Сергей Сацук: Как сломать коррупционную систему Минздрава

На совещании по проблемным вопросам в здравоохранении Лукашенко поставил сложную задачу руководству Минздрава - провести перестройку системы.

В первую очередь для искоренения коррупции. Но как это сделать, если даже министр пребывает в растерянности?

Для того, чтобы предложить какие-то реформы в системе здравоохранения, нужно в первую очередь понять, как такое стало возможным, когда КГБ возбуждает 95 уголовных дел, связанных с коррупцией. Не просто каких-то отдельных случаев, а завязанных в единую систему - от руководителя отдельного медучреждения, до руководителей министерства, "а может даже и выше".

"Почему это стало возможно? Вы объясните, чтобы люди вас сегодня услышали и поняли причину", - так, несколько раз к ряду, спрашивал Лукашенко министра здравоохранения Валерия Малашко и его первого заместителя Дмитрия Пиневича, но ответа так и не получил. 

Они не смогли ответить на главный вопрос совещания. А если не знаешь причин, то как можно предлагать какие реформы, которые должны устранить эти причины? Это как взяться ремонтировать двигатель, не выяснив прежде причины. 

Тут только один вариант возможен: выбросить двигатель и купить новый. Но Лукашенко не позволит ломать в корне систему и строить на ее развалинах новую - это не в его стиле. Поэтому Валерий Малашко и Дмитрий Пиневич фактически находятся сейчас в патовой ситуации.

Не дождавшись ответа от руководства Минздрава, Лукашенко не случайно поставил перед ним вопрос ребром: способны ли они в принципе руководить ведомством. Вполне вероятно, глава государства уже подыскивает замену и Малашко и Пиневичу. 

Хотя в этом вопросе многое будет зависеть от них самих. Если найдут ответ на вопрос "Почему это стало возможно?" и смогут предложил мягкий вариант реформы - вполне вероятно и останутся в своих креслах. Не смогут - заменят. В Беларуси это быстро происходит.

Почти год назад, после публикации первого расследования о коррупционной системе Минздрава, я разговаривал с Валерием Малашко. Он тогда сказал, что хоть вся эта система формировалась не при нем, а при прежнем министре, он тем не менее, при следующих публикациях, вынужден будет защищать честь ведомства.

И вот прошло время. От чести ведомства камня на камне не осталось и защищать в принципе уже нечего. Поэтому я понимаю растерянность министра на совещании у Лукашенко. Валерий Малашко потерял драгоценное время. 

Вместо того, чтобы глубоко вникнуть в проблему и подумать над тем, как ликвидировать созданную при Василии Жарко коррупционную систему Минздрава, министр и его подчиненные были заняты, как им казалось, куда более важными делами. Они думали над тем, как скрыть свой срам от людей, как сохранить лицо, когда на него уже без презрения смотреть невозможно было.

Я не о врачах и медсестрах, которые непокладая рук трудятся на благо людей и которых песочат в хвост и гриву даже за коробку конфет, подаренную благодарным пациентом. Я о тех чиновниках, которые набивали свои карманы, поставляя в детские больницы фальсифицированное оборудование, а потом на голубом глазу заявляли, что эти больницы не подчиняются Минздраву, чтобы журналисты не могли вытащить на свет божий их грязное белье.

Я вполне понимаю Валерия Малашко и где-то даже ему сочувствую. Поэтому позволю себе дать министру пару советов, поскольку все это время, пока руководители Минздрава пытались прикрыться, я глубоко вникал в суть проблемы.

Вся эта коррупционная система, которую встряхнул КГБ, держится на трех китах.

Первый - это регистрация лекарственных средств, медицинского оборудования и медицинских изделий, которой занимается "Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении" (ЦЭИЗ).

Второй кит - тендерные заказчики. Тут три основных игрока: РУП "Белмедтехника", РУП "Дирекция строящегося предприятия Министерства здравоохранения РБ" и РУП "Белфармация".

И третий кит  - сам Минздрав, вернее его руководители, в подчинении которых находятся эти структуры. Причем, система выстроена таким образом, что в одних руках находились практически все рычаги. 

Ныне находящийся в Следственном изоляторе КГБ бывший заместитель министра Игорь Лосицкий держал в своих руках сертификацию и закупки медтехники, контролируя сразу и ЦЭИЗ, и тендерные комиссии "Белмедтехники". 

Другой замминистра полностью держал в своих руках сертификацию и закупки лекарственных средств, контролируя по этому направлении ЦЭИЗ и "Белфармацию". 

При этом руководители медучреждений, для которых проводились закупки, очень часто видели, что оборудование для них закупается по явно коррупционным схемам, но вынуждены были либо просто помалкивать, либо вливаться в систему.

Чтобы разрушить созданную коррупционную систему, которая до сих пор исправно работает, нужно развести в разные стороны всех трех китов. 

ЦЭИЗ следует вывести из подчинения Минздрава, а "Белмедтехнику" и "Дирекцию строящего предприятия" либо ликвидировать напрочь, либо забрать у них право проведения закупок. 

От централизованных закупок в принципе нужно отказаться, так как работающие в этом направлении чиновники очень быстро нарабатывают коррупционный опыт по причине большого количества заманчивых предложений, которые к ним поступают. 

Пусть руководители медучреждений сами проводят госзакупки нужного им оборудования - они лучше знают, что им нужно и по какой цене это можно купить. У главврачей значительно медленнее нарабатывается коррупционный опыт, а если за ними еще будут присматривать сверху незаинтересованные лица, то он может и вовсе не появиться. 

Руководители Минздрава и вовсе не должны заниматься закупками, и тем более возглавлять тендерные комиссии, как это было с Игорем Лосицким. Они должны лишь регулировать и контролировать без права вмешиваться в сам процесс.

В такой ситуации коммерческим структурам станет значительно сложнее договариваться с коррупционерами. Одно дело договориться с одним, двумя, тремя, чтобы поставлять оборудование на всю страну, и совсем другое дело уговорить на сотрудничество несколько десятков или даже сотни людей. 

Тут риски сразу возрастают неимоверно, поскольку не факт, что если удалось договориться с главврачом одной больницы, то главврач другой не обратится куда следует с заявлением. Да и сами руководители медучреждений десять раз подумают, прежде чем брать. 

Ведь сейчас они брали в системе и были уверены, что поскольку все повязаны друг с другом, то система защитит и себя и их. А так они будут сами по себе и защитить их будет некому. 

Возможно, они поделятся и договорятся с каким-то чиновником сверху, но это все равно не гарантирует, что завтра не придет другой, с которым уже договорится не удастся. Ведь системы уже не будет.

Я не знаю, воспользуется ли Валерий Малашко моим советом, но это был бы выход для него из непростой ситуации. Ведь Лукашенко ждет от министра конкретных предложений, как сломать коррупционную систему Минздрава, а предложений пока нет.


«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту belpartisan@gmail.com для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».