгресс демократических сил и принять на нем три решения: 1) о восстановлении действия Конституции 1994 г.: 2)  об упразднении должности президента как неоправдавшей себя и обременительной для общества; 3) о формировании новой избирательной комиссии и о назначении парламентских выборов. Конечно, кто-то должен организовать такой форум. Но это, как говорят, технический вопрос.

10 ДЕКАБРЯ - ДЕНЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 09.12.2018

10 декабря отмечается как Международный день прав человека. 70 лет назад 48 стран – членов ООН приняли Всеобщую декларацию прав человека как цель, к достижению которой должны стремиться все государства и народы.
Основные положения Декларации
Декларация состоит из преамбулы и 30 статей, в которых перечисляются важнейшие права и свободы человека. В преамбуле подчеркивается, что «…признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира». В преамбуле содержится также напоминание государствам о необходимости соблюдать права человека, «чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения». В статье 1 Декларации закрепляется, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Статья 2 устанавливает, что «каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией без какого бы то не было различия…». Из этих общих статей Декларации следует, что никто не должен устанавливать власть над обществом и править без ограничения сроков. Основные права и свободы человека перечисляются в Декларации в определенной последовательности. Сначала называются гражданские права (ст.ст.3-18), потом – политические (ст.ст.19-21), затем – социально-экономические и культурные права (ст.ст.22-27).
Что нам должны?
Всеобщая декларация прав человека принималась как документ, который закреплял основные права человека, присущие всем членам общества независимо от государственной и национальной принадлежности. Самые важные права человека провозглашаются в ст.3 Декларации: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность». То есть, никому не разрешается убивать людей, необоснованно задерживать и заключать под стражу, а также содержать в рабстве или подневольном состоянии. В соответствии со ст.8 Декларации каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами «...в случаях нарушения его основных прав, предоставляемых ему конституцией или законом» (запомним эти слова, так как они весьма актуальны для нашей действительности. – Авт.). Не меньшее значение имеют положения статьи 10 Декларации о том, что каждый человек должен иметь право на то, «...чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». В Декларации закрепляются и другие права человека, которые власти должны в полной мере обеспечить и соблюдать. Например, право на свободу убеждений и на их свободное выражение (ст.19), право на свободу мирных собраний и ассоциаций (ст.20), право принимать участие в управлении своей страной (ст.21), право равного доступа к любым должностям в государственном аппарате (ст.20). При этом подчеркивается, что воля народа должна быть основой власти правительства. Она должна находить свое выражение в периодических и несфальсифицированных выборах. Согласно Декларации, власти должны предоставить гражданам право на труд, на свободный выбор работы, на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, «...обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения». Вот как: и справедливое, и удовлетворительное вознаграждение, и дополняемое, при необходимости, еще другими средствами. А в статье 25 говорится еще о медицинском уходе и социальном обслуживании, если он необходим для поддержания здоровья и благосостояния человека, а также о праве на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию. В развитие положений Всеобщей декларации прав человека Генеральная Ассамблея ООН 20 декабря 1966 г. приняла два международных пакта – «О гражданских и политических правах» и «Об экономических, социальных и культурных правах». Их нормы для государств – членов ООН провозглашаются обязательными для исполнения. Республика Беларусь не является исключением из правил. Однако о своих международных обязательствах по линии прав человека она почему-то вспоминает редко.
Отчет через 20 лет
После длительного перерыва с 1997 г. власти Беларуси представили Комитету ООН по правам человека свой периодический отчет. Альтернативный отчет был сделан белорусскими правозащитными организациями по тем же позициям. 8 – 9 октября Комитет ООН по правам человека выслушал в Женеве обе стороны и по итогам обсуждения высказал 104 рекомендации в адрес официальных властей. В данной публикации отмечу лишь самые существенные из этих рекомендаций. Так, Комитет ООН призвал власти ввести мораторий на смертную казнь, запретить пытки и жестокое обращение в местах нахождения под стражей. Белорусским властям также указано на необходимость надлежащего расследования имевших место фактов насильственных исчезновений политиков. По мнению Комитета ООН, Беларуси следует принять меры по обеспечению независимости судебной власти, как на законодательном уровне, так и на практике. В частности, предложено создать независимый орган для управления процессом отбора судей. Комитет рекомендовал минимизировать участие Министерства юстиции в деятельности адвокатуры с тем, чтобы исключить давление на адвокатов. Кроме того, Комитет ООН высказал обеспокоенность по поводу принятых летом 2018 года поправок в Закон о СМИ, что привело к усилению контроля властей за интернет-сферой, в том числе регистрацией онлайн-ресурсов. Белорусским властям предложено через четыре года доложить о выполнении высказанных рекомендаций и обеспечить прогресс в сфере прав человека.
