Четвертому приготовиться. Как проходили и что принесли нам три беларуских референдума?

На протяжении последнего времени глава ЦИК Лидия Ермошина и другие беларуские чиновники не единожды намекали на то, что Беларусь может ждать очередной референдум.

Четвертому приготовиться. Как проходили и что принесли нам три беларуских референдума?
 И пока эти мутные намёки еще не успели оформиться в новый плебисцит, мы предлагаем отследить историю и посмотреть на результаты предыдущих трех народных волеизлияний.

1995 — Лукашенко vs БНФ
Первый в истории Беларуси референдум состоялся 14 мая 1995 года. На нем были вынесены на голосование вопросы про смену государственной символики (с БЧБ и Погони на постсоветские флаг и герб), также про наделение русского языка статусом государственного и про экономическую интеграцию с Россией, впервые был затронут вопрос про расширение полномочий президента. Зачем все это было сделано, в каких условиях происходило и какое значение имело — разберем по порядку.
Условия
Летом 1994 года состоялись первые выборы президента Беларуси. Во втором туре Александр Лукашенко обошёл Вячеслава Кебича, который также претендовал на пост главы. Торжественная присяга состоялась 20 июля 1994 года.

Несмотря на то, что во втором туре выборов Лукашенко пришлось соперничать с Кебичем, тогда главным оппонентом действующего президента все же называли Зянона Позняка, главу партии Беларуский Народный Фронт (БНФ). Позняк и партия БНФ довольно жестко критиковали Лукашенко и во время президентской гонки и после избрания его главой государства. Критика приходилась на политические и экономические шаги новой власти, уличала президента  в непрофессионализме и стремлении к авторитаризму, а также обвиняла в коррупции. И вот тогда в ответ Лукашенко решил пойти на референдум.

Вопросы референдума и их подоплека

Итак, референдум объявлен.  Вопросы, предлагаемые беларусам для голосования, звучали так:

1. Согласны ли вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским ?

2. Поддерживаете ли Вы предложение об установлении новых Государственного флага и
Государственного герба Республики Беларусь?

3. Поддерживаете ли Вы действия Президента Республики Беларусь, направленные на
экономическую интеграцию с Российской Федерацией?

4. Согласны ли Вы с необходимостью внесения изменений в действующую Конституцию
Республики Беларусь, которые предусматривают возможность досрочного прекращения
полномочий Верховного Совета Президентом Республики Беларусь в случаях
систематического или грубого нарушения Конститу и?

Лукашенко не случайно вынес на плебисцит вопросы про язык, государственные символы и интеграцию с Россией. Ведь национально-культурное возрождение и отделение от России (как политическое, так и культурно-ментальное) было главнейшим акцентом в программе партии БНФ. И именно БНФ в 1991 году проталкивал принятие бело-красно-белого флага и Погони в качестве официальных символов Беларуси. И если бы на референдуме беларусы проголосовали за русский язык как второй государственный и согласились на смену символики — это бы дало карт-бланш Лукашенко в борьбе со своим главным оппонентом.
Инициируя вопрос о смене символики, власть, тем не менее, старалась не афишировать новые образцы. Этот редкий кадр с Лукашенко смог  сделать корреспондент оппозиционной газеты «Свобода», которую 20 марта 1995 года глава государства назвал «фашистской газетой». Ее лишили лицензии в 1997 году.

Прежде, чем начать плебисцит, само решение про референдум и вопросы необходимо было согласовать в Верховном Совете. Парламент Беларуси тогда действительно имел власть и влияние, и без решения Верховного Совета назначение референдума было бы незаконным.
Голодовка в Овальном зале парламента, протестующие депутаты расположились на полу около трибуны
В ответ на действия президента и протестуя против готовящегося народного голосования, депутаты от партии БНФ объявили голодовку. К ним присоединились некоторые члены партии БСДГ (Беларуская Социал-Демократическая Грамада), всего в протесте принимало участие 19 человек. Депутаты расположились в Овальном зале в Доме правительства. Эта акция протеста поставила под угрозу все мероприятие —  согласование референдума в Верховном Совете шло тяжело и совсем не так, как было надо Лукашенко. И тогда президент решил силой остановить голодовку.
Ночью с 11 на 12 апреля протестующих парламентариев вывели из здания и жестоко избили силовики. В качестве формального повода и оправдания использовали анонимный звонок о минировании помещения. Президент и его сторонники не признались в избиении депутатов и доказывали, что «никто никого не бил и не ломал», а сами голодающие якобы «угрожали кровопролитием, достали ножи, грозились отрезать себе головы». Однако видеозапись этой принудительной «эвакуации» на всякий случай демонстрировать отказались. До сих пор точно не известно, какие именно силовые структуры провернули эту операцию.

