АКТУАЛЬНЫЯ ТЭМЫ:

ВСЕЛЕНСКАЯ МОЛИТВА 02.04.2020

Время наступило сложное и опасное. Никто не застрахован от встречи с COVID-19.


Белорусские власти дистанцировались от народа. Достоверная информация о распространении вируса скрывается, истинные причины смертей не пишутся. Ситуация ухудшается с каждым днем. Ясно, что пандемия пришла в Беларусь.
Что делать? Конечно, надо повышать меры предосторожности, не выходить на улицу без особой необходимости, избегать людных мест и общественных мероприятий.
И все-таки этого недостаточно. В такой ситуации хочется попросить помощи на верхних этажах нашего мироздания. Не случайно, в последние дни в Беларуси стали чаще молиться, как священники, так и простые верующие. К молитве призвал в своем выступлении на ФБ Павел (хочется написать – апостол Павел) Северинец.
Я тоже надеюсь на помощь Бога и своих ангельских помощников, и обращаюсь к ним за поддержкой. Тем более, что после весеннего равноденствия (с 21 марта) открыты световые порталы в Небо, и нас – живущих на Земле – видно и слышно.
Мы можем поднять свои руки и глаза в Небо и попросить Божественную семью о помощи в этот трудный час. Благоприятный день для этого 4.04.2020. В ряду цифр – три четверки, символы нынешнего года.
Лучшее время для молитвы – 5.45. Каждому предстоит сделать усилие для того, чтобы пробудиться не только физически, но и в духе. Очиститься, настроиться на молитву и с чистыми помыслами попросить Всевышнего, архангелов, ангелов, духовных наставников, своих родственников, перешедших в Царствие небесное, о помощи.
О чем просить? О спасении себя и своих близких, особенно детей, об очищении себя и планеты от скверны, от всего негативного. Просить перемен к лучшему, здоровья, благополучия себе, стране, миру. Делать это искренне, от души и в слух.
В это время хорошо прочитать Вселенскую молитву и присоединиться к тем, кто думает о спасении нашей Земли и всех ее обитателей:
«Все, что сотворилось в Небесах, На Земле проявится! Любовь могущество имеет, И с ней никому уже не справиться! …………… И нескончаемым потоком Льется изобилие Любви! Прекрасным и ярким истоком Проявится в звездной Дали! ……….. И наша Земля расцветет, Галактик жемчужиной станет, И опыт всего Мироздания В ней лучшую силу проявит. …………. Уверен, что после молитвы мы станем сильнее, преодолеем страх перед пандемией. Мы будем уверены в том, что Бог нас услышит и защитит.

ГЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК 24.03.2020

Вместе с весной приходят солнечные дни. В это время граждане Беларуси отмечают День Воли. 25 марта 1918 г. Рада Белорусской Народной Республики (БНР) приняла третью уставную грамоту. В ней объявлялось о создании белорусского государства. И такое государство было создано. Его первым премьер-министром и министром иностранных дел стал Иосиф Воронко. Первоначально в составе правительства (Народного секретариата) было 7 человек, потом оно расширилось до 15 чел. Не следует забывать, что тот период времени территория Беларуси была оккупирована немецкими войсками. Поэтому о признании независимости БНР можно было говорить лишь условно. Тем не менее, правительство БНР предприняло ряд усилий к признанию государственности. В июне 1918 г. белорусская делегация посетила Киев и получила признание. В Киеве было открыто генеральное консульство, а в Одессе – консульство БНР. В октябре 1918 г. БНР была признан Эстонией, Латвией и Финляндией. Характерно, что в БНР был учрежден институт гражданства, имелась своя печать, символика, введена система образования. Предпринимались попытки создать вооруженные силы и даже был назначен главнокомандующий Станислав Булак-Булахович. Как известно, большевистская Россия не признала БНР. После ухода немецких войск с территории Беларуси сюда пришли войска Красной Армии. Рада БНР и Правительство переехали в Вильнюс. 1 января 1919 г. в Смоленске была провозглашена Советская Социалистическая Республика Белоруссия. К середине февраля советская власть была установлена почти повсеместно (кроме Бреста, Кобрина, Волковыска и Гродно, которые находились под Польшей). Дальше был период польской оккупации Беларуси. Позиция Рады БНР относительно «полонизации» разделилась. Большая часть Рады переехала в Варшаву, несогласные эмигрировали в Каунас. С того момента Рада БНР действует в изгнании. Второй попыткой возродить белорусскую государственность стало провозглашение независимости Белорусской ССР 27 июля 1990 г. За свой суверенитет белорусам пришлось немножко побороться. После провала ГКЧП 25 августа 1991 г. Верховный Совет придал Декларации статус конституционного закона и признал необходимым подготовить новую Конституцию. Однако недолго музыка играла. Принятая 15 марта 1994 г. Конституция учредила должность президента под конкретного кандидата. К удивлению многих первым президентом стал представитель местной номенклатуры, депутат Верховного Совета А.Лукашенко. С самого начала правления он объявил войну белорусской оппозиции и взял курс на интеграцию с Россией. В качестве легального средства политики был выбран институт референдума. В результате первого референдума от 14 мая 1995 г. были заменены символы белорусского государства, русскому языку придан статус государственного, объявлен курс на интеграцию с Россией. На референдуме 1996 г. был поставлен вопрос о переносе Дня независимости на 3 июля 1944 г., когда в Минск вошли войска Красной Армии. На референдуме была утверждена также новая редакция Конституции, которая передала всю полному власти президенту-главе государства. Легитимные органы государственной власти были упразднены. Третий референдум 2004 г. создал предпосылки для несменяемости главы государства. По сути, республика превратилась в пожизненную монархию. От белорусского государства не осталось и следа. Тем самым, вторая попытка строительства белорусского государства оказалась неудачной. Теперь мы живем в период, когда решается вопрос о сохранении или гибели белорусского государства. Это трудное время омрачено наступлением короновируса. При этом действующая группа власти слаба, как никогда. Она может надеяться только на помощь «своих покровителей». Переход к новому белорусскому государству возможен, как и в далеком 1918 г., через созыв Всебелорусского съезда и принятие уставной грамоты о независимости (свободе). В отличие от наших предшественников у нас есть международное признание, Декларация о независимости 1990 г., Конституция 1994 г., гражданство, территория, язык. Нам не хватает только воли, смелости, единства. Так не забудем про день 25 марта! Присоединимся к он-лайн празднику. Трансляция начинается в 18.00. В завершении праздничных мероприятий предлагаю в 22 часа зажечь свечи и вспомнить поименно тех, кто стоял у истоков белорусской независимости: Вацлав Ластовский Иван Луцкевич Антон Луцкевич Роман Скирмунт Киприан Кондратович Винцент Годлевский Леонард Заяц Иван Середа Иосиф Лёсик Петр Кричевский Иосиф Воронко Алесь Смолич Томаш Гриб Василь Захарко Ефим Белевич Павел Злобин, Константин Езовитов Давайте вспомним и тех, кто боролся за независимость Беларуси в наше время: Игорь Герменчук Галина Симдянова Юрий Ходыко Геннадий Карпенко Геннадий Грушевой Алексей Король Виктор Гончар Юрий Захаренко Павел Шеремет