Есть верное средство
В качестве одного из средств улучшения ситуации с правами человека в Беларуси Комитет ООН рекомендовал введение должности уполномоченного по правам человека. Этот институт давно действует  в европейских странах и показал свою эффективность. Речь идет о парламентском уполномоченном, то есть об авторитетном правозащитнике, которого избирает на должность высший представительный орган власти. Назначение уполномоченного по правам человека состоит в рассмотрении жалоб на действия (решения) органов управления и должностных лиц, которые нарушают права граждан. Это могут быть любые жалобы на действия любых органов и любых должностных лиц, в том числе главы государства. Уполномоченный и его заместители должны оперативно реагировать на поступившие жалобы. При необходимости могут быть задействованы все возможные правовые средства, в том числе обращение в суд, прокуратуру, парламент. Конечно, многие читатели могут возразить: неужели наши власти испугаются какого-то уполномоченного? Да и кто это будет? Решится ли он позвонить президенту или министру внутренних дел? И главное – захотят ли его слушать? Но ведь в других странах это средство работает! Мы можем его адаптировать в наших условиях. Как? Очень просто. Для начала надо избрать на свободных выборах новый парламент с настоящими депутатами. Потом надо как-то трансформировать институт президентской власти, чтобы на эту должность избирался не один и тот же кандидат. Далее – создать независимые суды, прокуратуру, следствие, адвокатуру. И вот тогда появится ОН – уполномоченный по правам человека. Его авторитет и вес будет выше любого президента, депутата, министра. Все это придет в одночасье. Беларусь окажется в европейской семье народов, где ей положено быть уже давно. Нас перестанут критиковать за нарушение прав человека. Почему? Да потому, что таких нарушений не будет. P.S. В Международный день прав человека поздравляю читателей сайта “Белорусский партизан» с этим знаменательным Днем – Юбилеем!

НЕЛЕГИТИМНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ 22.11.2018

24 ноября 1996 г. в Беларуси состоялся республиканский референдум, инициированный А.Лукашенко. Он предлагал на него ряд вопросов, главным среди них был проект новой редакции Конституции. Группа депутатов Верховного Совета 13-го созыва в качестве альтернативы предложила свои вопросы. В качестве одного из них был проект Конституции без должности президенты. Что из этого получилось?
Два проекта Конституции
Проект Конституции от А.Лукашенко был напечатан трехмиллионным тиражом в специальном номере газеты «Советская Белоруссия». «Депутатский проект» увидел свет лишь за два дня до референдума в третьестепенной газете «Знамя юности» и в таком виде, что прочитать текст было почти невозможно. К тому времени уже все было решено на досрочном голосовании, которое началось за две недели до референдума. У меня сохранился журнал «Веснік Канстытуцыйнага суда Рэспублікі Беларусь” (1996, №3). В нем напечатано обращение конституционных судей Президенту и Верховному Совету по вопросу о вынесении на референдум проектов Конституции, а также материалы «круглого стола», в котором судьи высказали свои оценки относительно этих проектов. В обращении к “противоборствующим сторонам” Конституционный суд высказал мнение: “…поспешные и непродуманные инициативы по конституционному реформированию обострили и без того сложную обстановку в республике, усилили поляризацию общественных мнений, что чревато непредсказуемыми последствиями для молодого белорусского государства”. Суд предложил президенту и депутатам отозвать проекты Конституций и не предпринимать в ближайшее время попытки изменения Основного закона страны. Приведу некоторые оценки судей относительно “президентского” проекта Конституции: “Данный проект фактически легализует диктатуру одной личности…” (В.Г.Тихиня); “Фактически закрепляется абсолютная власть президента” (М.И.Пастухов); “…завуалированно протаскивается единовластие одного лица с практически неограниченными полномочиями” (С.И.Тишкевич). Что касается судьи Г.А.Василевича, то он свое выступление посвятил проекту Конституции “от депутатов” и “разрисовал” его исключительно черными красками. По его мнению, если принять депутатский проект, то “…Верховный Совет становится безраздельным монополистом государственной власти. Это и есть диктатура”. На практике получилась диктатура не парламента, а одного лица, который настойчиво добивался пересмотра Конституции.
