Ярослав Романчук: Коррупционный спрут Беларуси

Коррупция в Минздраве. Коррупция в Минэнерго. Коррупция в Минлесхозе. Коррупция в Минпроме. Коррупция в исполкомах. А что будет, если копнуть механизмы распределения и использования земли?! Тут Минздрав-гейт покажется цветочками.

Даже если посадить всех коррупционеров из всех министерств, ведомств и исполкомов, если упрятать за решётку всех «крышевателей» VIP-распорядителей чужого. Даже если очистить правоохранительные органы и суды от взяточников, коррупция в Беларуси не умрёт ни на день. Уже на следующий день после жэстачайшых приговоров новые люди на старых местах в старой системе запустят старые коррупционные схемы. Сама система принятия решений, мотивации и контроля создаёт мощнейшие соблазны для создания схем откатов, взяток, мошенничества и злоупотреблений. 

Помните историю про Одиссея и сладкозвучных сирен? Это нимфы завлекают своими песнями моряков, парализуют волю. Корабли останавливаются у берега острова сирен, где они погружают моряков во всевозможные удовольствия. Потеряв волю, разум, осторожность и людской облик, моряки погибают от рук коварных сирен. 


Белорусский Госплан и её система управления активами и ресурсами – это этакая коллективная сирена. Устоять её соблазнам практически невозможно. Особенно в ситуации, когда у чиновника зарплата в $500 – $1000, а они ставят свои подписи под документами и законами, которые перемещают с места на место десятки миллионов и даже миллиарды долларов. Особенно в ситуации, когда действует система приватизации прибыли и национализации убытков. Особенно в системе жэстачайшего конфликта интересов в каждом министерстве и исполкоме. 
Борьбу с коррупцией нужно начинать с законодательного ограничения размера государственных доходов и расходов (max. 20 – 25% ВВП), а также количества активов и ресурсов в государственной (не частной) собственности – (max. – 20%). Напомню предложенные в моём «Антикризисном плане» системные предложения для победы (а не хронической борьбы) с коррупцией: 

1) предоставление всеми структурами государственной власти на своих сайтах в открытом доступе ежегодного постатейного отчета о доходах и расходах; 

2) обеспечение полной прозрачности финансовых потоков всех органов государственного управления и предприятий с долей государства более 50%; 

3) реализация права общественного контроля всех контрактов и договоров органов государственного управления с государственными или частными предприятиями; 

4) введение запрета на предоставление прямой бюджетной поддержки коммерческим организациям вне зависимости от формы собственности; 

5) введение запрета всем государственным служащим на совмещение административной деятельности в рамках органов госуправления с коммерческой деятельностью органов госуправления; 

6) выборности судей и прокуроров, определение временных параметров пребывания судей и прокуроров на должности, монетизация социальных услуг судьям и прокурорам; 

7) ужесточение уголовной ответственности государственных служащих за давление на суд и прокуратуру, а также за злоупотребление властью и мошенничество при распределении бюджетных ресурсов; 

8) введение запрета на трудоустройство в органах государственного управления на 10 лет в случае установления в установленном законом порядке участия в коррупционных сделках, за грубое нарушение процедуры использования государственных средств, злоупотребление служебных положением; 

9) четкое регламентирование бесплатного использования государственными служащими, в том числе высшими должностными лицами государственных активов, имущества и недвижимости; 

10) ликвидация практики бесплатного пользования государственными служащими и политиками автомобилями; 

11) введение запрета всем политикам в местных и республиканских органах власти, государственным служащим принимать подарки стоимостью выше 20 долларов США, получать скидки, бонусы и другие формы привилегированного доступа к товарам; 

12) сокращение лицензируемых видов деятельности до узкого перечня тех видов, которые могут стать прямым и непосредственным источником угрозы жизни и здоровья человека, признание сертификатов качества стран - основных торговых партнеров Беларуси, переход на добровольный характер сертификации товаров и услуг; 

13) приватизация средств массовой информации, в том числе электронных, снятие всех ограничений на вход на рынок иностранных СМИ. Приватизация или ликвидация печатных СМИ, учредителями которых являются местные органы власти; 

14) обязательная публикация в открытом доступе на сайтах соответствующих органов госуправления стенограмм заседаний всех органов государственной власти, встреч с избирателями, проведения тендеров и аукционов по госзакупкам, а также судов; 

15) введение законодательной нормы обязательного декларирования государственными служащими, политиками в органах местной и республиканской власти, близкими членами их семей доходов и расходов, имущества и участия в коммерческих организациях в последние пять лет; создание механизмов отслеживания конфликтов интересов в органах государственного управления и бизнесах; 

16) закрепление на законодательном уровне права каждого гражданина беспрепятственно получать доступ к любой информации, касающиеся всех аспектов деятельности органов государственного управления; 

17) ликвидация практики нормирования поступлений в бюджет от штрафов, конфискации и национализации; 

18) ликвидация практики доведения до коммерческих организаций целевых показателей производства, инвестирования, торговли и т.д.; 

19) Перевод административных процедур в электронный формат (получение разрешений, лицензий, справок и т.д.), полноценное развитие электронного правительства (e-government); 

20) введение правовой нормы проведения всех аукционов, тендеров и торгов при обязательной их трансляции в режиме он-лайн через веб камеры. Предоставление полной информации о коммерческих структурах, которые выигрывают тендеры/аукционы, торги по осуществлению государственных закупок или размещения государственного заказа. 

Вот если всё это сделать, в Беларуси никогда не появится такой мафиозный, коррупционный спрут, как в системе здравоохранения. 

 


«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту belpartisan@gmail.com для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».