С ДНЕМ КОНСТИТУЦИИ! 14.03.2020


Что можно пожелать гражданам в День Конституции? Конечно, торжества законности, демократии и уважения к правам человека. Как сделать, чтобы такой порядок установился в Беларуси? Надо сделать всего лишь 10 шагов в сторону перемен.
Первый шаг: восстановление Конституции 1994 года. Этот  шаг предопределяется тем, что в результате референдума 1996 г. действие Конституции 1994 г. было незаконно приостановлено. Вместо нее была введена, по сути, новая Конституция, которая закрепила единоличную власть «главы государства». Восстановить Конституцию 1994 года можно несколькими способами: путем проведения форума белорусского народа (по Конституции, народ – единственный источник государственной власти); путем принятия решения демократически избранным парламентом; путем признания итогов референдума 1996 года юридически ничтожными.
Второй шаг:  упразднение должности президента как обременительной и излишней для белорусской государственной системы. Эта должность изначально была включена в Конституцию как способ удержания власти коммунистической партийной номенклатурой. Она стала предпосылкой и основой для узурпации власти и превращения ее в несменяемую диктатуру. Функции президента могут быть возложены на председателя парламента и его заместителей на общественных началах. Такая практика имела место в Беларуси в начале 90-х годов.
Третий шаг: воссоздание легитимного парламента. Если исходить из того, что Верховный Совет Республики Беларусь 13-го созыва был распущен после референдума 1996 г. без законных оснований, то следующим легитимным парламентом должен быть Верховный Совет Республики Беларусь 14-го созыва. Его и надо избрать в составе 260 депутатов. Этому Парламенту должна перейти законодательная власть и право принятия решений от имени белорусского народа.
Четвертый шаг: формирование коалиционного правительства. При отсутствии президента новое правительство будет формироваться парламентом с участием партийных фракций и коалиций депутатских групп. Правительство станет коллегиальным органом государственного управления. В своей деятельности оно будет подконтрольным парламенту.
Пятый шаг: формирование нового состава судов. При этом высшие суды (Конституционный суд, Верховный суд, Высший хозяйственный суд) будут избираться Парламентом в порядке, предусмотренном Конституцией 1994 г., а нижестоящие суды – местными представительными органами по рекомендации Республиканского совета судей. В последующем Парламент может принять Концепцию судебно-правовой реформы, в которой будет определена программа преобразований судов и правоохранительных органов.
Шестой шаг: проведение реформы административно-территориального устройства страны. Ее целью может быть переход к двухуровневому местному самоуправлению с упразднением сельских (поселковых) Советов. Относительно крупные города должны получить статус самостоятельных административных единиц.
Седьмой этап: проведение выборов в местные представительные органы, а также формирование нового состава исполкомов. Выборы мэров городов, которые получат статус административных единиц, должны осуществляться путем прямых выборов.
Восьмой этап: «чистка» и реформирование судов, прокуратуры, органов предварительного следствия, органов внутренних дел и государственной безопасности, учреждений исполнения уголовных наказаний (в соответствии с Концепцией судебно-правовой реформы).
Девятый шаг: осуществление реформ в сфере экономики, финансов, образования, культуры, в социальной сфере. Здесь нужно принять специальные программы, которые могли бы вывести Беларусь на более высокий уровень развития, прогресса и благосостояния.
Десятый шаг: определение новых приоритетов во внешней политике. В частности, предлагается выйти из межгосударственных образований, которые не отвечают интересам белорусского народа и представляют опасность для суверенитета Беларуси. Основным приоритетом должен стать европейский путь развития при соблюдении принципа нейтралитета и безъядерного статуса страны.