Вопреки решению суда
Еще одним средством противодействия президентским амбициям стало обращение председателя Верховного Совета Республики Беларусь С.Г.Шарецкого в Конституционный суд с предложением о проверке постановления того же Верховного Совета от 6 сентября 1996 г. о назначении референдума. Несмотря на давление со стороны и “оппозицию” внутри суда, 4 ноября 1996 г. Конституционный суд вынес решение, согласно которому голосование по проектам Конституции могло иметь лишь рекомендательный характер. Из этого решения следовало, что новая редакция Конституции не могла быть введена в действие как обязательный нормативный акт. Такое решение Конституционного суда вызвало недовольство А.Лукашенко. Буквально на следующий день он издал указ №455, в котором как законодатель прописал порядок проведения республиканских референдумов и вступления в силу его решений. 7 ноября появился еще один указ №459, в котором решение Конституционного суда от 4 ноября 1996 г. отменялось “…как существенно расходящееся с Конституцией и ограничивающее конституционное право граждан на участие в референдуме”. С 9 ноября в стране началось массовое досрочное голосование в поддержку вопросов, предложенных на референдум А.Лукашенко. Административное давление на избирателей было таким мощным, что председатель Центризбиркома Виктор Гончар на пресс-конференции 14 ноября сделал заявление о незаконном проведении голосования и пригрозил, что может не подписать итоговый протокол. На следующий день он был освобожден от своей должности президентским указом, а на его место была назначена Лидия Ермошина. Оставшийся состав Центризбиркома (10 человек из 18) признал референдум состоявшимся, а все вопросы, предложенные А.Лукашенко, получившими необходимую поддержку избирателей. Введение в действие новой редакции Конституции привело к досрочному роспуску Верховного Совета 13-го созыва, вынужденному самороспуску первого состава Конституционного суда, смене состава Правительства, прочим кадровым рокировкам, иным негативным последствиям. Только один президент сохранил и приумножил свои полномочия. Согласно статьи 144 Конституции, срок его полномочий начинал исчисляться “…со дня вступления в силу настоящей Конституции”. И это – без всяких выборов. Просто потому, что кто-то из услужливых разработчиков написал такие слова и, тем самым, преподнес президенту новый пятилетний срок.
Ночь предательства
На 22 ноября на 10.00 в Конституционном суде было назначено дело “О нарушении Президентом А.Г.Лукашенко Конституции Республики Беларусь”. С инициативой в его рассмотрении выступили 73 депутата Верховного Совета с тем, чтобы предотвратить референдум о кардинальном изменении Конституции 1994 г. и оценить деятельность А.Г.Лукашенко с позиции соблюдения конституционных норм. Как судья-докладчик по тому делу утверждаю, что в распоряжении суда были достаточные основания для вынесения положительного решения. Однако вечером 21 ноября в Минск неожиданно пожаловали высокие гости из Москвы. Среди них – глава Правительства Виктор Чернобыпдин, председатель Госдумы Геннадий Селезнев и председатель Совета Федерации Егор Строев. Очевидно, что кому-то в Беларуси понадобилась “помощь” и именно накануне рассмотрения дела “об импичменте”. На “ночные посиделки” в резиденцию Президента по пер. Войсковому пришли в индивидуальном порядке председатель Верховного Совета С.Г.Шарецкий и председатель Конституционного суда В.Г.Тихиня. Зачем они собрались? По своей ли воле? Кто их уполномочил на встречу и подписание каких-то документов? Оказывается, им предложили утвердить подготовленное президентской стороной соглашение об урегулировании конституционного кризиса в Республике Беларусь. В нем была отражена роль каждого из трех переговорщиков. Так, А.Лукашенко брал на себя обязательство не выносить свой проект Конституции на обязательный референдум (хотя решение об этом было принято судом еще 4 ноября 1996 г. – Авт.), С.Шарецкий обещался отозвать из Конституционного суда обращение депутатов об импичменте (хотя как он мог решать такие вопросы за депутатов? – Авт.), В.