На следующий день 13 апреля в ходе горячих дискуссий Верховный Совет все же утвердил референдум и его вопросы.

«Чистые» и «грязные» методы борьбы
В 1995 году вы могли бы увидеть то, чего сегодня никак уж не приходится ожидать от Лукашенко, — креативный подход к агитации, изобретательность, пиар технологии. В кампанию были вовлечены влиятельные тогда деятели культуры и искусства, например, актер Владимир Гостюхин, художник Михаил Савицкий. Свежим и прогрессивным шагом тогда стало проведение телемоста «Референдум — 95» с участием президента. 

Пример агитации в газете «Советская Белоруссия». Людям прямым текстом подсказывают «правильные» ответы на голосовании

Однако команда Лукашенко не чуралась и других методов. Накануне самого референдума вышел фильм в лучших традициях БТ-шной пропаганды ( типа шедевров «Железом по стеклу» или «Белый Легион чёрных душ»).  Фильм режиссера Юрия Азарёнка «Дети лжи» должен был рассказать «всю правду» про Беларуский Народный фронт, «открыть людям глаза» на их истинную фашистскую сущность. Пропагандисты всячески пытали провести параллель между партией Зянона Позняка и беларускими коллаборационистами времен Второй Мировой войны.

Результаты  голосования
Итак, первый беларуский референдум состоялся 14 мая 1995 года. После подсчета результатов голосования стало понятно: Лукашенко взял верх над Беларуским Народным Фронтом.

По официальным данным Центральной избирательной комиссии, в референдуме приняло участие 4.830.582 человека. По первому вопросу «за» проголосовали 83,3%, по второму — 75,1%, по третьему — 83,3%, по четвертому — 77,7% избирателей. 

Это был триумф команды президента. По их реакции стало понятно, что на референдуме решались не столько сами вопросы языка, символов и т.д., сколько суть его была в одном простом вопросе «Лукашенко или Позняк?»  После оглашения результатов команда президента во всеуслышание заявляла, что националистические силы теперь не имеют никакого права на власть в стране. В газетах публиковались карикатуры на БНФ.

Проигрышу националистических сил особенно радовались коммунисты. Карикатура в про-коммунистической газете «Мы и время», июнь 1995 года

И действительно, после 1996 года партия БНФ перестала отыгрывать такую важную роль в политике и общественной жизни, как раньше. Ни один член Народного фронта не вошел в новый состав Верховного Совета 13 созыва, который начал свою работу в январе 1996 года. А сам лидер партии Зянон Позняк был вынужден покинуть Беларусь из-за угроз в 1996 году и находится в эмиграции до сих пор.

Опьяненные успехом, члены команды Лукашенко во главе с управделами президента Иваном Титенковым совершили  уголовное преступление и акт святотатства — сняли государственный бело-красно-белый флаг со здания администрации президента и разорвали его на части.

Титенков расписывается на куске разорванного бело-красно-белого флага, май 1995 г.

На тот момент Центризбирком еще не объявил официальные результаты голосования, а новая символика еще должна была пройти согласование в Верховном Совете. Но за свое преступление Иван Титенков так и не был привлечен к ответственности.

Реакция и последствия
Независимые юристы указывали на ошибки в формулировке вопросов на референдуме. По закону, вопросы должны были звучать так, чтобы голосующие отвечали на них «за» или «против», а не «да» или «нет». К тому же, по словам Михаила Пастухова, который тогда в 1995 году занимал должность судьи в Конституционном Суде Беларуси, вопросы про язык и государственные символы по закону вообще не могли выноситься на референдум.
Один из первых указов президента на своем посту касался монополизации СМИ. Это, без сомнения, сыграло свое роль и в истории с Референдумом 1995 года. Карикатура в «Народной газете»
Как бы то ни было, референдум 1995 года сменил вектор развития Беларуси. После 1995 года власти взяли курс на интеграцию с Россией. Смена флага и герба были очень символичны в этом плане — Беларусь отказывалась от идеи беларуского национального возрождения и апеллировала к временам БССР, становясь типичной страной пост-советского пространства.

Не будем упускать тот важный факт, что народное голосование 1995 года, кроме смены символов, еще и наделило президента правом по собственной инициативе разгонять парламент — так стала выстраиваться авторитарная система правления. Этот процесс получил продолжение в следующем референдуме, который прошел всего через год.

1996 — Лукашенко vs Парламент
Референдум 1996 года позволил Лукашенко внести изменения в Конституцию и сосредоточить в своих руках всю полноту власти.