О РАЗНЫХ КОНСТИТУЦИЯХ 27.02.2020


24 февраля с.г. в главной  газете страны «Советская Белоруссия-Беларусь сегодня» была опубликована статья «Зачем меньшевикам новая конституция, если они и старую с трудом соблюдают?». Ее автор – Андрей Муковозчик, ведущий раздела «Занимательная политология». Тем, кто интересуется политикой советую почитать (https://www.sb.by/articles/zachem-menshevikam-novaya-konstitutsiya-esli-oni-i-staruyu-s-trudom-soblyudayut.html).
Первоначально на эту «занимательную политологию» я посмотрел со стороны и хотел было оставить без внимания. Но здесь оказался особый случай. Во-первых, в декабре 2019 г. я присоединился к социал-демократическому сообществу (Грамаде) или, как его называет Муковозчик, «меньшевикам». Во-вторых, именно я предложил БСДП принять поправки в Конституцию 1994 года. В-третьих, «матушка партии» Ирина Вешторд обратилась к членам партии отреагировать на публикацию, что я и сделал.
Уж извините, читатели сайта, но придется пройтись по основным частям вышеуказанного интеллектуального продукта.
Первое: на каком основании в официальном издании слово «Конституция» пишется с маленькой буквы? Могу предположить, что газета еще не избавилась от пропагандистских штампов, оставшихся от «Советской Белоруссии» и позволяет себе унижать тех, кто не разделяет линию власти. В этой связи поясняю: в проекте речь идет о Конституции 1994 года, где в качестве варианта предлагается упразднить должность президента.
Второе: на каком основании социал-демократы называются меньшевиками, а Борисов уподобляется Мартову? Понятное дело, что здесь используется проверенный пропагандистский прием – наклеивать ярлыки на неугодные власти организации и их лидеров. Так поступали газетчики в 30-е годы: обзывали тех же меньшевиков и эсеров контрреволюционными организациями, а их членов – врагами народа.
И зачем в суе упоминать имя незабвенного Юлия Осиповича Мартова (Цедербаума)? Он учился в самом престижном тогда Петербургском университете, не то, что Ульянов в каком-то Казанском. За распространение нелегальной литературы был арестован, посидел в «Крестах». Из университета его отчислили. Был направлен под надзор полиции в Вильно (в этом его единственная связь с белорусской историей. – Авт.) С 1895 г. Ю.Мартов – сподвижник Ульянова (Ленина). Он, между прочем, - основатель газеты «Искра», которую так ценил учредитель пролетарского государства, который не позволил в 1918 г. создать БНР и направил в Беларусь войска Красной армии. На втором съезде РСДРП между Мартовым и Лениным произошел раскол по вопросам тактики прихода к власти. Группу его сторонников стали называть меньшевиками – умеренными социал-демократами. После прихода «большевиков» к власти Ленин, опираясь на карающий меч революции, стал уничтожать так называемых меньшевиков, эсеров и прочих несогласных. До сентября 1920 г. Ю.Мартов продолжал отстаивать свои позиции, но потом – эмигрировал в Германию. Умер от туберкулеза в 1923 г.
Третье: печально, что политолог из государственной газеты считает «надоевшим» белорусский язык и исторический герб «Пагоня» и не желает, чтобы судьи избирались. В этом он небезосновательно видит свою угрозу – ведь потом эти суды под бело-красно-белым флагом и гербом «Пагоня» на белорусском языке могут его судить. Да и в новом парламенте не найдется места его единомышленникам – там будут сплошь партийцы/
Четвертое: статья как месть Борисову, который, по словам Муковозчика, «сдал» двум зарубежным министрам иностранных дел списки членов избирательных комиссий. Передача этих списков расценивается им как «донос», «стукачество».
Как юрист замечу, что руководители нынешних избирательных комиссий, по сути, занимались фальсификацией итогов голосования и в этой связи должны подлежать установленной законом ответственности. Возможно, перед новыми судами.
Пятое: в статье досталось и «старшим товарищам» в лице Генерального секретаря партии Мечислава Гриба. Он обвинен в том, что, несмотря на годы, бежит впереди «нашего паровоза». Под этим паровозом Муковозчик имеет в виду ученых в области конституционного права, которые работают над поправками в действующую конституцию (позволю себе написать ее с маленькой буквы и объясню почему. – Авт.). Мне как судье первого состава Конституционного суда (апрель 1994 – январь 1997 гг.) хорошо известны имена этих ученых. Уверен, что они сделают то, что от них ждут, а именно: обеспечить устойчивость единоличной и несменяемой власти.
Что касается действующей «конституции», то как юрист заявляю: она не является законной и легитимной, поскольку ее редакция была принята в ходе незаконных и сфальсифицированных референдумов. Она не выражает интересы народа и не содействует развитию белорусского государства и общества. И если кто-то не соблюдает эту конституцию, так представители нынешней власти и сам глава государства.
Я соглашаюсь с автором статьи лишь в одном: конституция разная у разных людей, но закон должен быть один для всех.

