Михаил Пастухов: Если бы я был президентом 51

Первые 10 шагов для возрождения Беларуси как демократического социального правового государства.

Михаил Пастухов
Михаил Пастухов, судья первого состава Конституционного суда РБ, доктор юридических наук, профессор
На страницах «Народной Воли» была опубликована статья жителя Гродно Ивана Мелеховца «Калі б я быў прэзідэнтам» (“НВ», № 55 от 17 июля 2015 г.). 

В ней он высказывает ряд соображений о реформировании нашей жизни. Он прав в том, что настало время для кардинальной смены политики, а для этого нужна новая команда руководящих кадров. 

Еще Иван Мелеховец предлагает ввести в газете рубрику, в которой читатели могли бы высказывать свои мысли об оптимизации управления страной. В самом деле: почему бы не создать такую скарбницу идей? Пусть люди пишут, как нам жить дальше, какие проводить преобразования. В результате общество станет более заинтересованным в своем будущем. 

Вот и у меня появилось желание поделиться мыслями о том, как преобразовать страну на современный лад, как задать ей новый импульс развития, как вернуть авторитет и международное признание. 

*** 

Первые 10 шагов 

Погружаясь в мифический сон, я называю самые важные шаги, которые надо осуществить для возрождения Беларуси как демократического социального правового государства.

Первый шаг: восстановить действие незаконно отмененной Конституции 1994 года. 

Второй шаг: восстановить деятельность незаконного распущенного Верховного Совета 13-го созыва с теми депутатами, которые остались верны Конституции 1994 г. 

Третий шаг: подготовить необходимые изменения и дополнения в Конституцию 1994 г. и утвердить их предварительно на Всебелорусском съезде (собрании) народных представителей, а также утвердить временный состав Правительства, Центризбиркома, Национального банка, высших судов, прокуратуры, следствия, руководителей регионов.

Четвертый шаг: провести досрочные выборы парламента (Верховного Совета 14-го созыва), местных представительных органов всех уровней. 

Пятый шаг: на заседании демократически избранного парламента обсудить вопрос о новой редакции Конституции 1994 г. Возможно, следует упразднить должность президента как неоправдавшую себя и излишне обременительную для бюджета. 

Шестой шаг: на основе новой редакции Конституции сформировать постоянно действующую систему органов власти, а также местного самоуправления, провести реформу административно-территориального устройства страны. 

Седьмой шаг: принять Закон о люстрации государственных служащих, Закон о реабилитации жертв политических репрессий, завершить расследование фактов исчезновения политиков и иных людей. 

Восьмой шаг: сократить в разы государственный аппарат, в том числе силовые структуры, упразднить различные военизированные формирования. 

Девятый шаг: пересмотреть действующее законодательство страны. Отменить смертную казнь как вид наказания, ввести суд присяжных заседателей по делам, где обвиняемый не признает себя виновным в совершении преступления. Учредить должность Уполномоченного по правам человека. 

Десятый шаг: вступить в Совет Европы и ратифицировать основные европейские акты в области прав человека. В то же время поставить вопрос о выходе из Организации Договора коллективной безопасности, Евразийского экономического союза. Список «шагов» можно продолжить, но и так понятно, в каком направлении должна развиваться новая Беларусь. Главной задачей будет сохранить суверенитет страны и преодолеть экономическую и иную зависимость от Российской Федерации. В этом отношении нам может помочь закрепленный в Конституции принцип нейтралитета во внешней политике. 

 А как? 

Не секрет, что Беларусь, как и другие страны, развивается по эволюционному пути, переходя от одного этапа развития к другому. Сейчас мы наблюдаем экономический коллапс, деградацию политических институтов, упадок в духовной сфере. Да и нынешние выборы показывают, что действующая система власти начинает вырождаться. 

Следует признать, что сейчас в Беларуси с точки зрения конституционной законности нет легитимных органов власти. Последним таким органом был Верховный Совет Республики Беларусь 13-го созыва, распущенный после 24 ноября 1996 года. Он продолжал свою деятельность в «усеченном» составе, то есть в составе депутатов, которые не перешли на службу в Палату представителей. Но по прошествии времени они прекратили свою деятельность, исчерпав пятилетний срок своего мандата. 

На мой взгляд, именно этот «осколок» Верховного Совета №13 (35-40 чел.) может стать фундаментом для объединения демократических партий, движений, представителей региональных структур. Вместе они могут стать полноценным представительным органом, который может принять судьбоносные решения. 

Без президента 

Некоторые юристы считают, что после ноябрьского референдума 1996 года А.Г.Лукашенко утратил законное право баллотироваться на должность президента (см.: Гарри Погоняйло. 
«Александр Григорьевич доста...точно, или Почему Лукашенко не имеет права баллотироваться кандидатом в президенты Республики Беларусь» // газета «Народная Воля», 17-20 сентября 2010 г.). 

На мой взгляд, с такой позицией следует согласиться. Референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию был проведен вопреки решению Конституционного суда от 4 ноября 1996 г. Предложенные «поправки» в Конституцию могли иметь только рекомендательный, а не обязательный характер. Вместо этого была принята и введена в действие новая редакция Конституция с неограниченными полномочиями президента-главы государства. По сути, под видом референдума произошел захват власти неконституционным путем. До настоящего времени эта власть находится в незаконном «владении». 

Периодически проводимые президентские, как и парламентские, выборы не добавляют легитимности их избранникам. И не только потому, что «неправильно» считают, но и потому, что организованы незаконно сформированными органами, а также потому, что избранные лица не имеют реального народного доверия. Получается парадокс: в стране есть должность президента, но нет легитимного президента. И так будет продолжаться до тех пор, пока не будет восстановлена Конституция 1994 года и сформирован законный и демократический парламент – Верховный Совет Республики Беларусь 14-го созыва. 

Что же касается должности президента, то от нее можно вовсе отказаться. Во-первых, она не вписывается в систему разделения властей, и президент вынужден постоянно вмешиваться в дела других ветвей власти. Во-вторых, эта должность является обременительной для государства. Сколько нужно обслуживающего персонала, охраны, транспортных средств и прочее! В-третьих, основные функции президента можно просто поручить председателю парламента (такая практика раньше имела место в Беларуси при С.С.Шушкевиче, М.И.Грибе). 

Кто-то скажет: а как же мы будем обходиться без президента? Что о нас будут говорить в других странах? Ответ простой: мы сами определяем свое государственное устройство. В Конституции может быть записано, что председатель парламента по должности выполняет функции главы государства. Тогда в стране не будет «главных» лиц. Все будут равны в своем достоинстве и правах.

*** 
Возвращаясь из мифического сна и обращаясь к нашей реальности, еще раз заявляю: не нужна нам должность президента и вся ее атрибутика. Это – излишество для такого небольшого и небогатого государства как Беларусь. На мой взгляд, лучшей формой правления будет парламентская республика. Она мобилизует все общество и позволит нам подняться на более высокий этап развития.



«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту belpartisan@gmail.com для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».