Тихиня должен был прекратить это самое дело в суде (интересно, а как он собирался повлиять на судей? – Авт.). Результатом этого соглашения (по сути, сговора, нарушающего Конституцию и законы страны) должно было стать создание Конституционной комиссии под председательством Президента (замечу, что по Конституции 1994 г. он не мог занимать никаких иных должностей. – Авт.). Целью этой комиссии было принятие в установленном порядке поправок в Конституцию, если бы они получили поддержку на референдуме. Российские “миротворцы” только присутствовали при подписании сего документа, который изначально имел характер джельтменскоего соглашения и никого ни к чему не обязывал. Проведя ночь в узкой компании белорусских перговорщиков, они с чуством исполненного долга улетели к себе в Россию. А утром следующего дня рассмотрение дела “об импичменте” было сорвано самим председателем Конституционного суда В.Тихиней. На экстренном заседании судей он объявил, что ночью “тройке” удалось подписать “мирное соглашение”. По распоряжению председателя заседание суда было отложено. В это время в Верховном Совете поднялась “вакханалия”. Президентская фракция во главе с депутатом В.Коноплевым демонстративно сорвала голосование по утверждению “ночного соглашения”. В свою очередь депутаты-подписанты отказались отзывать свои подписи под обращением в Конституционный суд. Деятельность Конституционного суда была парализована. Председатель суда В.Тихиня отказывался начать судебный процесс по делу, ожидая отзыва обращения депутатов. Позднее он стал склонять судей к прекращению дела. В итоге дело так и не было рассмотрено. После референдума и оглашения “победных результатов” оно было все-таки прекращено в связи с отзывом 12 депутатами своих подписей. На мой взгляд, это – неправильное, вынужденное и незаконное решение. Во-первых, на судей оказывалось недопустимое по закону давление. Во-вторых, депутаты отказывались от своих подписей также под давлением, и судьи об этом знали. В-третьих, начатое производством дело не могло быть прекращено по той причине, что кто-то отозвал свои подписи. В-четвертых, решение было принято в кабинете председателя суда. Тем самым, дело “об импичменте” осталось незавершенным.
По какой Конституции будем жить?
Конечно, можно и дальше жить по новой редакции Конституции. Но у меня, как у судьи Конституционного суда, лишившегося должности из-за введения в действие этой Конституции, остается вопрос: можно ли было вводить в действие Конституцию, если Конституционный суд принял решение о рекомендательном характере голосования по данному вопросу? Ссылка на это решение суда содержалась в бюллетене для голосования. При этом никакие президентские указы не могли отменить решение Конституционного суда, которое являлось обязательным и обжалованию не подлежало. Значит, по прошествии времени можно утверждать, что новая редакция Конституции не имела и не могла иметь юридической силы. Следовательно, все государственные органы, образованные на ее основе, должны считаться нелегитимными. Для придания законности органам власти необходимо восстановить действие Конституции 1994 года и провести их выборы в порядке, предусмотренном Конституцией и законами того времени. Как это сделать? Вопрос – непростой, но вполне решаемый. Главное – чтобы выборы организовывали новые избирательные комиссии и по другому законодательству.
P.S. Пользуясь случаем, поздравляю с достижением “совершеннолетия» по японскому летоисчислению Добровольского Александра Ольгердовича (славного потомка князя ВКЛ Ольгерда (1296 – 1377), народного депутата СССР по Минскому избирательному округу, депутата Верховного Совета Республики Беларусь 13-го созыва, полномочного представителя в Конституционном суде по «делу об импичменте», директора Восточноевропейской школы политических исследований. С таким человеком хочется вместе работать и дружить. С Днем рождения, князь Александр Ольгердович!

ДЕНЬ 7 НОЯБРЯ – ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ КАЛЕНДАРЯ 07.11.2018

В Беларуси много праздников, как государственных, так других.