Граждане, вступайте в Грамаду! 25.12.2019


В жизни приходится делать выбор, в том числе в политических симпатиях. Я его сделал 14 декабря с.г. на партийной конференции Белорусской социал-демократической партии (Грамада). На ней по поручению руководства партии я представил законопроект о белорусском омбудсмене (уполномоченном по правам человека). По окончании презентации я высказал просьбу принять меня в ряды партии. Почему я отдал предпочтение Белорусской социал-демократической партии (Грамада)?
Во-первых, я разделяю основные положения программы и устава этой партии. Мне нравится, что социал-демократы выступают за реальное построение в Беларуси демократического социального правового государства, в котором соблюдаются права и свободы граждан. Моим взглядам соответствует стремление БСДП превратить Беларусь в парламентскую республику с ответственным правительством и независимыми судами. Я за то, чтобы на местах действовало местное самоуправление в соответствии с принципами Европейской хартии самоуправления. Согласен с необходимостью реформирования органов госбезопасности и милиции, с пересмотром уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. БСДП придерживается социал-демократической идеологии, которая является господствующей в странах Европы. Это означает, что акцент в деятельности партии делается на улучшение социально-экономических условий жизни трудящихся, на продвижение принципов правового государства, верховенства закона, соблюдение и защиту прав граждан. Партия выступает за суверенитет страны и ориентируется на вступление Беларуси в Совет Европы и Европейский Союз.
Во-вторых, БСДП имеет давнюю и славную историю. Ее предтечей является Белорусская социалистическая грамада (БСГ), созданная в 1903 г. Отцами-основателями партии были такие известные деятели, как: Александр Бурбис, Вацлав Ивановский, Иван и Антон Луцкевичи. БСГ была инициатором проведения Всебелорусского съезда 5 – 18 декабря 1917 г. и создания Белорусской Народной Республики. Социал-демократические традиции были продолжены в Беларуси после объявления о независимости белорусского государства. 2 марта 1991 г. была образована Белорусская социал-демократическая грамада. Ее председателем стал Михаил Ткачев. После его смерти в 1992 г. партию возглавил Олег Трусов. Позднее в партии начались споры и разногласия, которые привели к ее расколу и череде переизбрания лидеров. Определенная стабилизация положения наступила после проведения 18-го съезда партии (11.03.2018 г.) и избрания председателем Игоря Борисова.
В-третьих, прежде чем принять решение о вступление в партию я присмотрелся к ее знаковым фигурам. Они вызывают у меня расположение. Среди них: Игорь Борисов, с которым мы знакомы много лет, в том числе в составе Белорусской ассоциации журналистов; Алексей Сигаев, первый заместитель и помощник И.Борисова; Мечислав Гриб, бывший председатель Верховного Совета 12-го созыва, который принимал решение о присвоении мне почетного звания «Заслуженный юрист Республики Беларусь» в апреле 1994 г.; Олег Волчек, с которым мы сотрудничаем много лет на ниве правозащиты; Павел Знавец, депутат Верховного Совета 13-го созыва, знаток новейшей белорусской истории и сверхинтересный собеседник; Ирина Вештард, бывший председатель БСДП, умная и уверенная в себе женщина; Анатолий Сидоревич, историк и мудрец, живая история партии. И десятки других членов, с которыми я познакомился на партийных мероприятиях.
В-четвертых, меня впечатлила Программа действий («Праграма дзеянняў»), принятая БСДП в октябре 2017 г., а именно: 120 тезисов о том, как партия видит дальнейшее развитие страны. Большинство из этих тезисов соответствуют моим представлениям. Так, я – за преобразование Беларуси в парламентскую республику с ограничением полномочий президента или упразднением этой должности. Я – за однопалатный парламент, который должен избираться по смешанной избирательной системе. Я – за новое административно-территориальное устройство страны с двухуровневой системой местного управления. Я – за проведение реформы судов и правоохранительных органов, чтобы обеспечить на практике законность и справедливость. Я – за введение должности уполномоченного по правам человека как дополнительного средства защиты прав граждан. Я – за деполитизацию трудовых коллективов, за десоветизацию государственных праздников. Я также разделяю подходы партии в сфере экономической и социальной политики, в сфере образования, культуры, здравоохранения, экологии.
В-пятых, немаловажным фактором для принятия решения послужило и то, что руководство БСДП (Грамада) проявило интерес к моим правотворческим разработкам. В частности, ЦК партии заслушало и одобрило проект Концепции судебно-правовой реформы и прилагаемый к ней законопроект о судоустройстве Республики Беларусь. Позднее мои наработки были опубликованы в виде брошюрки. В августе 2019 г. ЦК БСДП (Грамада) поддержала предлагаемые мною поправки в Конституцию Республики Беларусь с тем, чтобы приблизить страну к стандартам парламентской республики. Скоро они появятся в виде брошюрки. На партийной конференции 14-15 декабря с.г. ЦК партии обсудила и одобрила подготовленный мною проект закона «Об уполномоченном по правам человека».
*   *   *Я верю в то, что «Праграма дзеянняў» будет реализована в нашей жизни. Для этого я вступил в эту партию и хотел бы внести посильный вклад в приближение светлого будущего в Беларуси. Особенно это касается правовых основ государственности. Теперь мы вместе будем строить в Беларуси демократическое социальное правовое государство, ориентируясь на западные стандарты. Присоединяйтесь к Грамаде!

