Вячеслав Борок: Второй день белорусской государственности

В столетие БНР прошел второй день белорусской государственности.

Вячеслав Борок
Вячеслав Борок, католический священник
Анализируя события, предшествовавшие празднованию юбилея, и свидетелями которых мы стали непосредственно во время концерта возле Оперного в Минске, можно утверждать, что после 25 марта 2018 года мы уже живем в другом измерении.

Я не берусь искать ответа на вопрос, кто на самом деле был автором сценария празднования 100 лет БНР? Или это сама власть так разыграла карту, что и праздник состоялся, и все представители христианских конфессий приняли в этом участие? А, может, ситуация сама дозрела до позитивных перемен в нашем обществе? Однако факт есть факт. И сегодня мы уже живем с новыми достижениями.

А теперь по очереди обращу внимание на те феномены, благодаря которым с уверенностью можем делать вывод, что в нашей стране образовалась совершенно новая ситуация.

1) Солидарность. Этот принцип, к сожалению, не свойственен нашему народу, на то есть множество исторически обусловленных причин. 

Однако без солидарности невозможно соорудить прочное государство, а сам народ, потеряв ее, становится на путь вымирания. Говоря о ее сущности, позволю себе напомнить слова Иоанна Павла II. Он говорил, что солидарность – это «сильная и прочная решимость принимать на себя обязанности для общего блага или на благо всех и каждого, потому что мы все действительно отвечаем за всех».

Так вот, когда узнаем о том, что организаторы концерта на юбилей 100 лет БНР собрали около 50 тыс. рублей, то от такой жертвенности и солидарности белорусов даже дух захватывает. Это на грани героизма, так как отдавать свои деньги только для того, чтобы сделать праздник для государства, для народа, это, как говорят, дорогого стоит. 

При этом они, наверное, понимали, что на такой юбилей официальный Минск мог бы и сам потратить финансы, ведь праздник же происходил для народа, а народ, как известно, и создает бюджет страны, и, соответственно, народ имеет право на то, чтобы за свои деньги провести свой праздник.

А тем временем белорусы жертвовали свои деньги, даже не будучи до конца уверенными, что праздник состоится. Но вера в мечту: Беларусь есть и будет, и празднику — 100 лет БНР быть, пока есть мы, белорусы, отбрасывало всякие сомнения и позволяло делать общее дело.

В итоге, концерт возле Оперного прошел не за западные гранты, и не за деньги, взятые правдами и неправдами из дешевых энергоресурсов соседней России, но за кровные деньги белорусов, проявивших гражданскую позицию. Вот проявления такой солидарности белорусов трудно вспомнить за последние сто лет.

2) Официальный Минск постепенно признает поражение советской идеологии, которую взял на вооружение в построении современной Беларуси.

В течение последних ста лет Беларусь к сожалению, строилась на советских фундаментах. Конечно, нельзя не вспомнить и те национальные движения, которые постоянно были в той или иной степени активными в нашей стране. Наиболее сильное выражение которых имело место в 90-е годы, однако тогда еще не пришло время, чтобы выбрать путь развития страны, заботясь о национальных интересах.

Но до сих пор также не удалось выстроить независимой страны и под красным цветом, при этом интегрировав народ в единый национальный фронт, который отождествлялся бы исключительно с Беларусью. А целая армия финансируемых из бюджета «брсмовцев» показывает свое политическое банкротство. Достаточно на момент приостановить вливание в них народных денег, и они сразу же развалятся.

Власть понимает неспокойную и очень сложную внешнюю политическую ситуацию. Угроза суверенитету Беларуси существует. Опыт последних десятилетий показывает, что все эти торговые войны, «молочно-мясные» или «нефте-газовые», рано или поздно перерастают в стадию вооруженных конфликтов: Грузия с Абхазией и Украина с Донбассом – яркие тому доказательства. 

