Обычная история, или Парадоксы от Минспорта

Чтобы продолжить спортивное обучение, парню следует попасть в центр олимпийской подготовки, но путь туда заказан. Он не кандидат в мастера, а всего лишь перворазрядник, да и живет в провинции. При всем желании вполне успешному ученику придется расставаться со спортом.

Обычная история, или Парадоксы от Минспорта
Ныне родителей в обязательном порядке заставляют подписывать договоры с администрацией спортшколы. Если юный спортсмен решил сам уйти из ДЮСШ, то он обязан вернуть деньги за обучение. А если он хочет остаться и продолжить тренировки, то кто кому должен платить? Вопрошает тренер этого парня, как, впрочем, и его родители. 

"От кого требовать и сколько за то, что в ходе спортивного обучения у детей не хватало инвентаря?" — спрашивают родители да и те же наставники. Ведь в графе приобретения у многих ДЮСШ до сих пор стоит «круглый» ноль. 


Мало того, раньше средства, затраченные родителями на детей, которых отправляли на календарные соревнования, возвращались. Теперь же по 902-му постановлению Совмина за проезд и гостиницу деньги могут вернуть, а вот за питание — нет. 

На память пришло недавнее интервью чемпионки Европы Эльвиры Герман, которая вспоминала свое нелегкое детство в Пинске. Порой кроме хлеба с солью нечего было есть, приходилось занимать. И вот теперь такая же небогатая семья, одолжив деньги для поездки ребенка на соревнования, уже полностью их не вернет. Вряд она захочет влезать в долги и отправлять чадо на турниры.

Тренеры, продолжая тему нововведений последних лет, развивают ее и делают вывод. В одних случаях в новых циркулярах перебор преимуществ, в других же — явный недобор. Перебор они видят в обеспечении питанием некоторых спортивных классов, открытых в общеобразовательных школах. 

Не всегда администрация находит прописанные «уставом» 15 юных талантов. Но в столовую дружно идут все, в том числе и обычные, добавленные для комплекта «неспортивные» ученики. А их подчас набирается половина или около того. 

В других же общеобразовательных школах находят подающих надежды де ек. Но по своему желанию собрать их в спортивные спецклассы не могут, поскольку открыть без согласования сверху не велено. Отпустить же в недоукомплектованные спортклассы директоры школ не очень хотят, придумывая различные «завлекалочки». Борьбу за ученика никто не отменял, и она в полном разгаре. 

В роли обделенных ходят не только учащиеся, но и их наставники, с которых спрос намного возрос. От них поначалу требуют медалей и рекордов, и только после этого им заплатят, причем, хорошо. 

Вот одна из возможностей. Если тренер подготовит и передаст в УОР двух-трех воспитанников, которые затем выйдут на международный ур нь, то ему присвоят высшую тренерскую категорию и право на доплату. А она, эта доплата в том, что наставнику увеличат почасовую ставку. 

Но чаще это поощрение выливается в наказание. Передав воспитанников в УОР, тренер обязан набрать новых. Но при нынешнем дефиците здоровых и талантливых ребят сделать это непросто. 

По новому положению группа, если она не полностью набрана, должна быть распущена. Ее наставник возвращается к прежним трем начальной подготовки, и должен вместо восьми, которые были необходимы для комплекта, найти 36. 

«А где их взять?» — вопрошал герой популярного фильма, а вместе с ним и наши герои. И выходит, что благие намерения министра, решившего поощрить успешного специалиста, оборачиваются контрастной изнанкой. 

Лучше бы он предложил наставнику повышающий коэффициент - ставку на 27 или 32 часа. Ставка же тренера, заметим, 18 часов.

Да, благодаря министру, тренеры не обделены зарплатой, но нормативная ставка в 44-48 часов не оставляет времени для творчества, для поиска.

Еще одно «благо» для тренера, спущенное сверху, из Минспорта. Раньше к 15 недельным часам тренировочных занятий, положенных для учебной группы, можно было добавить еще два. А при необходимости на столько же уменьшить. 

Но «знающие люди» из Минспорта запретили эти расчеты: они, сидя в кабинетах, лучше знают возможности, скажем, учеников провинциального тренера.
 
Очередное неуместное нововведение — баллы за спортивные лагеря, которые получают даже практикующие наставники. И чем больше их, этих бонусов, тем интереснее жизнь, при которой рядом и победа в престижном профессиональном смотре-конкурсе.

Накопив их, можно особо не печься о титулах и званиях подопечных, их восхождению по спортивной лестнице. Просто-напросто надо собрать побольше детей во время каникул, и не обязательно для загородных лагерей, можно и для городских. 

Но станет ли плодотворным отдых детей, перемещающихся в черте города, поможет в физическом развитии? Очень спорный вопрос, ведь не всегда для двух-трех групп можно найти свободный спортзал или площадку. 

И тем более ставить плюсы тренеру не за его профессиональные дела, а за обычное времяпрепровождение детей, причем, не всегда оздоровительное? 

В этой связи добавился очевидный нонсенс. Многие тренеры в свой отпуск не обрывают тренировочные занятия с учениками, находя время для встреч с ними. Но оказывается, на общественных началах, бесплатно, это делать нельзя. Запрещено… 


Не менее удивительно и то, что администрация ДЮСШ, выбирая для занятий помещение в средних школах, обязана платить за коммунальные услуги. А ведь в группах занимаются, чаще всего, ученики этих же школ, которые предоставляют им залы. 

Кстати, о школьниках. В былые годы для них затевали районные и городские спартакиады. Программа таких стартов изобиловала разнообразием спортивного «меню»: тут и футбол с хоккеем, коньки с лёгкой атлетикой, волейбол с лыжами и другие. 

Ныне набор турниров урезан, он весьма скуден, и в них редко увидишь старшеклассников. Как правило, в школьные сборные собраны учеников пятых-восьмых классов. Почему? 

Уроки физкультуры для выпускников чаще всего выливаются в прогулки по школьному двору или в посиделки в спортзале. Парни и девчата, готовящиеся получить аттестат, не в силах поддержать спортивную честь школы... 

15:13 26/12/2018
Поделиться