Выборы в день "революции" 07.11.2019


Беларусь - единственная на постсоветском пространстве страна, где 7 ноября остается государственным праздником. С этим можно соглашаться или спорить. В данном случае историческую дату хотелось бы упомянуть в ином ракурсе, а именно: как день выборов в верхнюю палату парламента – Совет Республики.
Насколько это правомерно? Можно ли проводить выборы в праздничный день? Можно ли «развести» выборы в нижнюю и верхнюю палату парламента? И что такое – выборы в Совет Республики? Попробую коротко ответить на поставленные вопросы. В соответствии с Избирательным кодексом (далее – ИК) выборы в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палата предыдущего созыва. В ст.56 ИК указывается на воскресный день. Однако ключевыми словами являются «…не позднее 30 дней до окончания полномочий…». То есть, последний месяц полномочий предыдущих парламентариев отводится на выборы. Уменьшать срок полномочий недопустимо, поскольку это будет нарушением их правового статуса со всеми вытекающими из этот факта последствиями. Отсюда сделаем первый вывод: назначать выборы в Национальное собрание на 10 месяцев раньше плановых сроков незаконно, что ставит под сомнение легитимность выборов. Можно ли выборы палат парламента назначать в разные сроки? По смыслу норм ИК, нельзя. Выборы в обе палаты должны проводиться одновременно, то есть в один день. Во всяком случае, ИК не допускает «разводки» этих сроков. Отсюда следует второй вывод: назначение выборов в Палату представителей и Совет Республики в разные сроки является нарушением избирательного законодательства. Далее, можно ли выборы проводить не в воскресенье, а в другой день недели? Если исходить из сопоставления ст.56 и 97 ИК, то выборы должны проходить именно в воскресенье. Может ли государственный праздник заменить воскресный день? Думаю, что каждый здравомыслящий человек ответит на этот вопрос отрицательно. Праздников может быть сколько угодно, а воскресенье – по расписанию. «Заполнять» праздники разными мероприятиями и обязывать людей на них что-то делать – неправильно. Отсюда еще один вывод: выборы в государственный праздник  следует признать нарушением прав граждан, которым государство «подарило» выходной день, а потом пытается его использовать в своих интересах. И, наконец, вопрос на засыпку: кто выбирает членов Совета Республики и почему избиратели об этом ничего не знают? Мало кто знает, как происходит это действо и кто в нем участвует. Согласно главе 20 ИК (ст.ст.97-101), выдвижение кандидатов в члены Совета Республики принадлежит Советам депутатов базового уровня и соответствующим исполнительным комитетам – районным, городским (городов областного подчинения), а в г.Минске – президиуму Минского городского Совета депутатов и Минскому горисполкому. В совместном заседании этих органов должно участвовать не менее 2/3 от состава соответствующих президиумов Советов депутатов и исполнительных комитетов. Регистрирует кандидатов в члены Совета Республики Центризбирком при наличии соответствующих документов (ст.101). Однако в ИК не прописано, как выдвигает кандидатов в члены Совета Республики Президент Республики Беларусь, какие он оформляет документы и как определяет своих выдвиженцев. И вообще непонятно, на каком основании он выдвигает 8 кандидатов, если происходят якобы выборы. На мой взгляд, выборы в Совет Республики не соответствуют базовым принципам избирательного права. Они носят келейный характер, не являются демократичными, прозрачными, справедливыми. Поэтому они ничтожные по юридическим последствиям.

ВЫБОРЫ С ИЗВЕСТНЫМ ИТОГОМ 21.10.2019

18 октября с.г. глава Центризбиркома Лидия Ермошина сообщила журналистам, что прошли регистрацию в качестве кандидатов в депутаты Палаты представителей 558 чел. Отказано в регистрации примерно 130 чел.