Околовластные круги это понимают и им тоже не менее, чем другим, очень бы не хотелось терять независимость страны, и это не столько из идейных соображений, но, прежде всего, из прагматических интересов, так как им действительно есть что терять, ну, может, только за исключением собственного достоинства, по крайней мере, для некоторых.

На этом фоне и разрешается провести празднование около Оперного, где собрались, по подсчетам, организаторов 50 тыс. человек.

Думаю, наивным было бы полагать, что официальная власть, разрешая концерт возле Оперного, не знала, какого результата можно ожидать от такого праздника. Более того, Минск как раз и добивался такого результата. И потому вынес развевающиеся белорусские бело-красно-белые флаги, так как без этих флагов относительная свобода нынешнего красно-зеленого тоже под вопросом.

Думаю, даже незаконное задержание около двух сотен граждан накануне и днем ​​25 марта не является контраргументом того, что государство решило искать путь примирения с той частью граждан, которым чужда советская ментальность. Как говорил министр Макей: «Государство впервые протянуло руку своим оппонентам».

Быстрой метаморфозы политики официального Минска, конечно, не будет, но я более чем уверен, армия настоящих дармоедов – государственных идеологов числом около 10 тысяч человек (а их аж столько и их всех надо прокормить белорусам) в скором времени неизбежно увеличит ряды безработных.

Заметьте, когда после четверти века непрерывной идеологической загрузки нашего общества и столь же репрессивного подхода к инакомыслию и инициативности, перманентного запугивания и уничтожения гражданских инициатив, безо всякой подготовки в один момент на празднование приходит около 50 тысяч человек, на это же празднование сами скинулись ни много-ни мало, а 58.917 рублей, то что это, как не поражение государственной идеологии?

После такого тот, кто думает о будущем страны и ее безопасности (и о своей в частности), если только способен мыслить логически и имеет на то полномочия, то в первую очередь разгонит идеологов за их провальную работу.

Ну. не идейные у нас идеологи, чего не скажешь о тех, кто праздновал в Беларуси День Воли 25 марта.

3) Представители всех христианских конфессий и обрядов были на праздновании возле Оперного и вместе, с праздничной сцены, один другого лучше, демонстрировали свою приверженность Богу, а через это и национальным интересам нашего Отечества. 

Такого еще не было в нашей истории! Может, только за исключением той ситуации, которая существовала в первые годы БНР.

Католическая Церковь проявила себя особым образом, так как централизованно провела молитву за Беларусь во всех храмах страны.

Православная Церковь, если и продемонстрировала изначально свою сдержанность по отношению к юбилею посредством высказывания Митрополита, мол, молитву не стоит политизировать, однако не замедлила с высланием своего представителя на праздник. 

И из последних публичных дискуссий следует, что отец Лепин точно знал, куда шел и что нужно сказать, чтобы и молитву "не сполитизировать", но Бога прославить и долг перед паствой выполнить. В этом читается определенный знак. РПЦ – русская, но в Беларуси сможет развиваться только тогда, когда будет отстаивать, в первую очередь, интересы белорусские, тогда и Богу должное поклонение будет.

Возможно, не без украинского опыта научила жизнь Церковь реагировать соответственно на вызовы времени. Церкви должны служить Богу и народу, но никак не могут быть подвластными светской власти.

***

Вот эти три фактора, которые в одночасье прозвучали в нашей истории, породили ту ситуацию, которая дает смелость делать вывод: Беларуси быть и быть независимой. Мы имеем к этому волю. Так было вчера и так будет сегодня. В этот второй день белорусской государственности можно говорить как никогда уверенно.

Дай Бог, чтобы он только длился не сто лет, как тот первый, потому что еще столько всего нужно нам, белорусам, сделать вместе, но уже в следующие дни, так как за два дня Независимости державы не обретешь. Как не обретешь ее только концертами или только протестами.

Государственная независимость приходит в конструктивной работе всех и для блага всех.


«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту belpartisan@gmail.com для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».