Государственные праздники
В соответствии с новой редакцией Конституции государственные праздники и праздничные дни устанавливаются президентом (п.18 ст.84). Когда-то давно – 26 марта 1998 г. – А.Лукашенко подписал указ №157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь». С того времени мы и живем по разрешенным праздникам. Самые важные из праздников имеют статус государственных. Их всего пять: День Конституции (15 марта); День единения народов Беларуси и России (2 апреля); День Победы (9 мая); День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного Флага Республики Беларусь (второе воскресенье мая); День независимости Республики Беларусь (3 июля). Конечно, за 20 лет многое изменилось в стране и в отношении к праздникам. Например, в результате внесения поправок в Конституцию 1994 года от нее, как говорят, остались лишь ножки и рожки. А если быть точным, то – одна президентская власть. День единения народов Беларуси и России не вызывает радости у многих белорусов, поскольку они представляют, чем может завершиться это «единение». Тем более, что на высшем уровне уже договорились о принятии военной доктрины «Союзного государства» на период 2018-2022 гг. День Победы стал носить во многом мифический характер, так как уже не осталось в живых самих победителей. День «герба и флага» также является неоднозначным в силу того, что исконные белорусские герб и флаг были упразднены в результате сомнительной процедуры референдума 1995 года. Это же относится и ко Дню независимости, который не имеет ничего реального с обретением Республикой Беларусь независимости.
Иные праздники
Кроме государственных, А.Лукашенко установил и так называемые общереспубликанские праздники. Их тоже пять: Новый год (1 января); День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь (23 февраля); День женщин (8 марта); Праздник труда (1 мая); День Октябрьской революции (7 ноября). И здесь не все так просто с исторической и правовой позиций. Прежде всего, обратим внимание на День 23 февраля, когда по «исторической мифологии» в 1918 г. отряды Красной Армии якобы разгромили немецкие войска под Нарвой и Псковым. Во-первых, это не соответствует действительности (никаких боевых действий там не было), а во-вторых, какое это имеет отношение к белорусским землям, которые тогда находились под немецкой оккупацией? Лишь в декабре 1918 г. немцы покинули Минск, как и российские территории, чем воспользовались войска Красной Армии и политработники, принесшие в Беларусь советскую власть. Известно, что белорусские вооруженные силы начали создаваться после обретения страной суверенитета в 1991 году. Тогда по инициативе объединения «Беларускае згуртаванне вайсковцаў” проводилась вербовка офицеров для службы в белорусской армии. 8 сентября 1992 г., в годовщину победы объединенных войск ВКЛ и Королевства Польского над войском московских воевод под Оршей 1514 г., более 3 тысяч белорусских мужчин на площади Независимости принесли присягу на верность Беларуси. На мой взгляд, этот день можно считать национальным праздником – Днем воинской славы белорусского народа. Что касается Праздника труда, то отмечать его в одной из беднейших стран Европы как-то неудобно и даже стыдно. Какой это праздник, если почти третья часть работников получает реальную заработную плату на уровне 150-200 долларов? Очевидно, что сначала надо создать подходящие условия для “праздника труда” и дать каждому работнику хотя бы по 500 долларов, что является минимальным стандартом для европейских стран. В Беларуси не забыты и религиозные праздники. К ним относятся: Православное рождество (7 января); Пасха (по календарю конфессий); Радуница (по календарю православных конфессий); День памяти (“Дзяды”) – 2 ноября; Католическое рождество (25 декабря). Кроме того, установлены памятные дни, в которые рекомендуется вспоминать жертв трагедий, в том числе: День Чернобыльской трагедии (26 апреля), День памяти жертв Великой отечественной войны (22 июня). Особое место среди праздников в Беларуси занимает 7 ноября как День Великой Октябрьской социалистической революции. Раньше, до 1991 г., он был главным государственным праздником СССР. Позднее в постсоветских республиках от него стали отказываться. Так, в России с 2005 г. он стал называться Днем народного единства и его перенесли на 4-го ноября. В Киргизии день 7-го ноября остается выходным, но в этот день вспоминают погибших в восстановии против гнета царской России 1916 года. В настоящее время только Республика Беларусь отмечает этот день как праздник.
Нужен ли такой праздник?