Кто прошел сито? По имеющимся данным, в избирательную рулетку решили сыграть 703 претендента. Из них: 325 – от политических партий, 38 – от трудовых коллективов и 81 – путем сбора подписей. Ряд претендентов использовали несколько способов выдвижения. После проверки документов, в том числе деклараций о доходах и имуществе, в избирательном марафоне поучаствуют 558 человек. Большинство – от политических партий. По массовости на первом месте оказалась Либерально-демократическая партия (98), на втором – Компартия Беларуси (50), на третьем – Объединенная гражданская партия (47). Дальше, по убывающей, идет Республиканская партия труда и справедливости (40), БНФ (31), Белорусская социал-демократическая партия (Грамада) (30), партия левых «Справедливый мир» (27), партия «Белорусская социал-демократическая Грамада» (14), Белорусская патриотическая партия (10), Республиканская партия (5), Белорусская партия «Зеленые» (4), Белорусская социально-спортивная партия (1). Неожиданностью стал отказ в регистрации действующим депутатам Анне Конопацкой и Елене Анисим. Можно полагать, что их преднамеренно не допустили к участию в следующем этапе «выборов». Это и понятно. Они стали бы фаворитами в симпатиях избирателей и трудно было бы что-то сделать с «цифрами» при голосовании. Видимо, по этой же причине не допустили на стартовую дорожку лидера движения «За свободу» Юрия Губаревича и его заместителя Виктора Янчуревича.
Кто станет депутатами? Основная интрига выборов состоит в том, кто из участников избирательного марафона получит мандат депутата при среднем конкурсе пять человек на место. По мнению политического обозревателя Павлюка Быковского, представителям оппозиционных партий трудно рассчитывать на победу. Причиной этого является тот факт, что в каждом избирательном округе имеется провластный кандидат, на которого будет сделана ставка. Причем, по его расчетам, примерно в 40 округах наблюдается если не настоящая, то мнимая конкуренция таких кандидатов. Если раньше «правильных» кандидатов выдвигали исключительно трудовые коллективы, то сейчас они маскируются под самовыдвиженцев или представителей от определенных политических партий. П.Быковский заявляет, что на данный момент может безошибочно назвать победителей в 65 округах. В остальных 35 округах ситуация, по его мнению, прояснится в ходе предвыборной кампании. Давайте попробуем дополнить рассуждения известного политолога. Так, в депутаты можно сразу записать 32 депутатов нынешнего состава Палаты представителей, которые получили «добро» на участие в выборах. На мой взгляд, поздравления уже могут принимать Валерий Мицкевич, заместитель главы администрации президента, он же – председатель Белорусского союза юристов; Светлана Любецкая, судья Верховного суда; Александр Дубов, заместитель Генерального прокурора; Олег Белоконев, начальник Генерального штаба, первый заместитель министра обороны (ему-то зачем идти в депутаты?); Андрей Савиных, бывший посол Республики Беларусь в Турции (в документах на регистрацию он представил себя как действующий посол); Алексей Егоров, ректор Витебского государственного университета имени П.М.Машерова; Лилия Ананич, бывшая министр информации Республики Беларусь; Геннадий Давыдько, председатель объединения «Белая Русь»; Мария Василевич, бывшая «Мисс Беларусь – 2018». Конкурентам указанных кандидатов можно лишь посочувствовать. Они могут, интереса ради, заняться учетом результатов голосования по участкам. Мне представляется, что они будет выверенными словно под копирку.
Можно ли проще и лучше? Выборы в нынешний парламент напоминают спектакль с заранее расписанными ролями и известным концом. Политическим партиям в нем отводится роль массовки с ярко выраженными эмоциями. Герои-победители не претендуют на первые роли и мало впечатляют зрителей. Тем не менее, в конце спектакля их пригласят на сцену и вручат премии за лучшие роли. Можно ли избавиться от этих показушных выборов, в которых актеры и зрители ничего не значат, а все делают режиссеры и кукловоды? Да, вполне возможно, но для этого надо сделать несколько конкретных шагов. Первый шаг: перейти к смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системе выборов, когда часть депутатов парламента избирается по прежней системе, а другая часть – по партийным спискам. Это даст возможность лучшим представителям общества выставлять свои кандидатуры индивидуально, а партии получат гарантированное представительство в парламенте в соответствии с признанием граждан. Второй шаг: ввести государственное финансирование тех партий, которые преодолеют так называемый заградительный барьер на выборах и будут иметь своих депутатов. Это позволит партиям развиваться и укреплять свой рейтинг среди населения. Третий шаг: предоставить партиям возможность участвовать в формировании избирательных комиссий всех уровней. Это обеспечит прозрачность итогов голосования, поскольку партии будут заинтересованы в точных результатах. Четвертый шаг: установить голосование в течение одного дня, разрешить наблюдателям и журналистам фиксировать ход работы избирательных комиссий и подсчет голосов избирателей. Пятый шаг: перейти к выборам в легитимный парламент страны – Верховный Совет Республики Беларусь. Это позволит восстановить принцип парламентаризма, а также доверие общества к парламенту как институту власти. Уверен, что после принятия этих мер выборы сразу станут свободными, прозрачными и честными и перестанут напоминать спектакль с заранее известным итогом.

ВСПОМНИМ ДИМУ ЗАВАДСКОГО 06.07.2019

7 июля 2000 г. по дороге в аэропорт «Минск-2» исчез 27-летний журналист Дмитрий Завадский. Он ехал на встречу со своим другом и бывшим шефом Павлом Шереметом. Тот готовил фильм об исчезнувших политиках в Беларуси и специально летел в Минск, чтобы забрать у Дмитрия некоторые архивные материалы. Судя по всему, о предстоящей встрече узнали заинтересованные лица, имеющие доступ к прослушиванию мобильной связи. Они могли также предполагать, что Д.Завадский, работавший в 1994-1997 гг. в операторском пуле А.Лукашенко, имеет какие-то компрометирующие материалы в отношении главы государства. Павел Шеремет поднял «тревогу» и заставил правоохранителей искать исчезнувшего Дмитрия. Милиция с собаками начала прочесывать леса, расположенные по соседству с аэропортом. Но все тщетно. Органы следствия сохраняли «тайну» почти год. 12 мая 2001 г. заместитель прокурора  республики Михаил Снегирь и руководитель следственной группы Иван Бранчель заявили на пресс-конференции, что Завадского похитила банда, состоявшая из бывших сотрудников спецподразделения МВД Беларуси. Судебный процесс по делу «банды Игнатовича» был закрытым из-за того, что один из 50 томов уголовного дела имел гриф «совершенно секретно». Тем не менее, стало известно, что обвиняемые своей вины не признали. Суд приговорил Игнатовича и Малика к пожизненному заключению, Гуза – к 25 годам, а Савушкина – к 12 годам. Однако вопрос о судьбе Завадского остался невыясненным. Близкие Дмитрия, в том числе жена Светлана и мама – Ольга Григорьевна, не могли поверить, что Дмитрия похитили по той причине, что в «Белорусской деловой газете» было опубликовано интервью с ним после поездки в Чечню. Там он упоминал о белорусах, которые воюют на стороне боевиков. Они также не могли понять, почему лопатка со следами крови Дмитрия была обнаружена в машине Игнатовича спустя месяц после начала расследования. Они полагали, что ее, скорее всего, подбросили в качестве вещественного доказательства и «перевода стрелок» на Игнатовича. Потом появились «беглые следователи» Петрушкевич и Случек, которые, находясь за границей, высказали свою версию исчезновения Д.Завадского. Речь шла о создании специальной группы, которая занималась похищением и уничтожением неугодных режиму политиков и иных лиц. Павел Шеремет после похищения своего друга подготовил документальный фильм «Дикая охота», а позднее – «Дикая охота-2». Прошло 19 лет с той печальной даты. Близкие и общественность не знают, что тогда случилось с Димой, за что его убили и кто именно, где покоится его прах. Предлагаю читателям «Белпартизана» вспомнить Диму Завадского, который ушел от нас в 27 лет, не успев пожить и реализоваться. Посмотрите фильм о Дмитрии (belsat.eu/ru/news/17-let-nazad-ischez-dmitrij-zavadskij-smotrite-film-belsata-ob-ischeznovenii-zhurnalista).