Если народное голосование 1995 года было необходимо, чтобы расправиться с идеологическим противником в лице Зянона Позняка и его партии, то следующий референдум 1996 года был направлен против парламента в целом. Дело в том, что Верховный Совет тогда обладал реальной властью и сильно связывал личные инициативы главы государства.  Большинство парламентариев поддерживало президента по основным вопросам внутренней и внешней политики (за регулируемую государством экономику, против частной собственности на землю, за сближение с Россией), и идейных разногласий тут особо не возникало. Но камнем преткновения были личные амбиции Александра Григорьевича, для реализации которых ему явно не хватало законных полномочий.

Путь к смене Конституции
Сразу после вступления на пост главы государства Лукашенко начал управлять страной с помощью Указов, которые часто противоречили Конституции и другим законам, а также явно выводили президента за рамки должностных полномочий. Конституционный Суд (КС) отменял эти указы, называя их незаконными. Однако Лукашенко уверенно монополизировал власть, подчиняя себе средства массовой информации, вводя в свое управление предприятия и выстраивая административную вертикаль. Кульминацией стало распоряжение от 29 декабря 1995 года «О соблюдении норм указов Президента Республики Беларусь» —  Александр Григорьевич предписал Кабинету Министров и всем государственным органам выполнять все его указы, несмотря на запрет Конституционного Суда.
В феврале 1996 года Конституционный суд опубликовал Послание «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 1995 году.» В нем говорилось о многочисленных нарушениях президентом Основного Закона страны, несоблюдении законов и превышение полномочий — все это ставило под сомнение принцип разделения властей. В частности своими указами Лукашенко распустил Свободный профсоюз Минского метрополитена, подчинил себе СМИ (теперь в прессе не могли свободно высказываться альтернативные взгляды), распоряжался государственным бюджетом, запретил местные выборы и установил вертикаль власти, убирал льготы и повышал зарплаты чиновникам.

По сути уже в 1995-1996 годах Лукашенко пытался править страной единолично, ему нужно было только формально зафиксировать это в Конституции.

Подготовка референдума и Лидия Ермошина
Критиковать действующую Конституцию Лукашенко начал с самого начала 1996 года — во время выступления на закрытой сессии Верховного Совета 12 января. По его словам, Основной закон содержал в себе несоответствия и противоречия. Летом 1996 года Лукашенко публично озвучил свое намерение провести референдум с целью изменения Конституции. 7 августа президент официально направляет в парламент на рассмотрение инициативу про народное голосование.
Лукашенко хочет вынести на референдум четыре вопроса: про перенос даты Дня Независимости на 3 июля, про отмену смертной казни, про свободную куплю-продажу земли, а самое главное —  про изменение Конституции по проекту президента. Этот проект был опубликован в прессе в конце августа. Месяц, в течение которого парламент должен был рассмотреть инициативу про референдум, заканчивался 7 сентября, и вот 6 сентября Лукашенко выступает в Верховном Совете и объясняет депутатам тезисы изменений, которые он хочет внести в Конституцию. В ходе дискуссий парламент назначает референдум на 24 ноября (Лукашенко же настаивал на дате 7 ноября, желая воззвать к ностальгии людей по советскому прошлому). По инициативе Верховного Совета на референдум выносится еще три вопроса: про выборы в местные Советы, про прозрачность финансирования всех ветвей власти и про изменения в Конституцию по проекту Верховного Совета.

Действительно, в противовес президентскому варианту парламент разработал свой проект изменений в Основной Закон и представил его общественности в конце сентября. Эта инициатива предполагала ликвидировать пост президента, а законодательную и исполнительную власти распределить между Верховным Советом и Советом Министров. В ответ Лукашенко негодует и, выступая в парламенте, в ультимативной форме требует отозвать альтернативный проект Конституции. Получив отказ, он демонстративно покидает зал заседания.
Просто вопиющее событие произошло в начале ноября. 4 ноября 1996 года Конституционный суд вынес решение о том, что предлагаемые президентом изменения и дополнения в Основной Закон могут носить только консультативный характер и не обязательны к исполнению, даже если за них проголосует большинство. Это решение — шок для команды президента, оно подрывает всю суть референдума. Тогда 6 ноября Лукашенко своим указом придает будущему голосованию обязательный характер вопреки постановлению Суда, а указом 7 ноября 1996 года и вовсе отменяет решение КС, ссылаясь на то, что это ограничивает народ в праве голосовать. Естественно, это просто не влазило ни в какие законные ворота, решения Конституционного суда по закону имели большую силу, чем все личные указы президента. 9 ноября стартовало предварительное голосование, и только 9 ноября глава государства поставил свою подпись под окончательной редакцией своего же проекта изменений, за который уже начали голосовать люди на референдуме.