Сейчас уже широко известны неисчислимые бедствия, которые принес народам большевистский режим и его карающий меч: ВЧК – НКВД – МГБ – КГБ. По официальным данным, число репрессированных в Беларуси с 1917 по 1952 гг. превышает 600 тыс. человек. Однако белорусский историк Игорь Кузнецов считает, что жертв ленинско-сталинского режима было гораздо больше – не менее 1,5 млн. человек. Со временем появляются все новые свидетельства человеконенавистнической политики той власти. Оказывается, голодомор 30-х годов поразил не только Украину, но и многие регионы Беларуси. По приблизительным данным, от голода в Беларуси могли умереть от 200 до 500 тыс. человек. 28 октября с.г. Конвервативно-Христианская партия БНФ организовала шествие в День памяти предков “Дзяды”. Участники акции пришли в Куропаты, где на протяжении пяти месяцев организуется вахта против открытия ресторана “Поедем, поедим”. Вечером 29 октября представители белорусской общественности почтили в Куропатах память расстрелянных в 1937 году более 100 “белорусских националистов” - литераторов, поэтов, государственных деятелей. Участие в этом мероприятии приняли такие известные люди Беларуси, как: лауреат Нобелевской премии мира Светлана Алексиевич, поэты Сергей Законников, Владимир Некляев, Михась Скобла, Андрей Хаданович, историк Владимир Орлов, Олег Трусов, Алексей Янукевич. На мой взгляд, День памяти жертв сталинских репрессий следует признать памятным днем, а вот День 7 ноября – отменить и признать преступлением против народа. С точки зрения права террор против людей квалифицируется как геноцид, по которому в качестве обвиняемых должны проходить все причастные к нему лица. Такое преступление не имеет срока давности и не подлежит забвению. Расследование по нему должно продолжаться вечно, пока жив народ. Для назидания потомкам надо открыть Институт памяти жертв политических репрессий с раскрытием всех архивов. Все рудименты советского прошлого в лице коммунистической партии, вождизма и централизма, закрытых от общественности карательных (“специальных”) органов, сфальсифицированных выборов и т.д., на мой взгляд, подлежат упразднению и осуждению. День 7-го ноября должен вспоминаться как черный день календаря, наступающий после траурных мероприятий в память наших родственников и невинно убиенных жертв режима. Царство им Небесное!

АВТОРИТЕТНЫЙ ЮРИСТ 14.10.2018

Он родился в тюрьме в далеком 1943-ем. Получил необычное имя – Гарри (в то время был такой известный американский скрипач, которого любил слушать первый муж его матушки – Лидии Филипповны. Красный командир, который в 30-е годы командовал полком в Беларуси. Однако в 1937 году он был арестован и бесследно исчез в застенках НКВД. А мать Гарри как жену «врага народа» приговорили к 15 годам лишения свободы и выслали в один из северных лагерей. Там 14 октября 1943 г. («на Покрова») и родился будущий юрист Гарри Петрович Погоняйло. Судьба Гарри Погоняйло была непростой. После трех лет его отдали в детский дом. Позднее голодающих и замерзающих детей отправили в «теплые края» - в Крым. Откуда такие подробности? Да из книги «Адвокатские хроники Гарри Погоняйло», которая вышла к 70-летию юриста в 2013 году. Гарри со школы хотел стать юристом, и в 1969 году стал им, окончив Белгосуниверситет. Карьера его начиналась с судьи Быховского района Могилевской области. Толкового юриста заметили и взяли в аппарат Министерства юстиции, где он десять лет был начальником отдела адвокатуры. В 1989 г. Гарри Петрович пошел в адвокаты и его избрали президентом ... Союза адвокатов Беларуси. Я запомнил его именно с того момента как очень энергичного и грамотного юриста. Он стоял у истоков Закона об адвокатуре, добиваясь создания самостоятельной адвокатуры с разнообразием организационно-правовых форм деятельности. Эта «вольница» не понравилась провластным юристам, и Гарри Петровича выдавили из «президентского кресла» и отлучили от работы над законопроектом. После этого строптивый юрист взялся вести «громкие дела». На его счету – много славных дел, в том числе поэта Славомира Адамовича, экс-председателя Нацбанка Тамары Винниковой, журналистов телеканала ОРТ Павла Шеремета и Дмитрия Завадского. Замечу, что участие в этом деле сблизило меня с