ЧТО ЗА ПРАЗДНИК 3 ИЮЛЯ? 02.07.2019

Снова приближается 3 июля и снова будет военный парад. По какому случаю? Формально он приурочен ко дню освобождения г.Минска от немецко-фашистских захватчиков 3 июля 1944 г. Потом к этой дате белорусские власти добавили еще два праздника – День республики и День независимости. Не слишком ли много праздников? И есть ли для этого юридические основания? Убедительные аргументы на этот счет высказал на страницах газеты «Новы час» известный историк, профессор Леонид Лыч (см.: «Што ёсць 3 ліпеня для народа Беларусі» // «Новы час», 28 чэрвеня 2019 г., №24). Он, в частности, утверждает, что «...праз рэферэндум у лістападе 1996 года нам штучна, па-валюнтарысцку навязалі «Дзень Рэспублікі”, які да гэтага адзначаўся ў краіне цалкам абгрунтавана – паводле прянятага 27 ліпеня 1990 года адпаведнага акту. У выніку такога неабдуманага сімбіёзу Беларусь у 1997 годзе адзначыла 3 ліпеня як свята з дзвюма назвамі: Дзень Незалежнасці і Дзень Рэспублікі, прычым з абавясковым правядзенем ваеннага парада, чаго не практыкавалася апошнія сем гадоў”. И далее Л.Лыч добавляет: «Так, па волі ўлады, а не народа Дзень Незалежнасці уже з 1997 года намертва ўвабраў у сябе 3 ліпеня – Дзень вызвалення Беларусі”. Со своей стороны замечу, что такое положение дел противоречило действующему законодательству и историческим реалиям. Во-первых, референдум 1996 г. с его вопросами, носящими политизированный характер, был признан демократической общественностью незаконным. Согласно ст.3 Закона «О всенародном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь», на референдум не могли выноситься вопросы, которые нарушают «...неотъемлемое право белорусского народа на суверенную национальную государственность, гарантии существования белорусской культуры и языка». Во-вторых, результаты голосования на том референдуме вызывают большие сомнения и лежат на совести незаконно назначенного главы Центризбиркома Лидии Ермошиной. В-третьих, такое передвижение дат – с 27 июля 1990 г. на 3 июля 1944 г. – представляется абсурдным, поскольку не имеет реальной основы. Освобождение Минска в 1944 г. вовсе не означало, что разоренные войной белорусские земли стали вдруг самостоятельными, а Беларусь – обрела независимость. Я согласен с мнением уважаемого Леонида Ивановича Лыча, что  Днем Независимости и Днем Республики могут быть либо 27 июля (1990 г.), либо 25 августа (1991 г.). Напомню, что в этот день Верховный Совет БССР принял Закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете БССР». Следует также согласиться с итоговым утверждением Л.Лыча: «У палітычных колах Расіі Беларусь па-сур-ёзнаму не ўспрымаецца як незалежная, суверэнная дзяржава. Для гэтага ёй трэба быць у разы больш моцнай у эканамічным вымярэнні і ажыццявіць буйнамасштабныя пераўтварэнні ў духоўнай сфэры, вывеўшы яе з чужога рускага на ўласна беларускае культурна-моўнае рэчышча”. Как юрист и гражданин Беларуси я считаю, что юридически и фактически Днем независимости  страны следует считать день принятия легитимным парламентом –Декларации о государственном суверенитете БССР (с 19 сентября 1991 г. – Республики Беларусь) от 27 июля 1990 г. Однако в новых условиях Беларусь может праздновать свой суверенитет, когда уйдет в прошлое незаконный режим единоличной власти и когда новый представительный орган белорусского народа объявит о своей независимости, создав легитимную систему органов власти и восстановив национальные символы белорусской государственности.