Видя такое вопиющее самовластие и попрание законов , председатель ЦИК Виктор Гончар заранее заявил, что не признает результаты референдума из-за многочисленных нарушений на его подготовительном этапе. В ответ Лукашенко поступил просто — освободил Гончара от занимаемой им должности и на его место назначил исполняющей обязанности всем нам хорошо известную Лидию Ермошину. Проходило всё это буквально физически — президентская охрана силовым методом вывела всех неугодных из помещения ЦИКа, и затем заблокировала туда доступ.
Надо ли говорить, что президент по закону не мог снимать и назначать главу Центральной избирательной комиссии, это право принадлежало исключительно Верховному Совету.

Импичмент
Реагируя на действия Лукашенко, Верховный Совет начинает процедуру импичмента президента. 19 ноября 1996 года в Конституционный суд поступает заявление о нарушении главой государства Основного закона Республики Беларусью. Под заявлением поставили свои подписи 73 депутата парламентария, при минимально необходимом количестве 70 подписей.

Импичмент бы удался, но на председателя Конституционного Суда  Валерия Тихиню, по-видимому, надавили либо из Администрации президента, либо из КГБ. Как бы то ни было, он и глава Верховного Совета Семен Шарецкий согласились на тайную и по сути  незаконную сделку с Лукашенко при посредничестве российской стороны. Сделка была заключена ночью с 21 на 22 ноября 1996 года, а на утро 22 ноября было назначено судебное слушание про импичмент. Валерий Тихиня опоздал на работу, а по прибытии доложил, что конфликт между Верховным Советом и президентом улажен,  стороны пришли к соглашению и предложил отложить заседание.

К тому же 22 ноября на парламентариев, подписавшихся под заявлением про импичмент, началось давление, в итоге 12 человек отозвали свои подписи. Теперь для процедуры не хватало голосов депутатов, и у Валерий Тихиня отложил слушания на неопределенный срок и приостановил дело по отстранению Лукашенко от власти.

Вопросы и результаты голосования
В итоге на референдуме 24 ноября 1996 года беларусы голосовали по следующим вопросам:

(Вопросы инициированные президентом)

1. Перенести День независимости Республики Беларусь (День Республики) на 3 июля —
день освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной
войне
2. Принять Конституцию Республики Беларусь 1994 года с изменениями и
дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенными
Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко
3. Выступаете ли Вы за свободную, без ограничений, покупку и продажу земли?
4. Поддерживаете ли Вы отмену смертной казни в Республике Беларусь?

(Вопросы, инициированные парламентом)

1. Принять Конституцию Республики Беларусь 1994 года с изменениями и
дополнениями, предложенными депутатами фракций коммунистов и аграриев
2. Выступаете ли Вы за то, чтобы руководители местных органов исполнительной
власти избирались непосредственно жителями соответствующей административно —
территориальной единицы?
3. Согласны ли Вы, что финансирование всех ветвей власти должно осуществляться
гласно и только из государственного бюджета?

Всего в голосовании приняло участие более 6 млн человек. Из них около 15%  проголосовали досрочно. Результаты были в каком смысле удивительны: за перенос Дня Независимости проголосовало 88,18 % избирателей, за изменение Конституции по проекту президента — 70,45 %, за свободную куплю-продажу земли — 15,35 %, за отмену смертной казни —  17,93 %, за проект изменений в Конституцию, предложенный Верховным Советом проголосовало всего 7,93 % участников, за выборность руководителей местной власти — всего 28,14 %, и что совсем странно, за прозрачность и гласность финансирования органов власти исключительно из государственного бюджета проголосовало только 32,18 %

Это была очередная победа Лукашенко, которая состоялась  в том числе благодаря административному ресурсу, монополизации средств массовой информации и широкой пропагандистской работе с населением.

Реакция и последствия
Все независимые наблюдатели сообщали о многочисленных нарушениях на избирательных участках в ходе голосования. Например, отсутствовали кабины для тайного голосования; не было проектов изменений и дополнений Конституции; избиратели допускались к голосованию без документов, удостоверяющих личность; были случаи, когда агитация велась прямо на избирательном участке, имелись повреждения пломб на урнах для голосования; выявлены факты подлога подписей избирателей.  Оппоненты власти обвиняли ЦИК в массовых фальсификациях, указывали на монополизацию СМИ и отсутствие общественных дискуссий по вопросам референдума. Наблюдатели из Европейского института по СМИ заметили, что почти все эфирное время по телевизору было посвящено Александру Лукашенко и его точке зрения.


