Кто спасет умирающий госсектор?

Проблемы государственного сектора экономики Беларуси становятся хроническими. Они оказывают негативное давление на финансовую сферу и приводят к дополнительной нагрузке на бюджет.

Кто спасет умирающий госсектор?
Если в 2013 году убыточными были 7% госпредприятий, то сейчас их стало в два раза больше. Просроченная задолженность таких субъектов хозяйствования за последнее десятилетие выросла с 4,5% до 10% валового внутреннего продукта. В 2017 году объем проблемных активов госпредприятий достиг 3,2 миллиарда рублей.

Представители международных организаций и эксперты – участники «Кастрычніцкага эканамічнага форума» рекомендовали белорусским властям обратить внимание на реформирование убыточных госпредприятий.

В противном случае, как подчеркивает менеджер глобальной практики по макроэкономике, торговле и инвестициям в регионе Европы и Центральной Азии Всемирного банка Галина Андронова-Винселетт, их неэффективность может вылиться в дальнейший рост долга.

Интернет-издание "Завтра твоей страны" собрало рецепты по спасению умирающего госсектора.

Управленцам нужен хороший стимул

— В Беларуси бытует мнение, что надо продать убыточные государственные предприятия. Но продавать нужно дорого, и покупают только хорошо работающие предприятия. Плохо работающие продать нельзя — их можно просто отдать, — отмечает управляющий Института приватизации и менеджмента Павел Данейко.

По его мнению, нет смысла говорить о масштабной приватизации до тех пор, пока госкомпании не пройдут реструктуризацию и модернизацию, которые позволят им зарабатывать, а не выживать за счет бюджета.

Сейчас, как считает экономист, следует сосредоточиться на рычагах, способных вытащить государственные предприятия из долговой ямы.

По его словам, необходимо изменить мотивацию топ-менеджеров. Пока руководители государственных предприятий имеют стимул, который мотивирует их работать с нулевым результатом, но с повышением кредитной задолженности.

— Как провести реструктуризацию, всем известно. Для этого нужны определенные политические решения и понимание того, что если эти люди хорошо управляют госкомпанией, то они могут много зарабатывать, — резюмирует Павел Данейко.


Как спасти утопающих

Не все убыточные госпредприятия – безнадежны. У многих из них есть потенциал для того, чтобы выбраться из кризиса и приносить в казну деньги.

Но стоит ли продолжать поддерживать на плаву за счет бюджета субъекты хозяйствования, которые на протяжении многих лет не научились эффективно работать и лишь увеличивают свои долги?

— Некоторые предприятия госсектора на обслуживание кредитов тратят месячную выручку. Это колоссальные деньги. Такую нагрузку при любом менеджменте без реструктуризации долга не потянуть, — отмечает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

По его словам, до двух третей госсектора можно вывести на рельсы результативной работы.

Каким образом это сделать?

Несколько лет назад, напоминает эксперт, министерства финансов и экономики планировали разделить все крупные госкомпании на три группы в зависимости от тяжести их финансового состояния и шансов на выживание.

В первую группу должны были войти предприятия, которые при правильном менеджменте могут стать прибыльными и платить по долгам. Во вторую хотели объединить тех, кого спасет правильный менеджмент и серьезная работа по реструктуризации финансов и долгов. В третью — безнадежных аутсайдеров, которым уже ничего не поможет.

Пока правительство не реализовало эти планы.

Эксперты отмечают, что внедрить корпоративное, реально работающее, управление – задача не из простых. Потенциальные руководители, имеющие большой опыт в управлении компаниями, в основном частные бизнесмены. Вряд ли они готовы взяться за рисковые проекты оживления госсектора. А из госструктур чаще всего приходят управленцы, готовые исполнять спущенные сверху показатели, но не желающие проявлять инициативу.

— Даже если мы привезем, к примеру, немцев и посадим их в наблюдательный совет предприятия, ничего не получится. Они с нашими менеджерами не будут понимать друг друга, потому что это два совершенно разных мира, — говорит Александр Чубрик.

Проблема реформирования госсектора тесно связана с возможностями дополнительного образования и подготовкой менеджеров, которые смогут увидеть потенциал развития компании, вывести продукцию на новые рынки.

По словам экспертов, для эффективности госпредприятий также очень важна определенная свобода действий менеджеров или, как говорят экономисты, разделение государства как регулятора и собственника.

Старший постоянный представитель Международного валютного фонда в Центральной Восточной Европе Надим Илахи одним из слабых мест белорусской экономики называет ее структурную уязвимость, низкую производительность труда и зависимость от России. 

Представитель МВФ убежден, что лучше всего снизить зависимость от внешних факторов способна продуманная программа структурного реформирования экономики.

12:54 08/11/2018







ссылки по теме
Убытки белорусской нефтепереработки за 9 месяцев выросли в 215 раз!
Эксперт: Без реформы госсектора роста ВВП в 6-7% не будет
На Бобруйском кожкомбинате наладили производство … груш