Погоняйло. Я тогда от имени БАЖ представлял в суде интересы Павла Шеремета. Мы с Гарри Петровичем «пели в унисон» весь судебный процесс, который растянулся на несколько месяцев. В данном деле Гарри Петрович показал себя в полном блеске: как оратор, как юрист, как человек. За принципиальность и настырность его даже «отлучили» от участия в деле, но потом все-таки разрешили «доиграть роль». После «дела Шеремета и Завадского» Гарри Погоняйло вынужден был уйти из белорусской адвокатуры. Однако он не растерялся и стал членом Московской гильдии адвокатов. Там он мог бы получать высокие гонорары, но не оставил родную Беларусь. В 1998 г. он стал заместителем председателя Белорусского Хельсинского Комитета, а позднее – председателем юридической комиссии БХК. На этой должности он получил заслуженные лавры белорусского правозащитника. Без преувеличения, Гарри Погоняйло – один из самых авторитетных и известных белорусских юристов. Своими знаниями, опытом и принципиальностью он заслужил уважение и почет. В этот день – православный праздник Покрова пресвятой Богоматери – Гарри Петрович отмечает свой очередной юбилей. Как сказал именинник, ему по-прежнему 35. Кто не верит, найдите возможность с ним встретиться и пожать ему руку. Он - в отличной форме и переполнен энергией и оптимизмом. Он верит даже в то, что скоро Беларусь станет «современным процветающим европейским государством». Для этого нужна самая малость – отменить смертную казнь. Юристы, в том числе Погоняйло, могут это сделать за пять минут. Нужна только команда. Поздравляю, Гарри Петрович!

М.И.Грибу - 80 лет 24.09.2018

25 сентября 1938 г. в деревне Савичи Дятловского района Гродненской области родился будущий глава белорусского государства Мечислав Иванович Гриб. С 1959 года М.И.Гриб – на службе в органах внутренних дел. В 1986 году он – уже генерал-майор, начальник управления внутренних дел Витебского облисполкома. В 1990 году М.И.Гриб стал депутатом Верховного Совета 12-го созыва, председателем постоянной комиссии по вопросам национальной безопасности, обороны и борьбы с преступностью, членом Президиума Верховного Совета. С 28 января 1994 г. М.И.Гриб - председатель Верховного Совета Республики Беларусь. В этой должности он 15 марта 1994 г. подписал Конституцию страны. Это – краткие штрихи биографии Мечислава Ивановича Гриба. Еще он – Заслуженный юрист Республики Беларусь, член ЦК Белорусской социал-демократической партии (Грамада). После внезапной кончины Д.Карпенко он возглавил неформальный теневой кабинет политической оппозиции «Национальный исполнительный комитет». М.И.Гриб не боялся трудностей и опасностей. После назначения на должность «главного милиционера» Витебской области он возглавил группу по поиску сексуального маньяка-убийцы и в конце-концов раскрыл это серийное преступление. В 2006 году он возглавил избирательный штаб кандидата в президенты от БСДП (Грамада) Александра Козулина и вместе со своими сподвижниками прошел волну испытаний. Я лично знаком с Мечиславом Ивановичем еще со времен работы в Конституционном суде и хотел бы отметить некоторые моменты, которые запомнились. Первое: храню как бесценную реликвию экземпляр Конституции 1994 г. с автографом М.И.Гриба. С тех пор остался верен этой Конституции и своей Присяге, произнесенной с трибуны Верховного Совета. Второе: подтверждаю, что М.И.Гриб до последних дней на посту председателя Верховного Совета отстаивал принцип законности. В частности, он направил в Конституционный суд порядка 20 предложений о проверке президентских указов. Правда, суд проявлял нерешительность и откладывал эти предложения в «долгий ящик». Третье: мне довелось общаться с М.И.Грибом в зарубежных поездках, на конференциях, в личных беседах, и я убедился в том, что это – человек с большими умственными задатками, с положительными качествами и огромной силой воли. Он многое пережил на своем пути, В этом году перенес несколько сложных операций. И, несмотря на все трудности, он – в строю и в хорошей форме. В этот сентябрьский день хочется пожелать Мечиславу Ивановичу крепкого здоровья, хорошего настроения, новых свершений и долголетия. У нас впереди – еще много дел, и ваш опыт и советы пригодятся при обустройстве Беларуси.
чытаць іншыя навіны