СКАЗ О ЖЕМЧУЖНОМ 03.06.2019

С осени 2015 года состою в переписке с Михаилом Жемчужным, бывшим доцентом из Витебска. Его, вполне респектабельного ученого-интеллигента, учредителя культурно-просветительного учреждения «Платформ инновейшн», осудили летом 2015 г. за «букет статей». Случилось это вскоре после вынесения приговора в отношении директора этого же учреждения Андрея Бондаренко.
Формально Жемчужного осудили за дачу взятки и дачу взятки повторно работнику милиции, который якобы обещал выдать служебную информацию о фактах нарушения законности в этих органах и который якобы для записи этой информации просил Жемчужного изготовить техническое устройство, предназначенное для негласного получения информации. Всю эту «лабуду» квалифицировали по ст. 376 (части 1 и 2), ст. 375 (часть 1) и ст. 431 (части 1 и 2) УК Республики Беларусь и приговорили ученого технаря к шести годам лишения свободы. А позднее Верховный суд по протесту прокурора добавил ему еще полгода.
Позднее правозащитникам стало известно, что посадку М.Жемчужного инициировали спецслужбы и вели с ним игру «в поддавки», провоцируя его на совершение общественно опасных деяний. А причиной этого стало его сотрудничество с правозащитной организацией «Платформ инновейшн».
Первоначально М.Жемчужного “распределили” в колонию №14 в пос. Новосады Борисовского района. Однако жить “спокойно” в колонии ему не дали, придумывая все новые взыскания. После получения статуса “злостного нарушителя режима” его в июле 2017 г. направили на исправление в злополучную колонию №9 в г.Горки. Администрация колонии попыталась определить Жемчужного в отряд, где преобладали заключенные с так называемым низким статусом. По тюремным правилам общение с такими заключенными означает переход в низшую касту. М.Жемчужный “стал в позу” и отказался проследовать в отряд. В ответ – дисциплинарное наказание в виде помещения в штрафной изолятор.  И такая практика повторялась много-много раз. 22 декабря 2017 г. на сайте «Платформа» появилась информация под названием «Михаилу Жемчужному нужна наша поддержка». Из нее следует, что за полгода пребывания в колонии №9 М.Жемчужный получил 14  взысканий, из них – 70 суток пребывания в ШИЗО.
По мнению бывалого зэка А.Бондаренко, пребывание в ШИЗО – «тяжелое испытание, которое нечасто применяется даже к отъявленным рецидивистам и криминальным авторитетам. За такое время нахождения в ШИЗО существует реальная угроза здоровью осужденного в связи с антисанитарными условиями и низкими температурами в камерах в данное время года».
   Следует дополнить, что согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным постановлением МВД Республики Беларусь от 30 декабря 2016 г. №349, отбывающим наказание в условиях ШИЗО запрещаются прогулки, чтение, письма, занятие спортом и др. Осужденному не выдается постельное белье, и он вынужден спать на нарах, которые отмыкаются от стены на время отбоя. При этом температурный режим в камере такой, что осужденный вынужден несколько раз за ночь вставать и делать разминку. По информации А.Бондаренко, М.Жемчужный обращался к администрации ИК-9 с просьбой обеспечить его личную безопасность и перевести в безопасное место, например, в ПКТ (помещение камерного типа). Однако просьбы осужденного отклонялись, и он продолжал почти непрерывно находиться в ШИЗО. Жалобы М.Жемчужного на водворение в ШИЗО отвергаются с формальной отпиской: «Каких-либо угроз жизни и здоровью нет. Других оснований, препятствующих дальнейшему отбыванию наказания осужденным Жемчужным М.И. в колонии № 9 нет. Нарушений в действиях администрации ИК-9 не установлено». Однако это было только начало жесточайших испытаний. На 10.10.2018 г. за плечами М.Жемчужного было уже 270 суток ШИЗО. В качестве «релакса» его время от времени направляли в ПКТ. Из-за длительного пребывания в закрытом помещении, отсутствия прогулок и дневного света у Жемчужного резко ухудшилось зрение. Кроме того, по информации правозащитников, далеко не все письма Жемчужного доходят до адресатов. Стало известно, что были уничтожены 5 из 10 писем, написанных им в последнее время, по официальной версии — «за причинение вреда охраняемым законом правам госорганов, общественных объединений и отдельных граждан», а также по причине «сокращений в тексте и условных обозначений».
В письме, полученном мною в конце мая с.г., М.Жемчужный сообщил, что получил письмо из Вашингтона от председателя отдела Белорусско-американской ассоциации Вячеслава Бортника. В нем  уведомлялось, что Рада БНР решила наградить М.Жемчужного юбилейной медалью «...за дзейнасць на карысць свабоднай і незалежнай Беларусі”.
Из Интернета известно, что юбилейная медаль «100 лет БНР» была основана Радой БНР в 2018 году. В список награжденных, согласно сайту Рады БГР, вошло более 130 человек - политиков, активистов, культурных деятелей и ученых из Беларуси, белорусской диаспоры, а также из числа иностранцев.
Михаил Жемчужный продолжает отстаивать свои права, пишет жалобы на дисциплинарные взыскания.  Он получил ответ на надзорную жалобу из Верховного суда. Как и следовало ожидать, приговор оставлен без изменения. Еще он отмечает, что за два года нахождения в ИК-9 ему не разрешили приобрести витамины.
Правозащитник Леонид Светик в своем материале, опубликованном на сайте правозащитного центра «Весна», дает характеристику М.Жемчужному: "В этом году летом исполнится 4 года моей переписке с Михаилом Жемчужном. За это время я достаточно глубоко изучил личные качества Михаила. Считаю его мужественным, неравнодушным к чужим проблемам человеком, способным стоять до конца в деле защиты прав человека. Надеюсь, что он выдержит все испытания и выйдет на свободу достойным человеком".
Я присоединяюсь к этой оценке и хотел бы добавить, что этот доцент из Витебска, несмотря на свой почтенный возраст (64 года), претерпел все круги ада в тюремной неволе, но сохранил честь, веру и оптимизм. Он реально заслужил медаль.
Как юрист, изучивший обстоятельства его уголовного дела, считаю, что оно, весьма вероятно, было инспирировано по политическим мотивам. Оно должно быть пересмотрено новым составом суда, а М.Жемчужный должен быть освобожден от наказания. Его ждут друзья и Ивонка Сурвила с медалью.
Свободу Михаилу Жемчужному!
чытаць іншыя навіны