Досрочное голосования и голосование на дому предоставляет поле для манипуляций фальсификаторам. На референдуме 1996 года досрочно проголосовало 15% избирателей, и это высокий показатель даже по сравнению с референдумом 1995 года

В ноябре в знак протеста против действий президента подали в отставку премьер-министр Михаил Чигирь, министр труда Александр Соснов, заместитель министра иностранных дел Андрей Санников.

Новый вариант Конституции с изменениями и дополнениями вступил в силу 27 ноября 1996 года. В следующие два дня Александр Лукашенко распустил Верховный Совет 13 созыва и вместо него сформировал двухпалатный парламент — Национальное Собрание.

Согласно новой Конституции, президент теперь обладает просто беспрецедентными полномочиями. Он возвышается над всеми ветвями власти и имеет право распускать парламент, назначать министров и судей, отменять решения местных Советов, подписывать или отправлять на доработку законы, принятые в парламенте. Также в 1996 году обнулился отсчет срока президентства и начался заново. Свои положенные по закону 2 срока Лукашенко начал отсчитывать от 1996 года.

Итак, в результате референдума в 1996 году у президента было впереди 10 лет абсолютной власти. И в этом заключалась проблема. Решить ее должен был третий беларуский референдум.

2004 — Лукашенко навсегда
Срок президентских полномочий для Лукашенко истекал в 2005 году. На выборах президента-2006 Александр Григорьевич по закону уже не мог выставить свою кандидатуру, поскольку часть 1 статьи 81 Конституции РБ позволяла одному человеку выбираться президентом не более, чем на 2 срока. Но у Лукашенко уже был опыт решения подобных проблем. В 2004 году он провел третий в истории Беларуси референдум, на котором снял это неприятное ограничение.
Вопросы и результаты
О будущих выборах 2006 года президент побеспокоился заранее. 7 сентября 2004 года он выступил с Обращением к беларускому народу. В своем обращении Лукашенко рассказал про готовящийся референдум и попросил поддержать продление его полномочий.  В тот же день он подписал указ о назначении референдума на 17 октября 2004 года, причем в указе сообщалось, что результаты будут носить обязательную силу и станут частью Конституции.

Вопрос на референдуме был всего один, и звучал он так:

«Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г.
участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах
Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики
Беларусь в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.»

По официальным данным ЦИК, в голосовании приняло участие 6 307 395 человек, из них «за» проголосовали  5 548 477 человек, или 79,42% от зарегистрированных избирателей.

Надо отметить, что вопрос на референдуме был сформулирован достаточно хитро. Было непросто сразу понять его истинный смысл, который можно выразить так: «Разрешаете ли вы первому президенту РБ Лукашенко А.Г. избираться президентом РБ пожизненно без ограничений срока«.

Реакция
Этот референдум обошелся без такого горячего противостояния, как было в  1995 и 1996 годах. Ведь весь административный аппарат работал на президента, у него в распоряжении были «карманные» парламент и суд, все государственные газеты и тв вещали только выгодную президенту повестку.
Оппозиция же была разгромлена, в 1999-2000 годах произошла серия исчезновений оппозиционных политиков и бывших оппонентов Лукашенко. Среди пропавших без вести до сих пор числятся бывший глава ЦИК Виктор Гончар, бизнесмен Анатолий Крассовский, бывший глава МВД Юрий Захаренко. Многие оппозиционные деятели находились в тюрьме или, в лучшем случае, на периферии событий, так что у противников Лукашенко просто не было средств должным образом противостоять референдуму.
18 ноября на акцию протеста против результатов референдума в Минске вышло несколько тысяч человек. Они прошлись от Октябрьской площади до цирка, попытались попасть на ул. Энгельса и подойти к зданию Администрации президента, но им не дали этого сделать правохранители. Лидеры оппозиции Николай Статкевич и Павел Северинец были задержаны и осуждены в 2005 году на три года «химии». Международная организация по правам человека Amnesty International признала обоих политиков «узнаками совести»

В результате плебисцита 2004 года в Беларуси нарушился принцип сменяемости власти, это дало западным политикам дополнительный повод говорить про Беларусь как «последнюю диктатуру Европы»

Наши дни
Подводя итог, можно сказать, что сегодня мы живем в Беларуси, во многом сформированной тремя беларускими референдумами. Что принесёт четвёртый? Пока ещё большая загадка…


13:24 17/04/2018
Поделиться





ссылки по теме
Владельцы рогатых коров не получат субсидий
Явка на референдуме о переименовании Македонии не достигла необходимого минимума
В Македонии проходит референдум о смене названия страны, чтобы вступить в ЕС и НАТО